Свежий выпускАрхивRambler's Top100
Свежий выпуск
Свежий выпуск Переводчик ПРОМТ Архив
Экспрессия - субъективные заметки Expression

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ


1945
Колеса поезда мерно постукивали, убаюкивая уставших пассажиров. Состав направлялся на юг Франции. Он вез домой самое дорогое, что было у этой страны - любящие сердца солдат, чудом выживших в фашистском плену.

Плотная и мягкая, как пуховая шаль, ночная тишина уютно обволакивала вагон. И только двое не могли спать.
О чем же они говорили? Ну, конечно, о тех, кто их ждал!

- Ты не беспокоишься о своем возвращении? - с тревогой спрашивал один.
- Беспокоюсь?! - недоуменно вскидывал брови другой. - Да я с ума схожу от радости. С какой стати я должен беспокоиться?
- Но ведь твоя жена очень симпатичная, да и разлука была нешуточная. Кто знает, быть может, у тебя уже появился преемник.
- Преемник?! Ну, ты даешь! Мы ведь были счастливы вместе. Не веришь? А хочешь, я покажу тебе ее письма?
- Ах, письма… Письма еще ни о чем не говорят. Я тоже получал письма, очень и очень нежные. Но я все-таки волнуюсь.
- Но почему? Ты что, не уверен в своей жене?
- Да как тебе сказать… Не то, чтобы совсем не уверен… Но, если честно, я никогда не мог до конца поверить своему счастью. Это чудная женщина. Она красива, умна, она все умеет делать. Она прикасается к куску ткани, и он становится рубашкой. Она меблирует деревенский домик-развалюшку, и он превращается в рай… Не может быть, чтобы за все это время никто не позарился на такое сокровище.

2004
Вы. Вас. Вам. Вами. О Вас…
Карандаш легко скользит по бумаге, и на гладкой поверхности начинает проступать знакомое лицо.
Сходство, впрочем, весьма относительное - оригинал, скорее всего, себя не узнает.

Оригиналы, музы и прочие вдохновители вообще редко узнают себя в творениях, им посвященных. Но скажите, для кого музыкант пишет песню? О ком думает поэт? Для кого кутюрье наряжает свою витрину? Для кого, наконец, скользит по бумаге мой карандаш?

Для публики? Да чушь все это. Никакие ласки публики не сравнятся с теплотой единственного, по-настоящему родного человека. А что скажет на это публика - дело семьдесят седьмое.

Хотя стоп! Это что же получается? Принародные поцелуи? Душевный стриптиз? Бр-р-р!

В самом деле, когда обнаруживаешь, что тайное давно стало явным, и укромный междусобойчик, оказывается, является местом массового скопления зрителей, хочется убежать без оглядки.

Выходит, молчать? Творить, застегнувшись на все пуговицы? Ограничиться реферированием мыслей, признанных гениальными двести лет назад?
И забыть о счастье.

Или есть какой-нибудь третий путь? Путь, на котором мы сможем обрести друг друга и при этом будем выглядеть прилично.

1945
Могла ли она ждать кого-то, кроме него? Могла ли думать о ком-то другом, перечитывая бессонными ночами его редкие письма?

Она помнила наизусть каждую строчку, потому что много раз пыталась отыскать среди вереницы букв затаенную нежность.
Однажды ее терпение было вознаграждено. Глава местного самоуправления лично сообщил ей радостную весть: муж возвращается, скоро они снова будут вместе.

Что нужно для счастья французу, вернувшемуся из плена? Конечно хороший завтрак!

Нет мяса? Забиваем последнего цыпленка, вот вам и жаркое. Достаем из старых запасов бутылку хорошего красного вина. Ставим на стол трехцветный букет.
Красный, голубой, белый - цвета государственного флага. Он всегда был патриотом, и ему очень нравилось, чтобы на столе стоял букет.
А еще он очень любил шоколад. Но шоколада нет! Нет во всей деревне! Надо ехать в соседнюю - тамошний продавец уже пообещал помочь ей, ведь это редко кому выпадает - встретить мужа из плена живым.
Ничего, у нее есть велосипед, и она обязательно все успеет.
Его поезд приходит на станцию в двенадцать. Оттуда - четыре километра пешком. Она вернется домой гораздо раньше, в этом нет никаких сомнений.

Последние приготовления.
Сервируем стол для двоих и распахиваем настежь окна: он будет приятно удивлен, увидев, что их дом совсем не изменился.

Беглый взгляд в зеркало: хороша! Красавица, умница, да к тому же счастливица!
Все, пора. Ногу в стремя и - вперед.

2004
Страшно спешить в никуда. Переплыть океан разлуки и оказаться на необитаемом острове. И только тут понять, что твоей путеводной звездой был мираж. Или твоя же собственная выдумка.

Но еще страшнее, выйдя обессиленным на берег, лицезреть многочисленное (и счастливое!) семейство твоей путеводной звезды: чад, домочадцев, коз, собак… И сознавать, что теперь тебе предстоит переплыть тот же самый океан в обратную сторону.

1945
Он не шел со станции - он бежал. Задыхаясь, не разбирая дороги. Их дом стоял на краю деревни, потому он выбрал самый короткий путь - через лес.
Никто не видел, как он проскользнул в сад, и несколько минут стоял неподвижно, успокаивая бешеное биение сердца и вслушиваясь в звенящую тишину.

Потом он тихонько позвал: "Элен!".
Но только тишина, как натянутая гитарная струна, продолжала звенеть в ответ.

Может, надо было позвать громче?
Он подождал немного и повторил заветное имя: "Элен, Эле-е-ен!".
Опять никто не ответил.
Тогда он решился подойти поближе и заглянуть в открытое окно.

Букет цветов, бутылка дорогого вина, стол для двоих…
Свет в его глазах померк.
"О, Боже! Какой же я дурак! - шептал он. - Ну конечно же, конечно! Я ведь предчувствовал - она живет не одна!"

На его голос в сад заглянул сосед. "Какой стыд!" - подумал он, и, не спрашивая ни о чем, опрометью бросился назад в лес.

На этом все закончилось - его не смогли найти ни жена, ни полиция, ни газеты.

2004
Любовь, живущая в одном сердце, обречена. Живущая в трех также не проживет долго. Но и парной любви не всегда везет, особенно если на ее пути встретится некто третий.
Некто виртуальный - и в этом главная его опасность. С реальным человеком всегда можно расставить точки над i, но попробуйте взять за шкирку виртуального, выдуманного персонажа - и у вас ничего не получится.

Самое смешное, что эти призраки берутся из ниоткуда: из случайно брошенной фразы, нелепого совпадения обстоятельств, из каракулей на листе бумаги…
Если оригинал не узнает в моем рисунке себя, он может опознать в нем… правильно! - своего соперника.

Есть ли от этого спасение? Наверное, только одно - прямой вопрос: да или нет.

Страшно?
Конечно.

Страшно получить "не такой" ответ или вовсе не получить никакого.

Хотя, отсутствие ответа в данном случае - тоже ответ, пусть и наиболее ужасный из всех возможных. Он означает одно: то, что мы принимали за любовь, на самом деле - выдумка, мираж, бред. В общем, надо плыть назад.

Но может быть, оригинал себя узнает? Ведь есть же и такая вероятность.
И может быть, тогда мы сумеем отправить виртуальных пришельцев из ниоткуда в их родное никуда. И останемся наконец вдвоем.

Вы. Вас…
Нет!
Мы. Нас. Нам. Нами. О Нас…


"1945" - вольный пересказ новеллы Андре Моруа "Возвращение из плена".

Другие материалы выпуска >>>




Материалы этого сайта разрешается публиковать в печатных СМИ без какой-либо оплаты со стороны редакций. Единственным условием публикации является указание на источник информации - "Express de Paris".



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz