Expression
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙЖизнь как произведение искусства? О-ля-ля! Это что-то новенькое. Что-то очень французское. Язык не поворачивается назвать исследование, посвященное истории сексуальности, церемонным словом "философия", но, между тем, так оно и есть. Мишель Фуко - действительно, ярчайший представитель французской философской мысли второй половины двадцатого века, и его работы, действительно, серьезно повлияли на мировоззрение западного читателя. Остается добавить, что благодаря программе "Пушкин", к практике "Использования удовольствий" можем приобщиться и мы. "…Чтобы не было мучительно больно…"- это сказал отнюдь не француз, но в глубине своей фраза очень точно передает мироощущение Фуко. Творить собственную жизнь, как художник создает картину: изящно, вдохновенно и… методично. А чтобы творить, нужно знать, какие инструменты имеются, и что с их помощью можно создать. Вот, к примеру, верность. Мы говорим: "Она ему верна", "Он предан ей", но что, конкретно, стоит за этими словами? Может быть, ожесточенная борьба, которую ведет мужчина, глядя на порхающих вокруг хорошеньких женщин? Противник в этой борьбе - он же сам. А может, его любовь настолько сильна, постоянна и взаимна, что даже мысли не возникает "пойти налево"? Что служит побудительным мотивом? Молчаливый контракт с самим собой или желание продемонстрировать всем свою замечательность: "Вот я какой, даже верным быть могу!"? Как осуществляется практика верности? Подобно отказу от курения - окончательно и бесповоротно? Или как в известном анекдоте, когда муж звонит из командировки и говорит: "Дорогая, ты самая лучшая женщина в мире - я еще раз в этом убедился!"? А может, связанный обетом верности, ведет слежку за малейшими движениями собственной души, ежеминутно спрашивая себя: "Хочу или не хочу?"? Все это случаи, хотя и разные, но вполне правдиво воссоздающие возможные картины верности. Как краски на холсте: возьмешь ультрамарин - получишь небо, добавишь оранжевого - взойдет солнце, капнешь серого - наступит осень… Но вернемся к любви, которую Фуко, размышляющий вместе с великими греками, римлянами и христианами, называет практикой удовольствий. Любовь служит источником счастья, дарующим нам силы для жизни, и в этом ее сходство с другими насыщающими удовольствиями: едой и питьем. Но пища способна не только поддерживать жизнь, она может и убить. Есть смерть от голода, но бывает ведь и от обжорства, не говоря уж про алкогольное опьянение. Насыщающие удовольствия - оружие гораздо более мощное, чем может показаться на первый взгляд. И речь вовсе не о том, что какие-то из совершаемых человеком действий опасны сами по себе, что какая-то пища изначально является отравой. Нет, все яд и все - лекарство. Вопрос в количестве. Многие болезни происходят от избыточного потребления, ведущего к образованию лишней энергии, которая, не находя выхода вовне, начинает уничтожать человека изнутри. Есть ли спасение? Да. Оно в умении владеть собой, в способности не стать рабом удовольствий, будь то еда, питье или удовольствия телесной любви. Умеренность и осторожность, помноженные на знание, - залог правильного потребления. О тонких нюансах любовной диетики мы поговорим позже, а сегодня - общие принципы этой хитрой науки. 1. КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ Этот коммунистический лозунг вполне актуален в вопросах, касающихся здоровья. Не стоит удовлетворять потребность загодя, еще до того, как она появилась. Мудрый Сократ как никто умел наслаждаться жизнью. Почему? А потому, что пищи употреблял столько, сколько мог съесть с аппетитом, к еде приступал с такой подготовкой, что голод служил ему приправой; питье всякое ему было вкусно, потому что он не пил, если не чувствовал жажды. Так и в любви: хотите ощутить неземное блаженство? Дождитесь настоящего голода. Нет желания? Не получается? Успокойтесь, потрепите. Либо со временем все наладится, либо вы опрометчиво пытаетесь связать судьбу с "не своим", человеком и ваши неудачи - сигнал подсознательного протеста. Надо просто найти вашу "половинку". "А как я ее узнаю?" Сложный вопрос, простой ответ. Узнаете как раз по чувству голода, настоящего голода, а не ленивого желания перекусить абы где и абы с кем. 2. НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ В ТОТ ЖЕ ЧАС Время - важнейший союзник в любви. Но при неумелом обращении оно может стать опасным противником, поэтому так важен вопрос: "Когда?". Существует несколько масштабов, которые можно применять к любовным практикам. Во-первых, масштаб всей жизни. Не следует начинать слишком рано и продолжать тогда, когда уже нет ни сил, ни желания. Сексуальный акт - это мощнейший выброс жизненной энергии. Но в детстве и ранней юности энергия необходима для формирования организма, и потому утрата может быть невосполнимой. В старости же очень много сил тратится на "ремонт" и поддержание тела в надлежащем состоянии. Разумеется, старость - состояние индивидуальное. Один способен в девяносто лет быть донжуаном, другой к сорока чувствует себя совершенно выдохшимся. Поэтому правило разумного энергообмена можно сформулировать так: отдавайте то, что имеете в избытке. Второе. Масштаб года. Весной и осенью, в жару и в холод любовная диета должна быть разной. Посмотрите хотя бы на животных - у них эти проявления носят строго сезонный характер. Третий масштаб - сутки. Это, конечно, вопрос личных предпочтений, но, с точки зрения медицины, для удовольствий любви лучше предпочесть вечер, чтобы было достаточно времени отдохнуть в преддверии завтрашнего рабочего дня. 3. СКАЖИ МНЕ, КТО ТЫ… Еще один важный фактор - ваш статус. К юноше и старцу, мужчине и женщине, патрицию и плебею - разные требования. С возрастом мы уже разобрались, что же касается половых различий, основатели медицины считали, что женщине предписана пассивная, принимающая и сохраняющая роль. Посему, нехорошо, если она, подобно гончей собаке, будет преследовать предмет своей страсти и домогаться любви. Мужчина же, наоборот, предназначен для активности, проникновения, потому пассивность и женоподобность с его стороны будет непростительным грехом. Но более всего объем предъявляемых к человеку требований зависит от его положения в обществе. Мы не осуждаем никому не известных бродяг, даже если они погрязли в разврате. Но стоит слегка оступиться влиятельному политику, и о его промахе вскоре будут судачить на каждом углу. Чем более жизнь человека публична, чем большим авторитетом он обладает, чем сильнее стремится сделать из своей жизни яркое произведение, добрая слава о котором достигнет отдаленных пределов в пространстве и времени, тем необходимее ему придерживаться самых строгих принципов в использовании удовольствий. И здесь мы оказываемся на перекрестке двух дорог - любви и власти. Местность настолько интересная, что мы непременно еще вернемся сюда, дабы подробно рассмотреть пейзаж. А пока оглянемся на уже пройденные нами простые правила. Исполнять ли их, и как - с кислой миной самобичевания или с радостью созидания и сотворчества - ваш выбор. Успехов вам в овладении искусством жить красиво! Мишель Фуко "Использование удовольствий. История сексуальности", Спб.: Академический проект, 2004. Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России. Иллюстрации с сайта SkyBlog.com Другие материалы выпуска >>> Архив>>> Переводчик "ПРОМТ">>> |
|