Свежий выпускАрхивRambler's Top100
Свежий выпуск
Свежий выпуск Переводчик ПРОМТ Архив
Арт-Экспресс Art-Express

ЖИВОПИСЬ:
КОПИЛКА ИЗОБРЕТЕНИЙ

Как создается шедевр? Сложный вопрос. Но оч-чень интригующий. Сродни попытке раскрыть тайну гениальности.

Именно такое исследование дерзнул осуществить видный французский историк искусства Юбер Дамиш в своей книге "ТЕОРИЯ /ОБЛАКА/. Набросок истории живописи", опубликованной недавно в рамках программы "Пушкин".


Разумеется, пересказывать четырехсотстраничный научный труд - занятие бессмысленное. Надеемся, энтузиасты прочтут его в оригинале. Мы же можем предложить вам кратчайший конспект, систематизирующий всевозможные способы выделения художественного произведения из ряда других.


В СОАВТОРСТВЕ С ПРИРОДОЙ

Что ни говори, а Природа - самый гениальный творец. Она иногда создает такое, что ни одному живописцу не снилось. И отдает безвозмездно, не требуя ни гонорара, ни платы за вход, ни даже надписи "копирайт…". Надо только уметь взять, увидеть, понять замысел.
Пятно на стене, причудливой расцветки камень, облако, языки огня, комки грязи… Именно эти, обычные, на первый взгляд, объекты стали ступенькой ко всемирной и не угасающей в веках славе некоторых художников. Вот, кстати, свидетельство Леонардо да Винчи: "Если ты хорошенько рассмотришь их, найдешь удивительнейшие изображения, чем ум живописца побуждается к новым изобретениям, будь то к композициям битв животных и людей, или к различным композициям пейзажей и чудовищных предметов".

Словом, первый способ взаимодействия можно сформулировать так: "Природа как источник вдохновения".

Второй способ, вероятно, следует назвать стилизацией.
Это когда вы не отталкиваетесь от образов, данных природой, а, наоборот, маскируете свою картину под природное явление. К примеру, зритель сначала видит на холсте небо и облака, а потом понимает: нет, на самом деле это жанровая сценка из жизни семейной пары.
Драма в стиле листопада или портрет известного политика а-ля каменная глыба - такие сюжеты всегда притягивают внимание и заставляют задуматься.

Третье - "непринужденная живопись".
Здесь природа буквально водит вашей рукой.
Говорят, этот способ обязан своим рождением одному античному художнику, у которого никак не получалось правдоподобно изобразить пену во рту запыхавшейся собаки. В ярости он швырнул в картину губкой и… О чудо! На свет появился шедевр.
С тех пор метод тряпкокидательства стал очень популярным. Среди его близких родственников разбрызгивание краски и выдувание на влажный шелк пудры, освоенное китайскими живописцами, очерчивание теней и акватипия.

Четвертый вариант - внимание к деталям.
Вообще-то, традиции предписывают концентрироваться на целом. Но иногда полотна создаются как раз ради деталей, необычных ощущений, спецэффектов.
Легкая дымка-сфумато, туман, ветер, невесомость, смазанные контуры, характерные для быстрого движения, мерцание струящихся драпировок ткани, тени от предметов, которых нет на картине… Завораживающее зрелище!
Можно поиграть и с расстоянием. Когда рассматриваешь предметы, находящиеся очень близко, они выглядят совсем не такими, как обычно.


АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИЗЫСКИ

Если природными выкрутасами может овладеть даже не очень опытный живописец, то для практик, описанных в следующих параграфах необходима определенная теоретическая подготовка и ежедневная тренировка.

Водораздел проходит, главным образом, между западными и восточными традициями, носители которых понимают живописное пространство совершенно по-разному.

Когда же в типично западной картине просматриваются восточные нотки, это выглядит очень эффектно.

Запад или восток - это выбор между противоположностями.

Отрицать основу или сотрудничать с ней?
Картина всегда пишется на чем-то: на холсте ли, на стене или с использованием другой поверхности. Но должна ли эта поверхность быть видимой?
Западная академическая традиция считает: нет, ни в коем случае! Живопись - это иллюзия жизни, и потому необходимо всеми возможными способами замаскировать основу, не оставляя на холсте ни одного пустого участка.
Совершенно иной подход у китайских мастеров. Для них шелк и бумага сами по себе являются объектами пристального внимания. Фактуру материала обязательно нужно подчеркнуть, преподнести в выгодном свете. Результат всегда очень изящен и декоративен.

Фигура / фон
Эта оппозиция - суть продолжение первой.
Западная живопись исключительно фигуративна, она все время изображает какие-нибудь объекты. Для востока же характерно использование пустоты. Промежутки в картине действуют наравне с другими персонажами.

Монохромность / многоцветие
Китайские мастера с блеском доказали, что одноцветная картина может быть очень правдоподобной. Впрочем, и в западной традиции пестрота не очень-то поощряется. Высоко ценится умение достигать цветовой гармонии с помощью трех-четырех красок.

Перспектива
Тут довольно много вариаций, ведь кроме хорошо знакомой нам прямолинейной перспективы существует криволинейная, со смещенным центром, с завышенным или с заниженным горизонтом, или даже с отсутствием всякого горизонта, когда пространство создается компоновкой предметов.

Линейное / живописное
А вот это - самая богатая всевозможными интересными отклонениями оппозиция.
Соперничество цвета и линии, объема и плоскости.

В христианских иконах раннего средневековья ведущую роль играл контур, цвет же был всецело подчинен ему. Такие работы очень красивы, но характерно плоски, бестелесны, чем подчеркивается духовная направленность сюжета.

С развитием живописных практик в иконопись ворвались телесность и объем. Художники стремились создать у зрителя иллюзию правдоподобия. Но церковь очень настороженно относилась к экспериментам, справедливо полагая, что живописная правда далеко не всегда способствует установлению правильных взаимоотношений с Богом, ибо в сферах небесных действуют совсем иные законы. По этой самой причине множество споров разгорелось вокруг купола церкви Сан-Джованни в Парме работы Антонио Корреждо, где автор попытался изобразить Бога чересчур объемно, по-человечески, да еще и в перспективе снизу, сильно искажающей пропорции тела.

Вывод очевиден: каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, каждый хорош в определенных условиях. Однозначного победителя нет. Но примирить спорщиков, как показало время, возможно.

Удивительно, как китайцам удается то, чего не могут просвещенные итальянцы, знаменитые испанцы и многоопытные французы? Видимо, они просто не знали о существующем противоречии, иначе бы тоже запутались.

И все же… В Китае нет понятия контура. Там не обводят цветовые пятна, для того чтобы отграничить их от окружающего пространства. Вместо этого китайцы рисуют, скажем, гору как единую цветовую массу. Потом некоторые части этой горы затемняют, добавляя краски, другие высветляют размывками. А напоследок дают волю линиям. Нет, не для обводки контуров, а для проработки мелких деталей: листвы деревьев, шершавой поверхности камней, причудливых изгибов горных тропинок. С точки зрения западного зрителя это совершенно неожиданное решение.

Если же у вас не получается "поженить" плоскость и объем, можно позволить кому-нибудь из них "солировать".
Вот типичные решения:

Преобладание плоскости

Триумф линий
Иногда линий так много, и они так бросаются в глаза, что картина становится похожей на витраж, мозаику или маркетри.

Бесформенный пейзаж
Полная противоположность. Никаких линий, только пятна краски, кажется, совершенно беспорядочно разбросанные. Но если посмотреть на работу внимательнее, да еще под определенным углом, можно обнаружить нечто неожиданное.

Нюажизм
Сюжет вполне реалистичный, но довольно специфический: туманное утро. Предметы, окруженные легкой дымкой, неясные контуры, смутные предчувствия…

Импрессионизм
Мазочек к мазочку, краска ложится легко и непринужденно, создавая ощущение зыбкой воздушной среды. Что характерно, художника в такой картине интересуют не столько фигуры, сколько вот эта самая игра красок.

Неоимпрессионизм
Вокруг значимых деталей появляется темный контур, выделяющий их из окружающего пространства. Отчасти это возвращение к линейности в наиболее декоративном ее варианте.

Преобладание объема

Скульптурность, как у Дюрера, когда складки одежды, кажется, можно потрогать, или фотореализм - детище американских авторов, когда кисть служит в роли фотоаппарата.

Тяготение к мнимой глубине в ущерб поверхности, на которой обитают персонажи.
Парадокс, когда художника занимает задний план, а не то, что находится ближе к зрителю.

Кубизм
Создание специального, искусственного пространства с неожиданными объемами. Предметы здесь используются не по своему прямому назначению, а исключительно как элементы картинного интерьера.


МЕТАМОРФОЗЫ СМЫСЛА

Это наиболее сложный уровень превращения живописной работы в шедевр. В игру вступают культурные стереотипы.

Вот перед нами холст. Что вы видите здесь кроме картины?
Странный вопрос, да?
А между тем, живописное произведение далеко не всегда хочет быть просто картиной, ведь искусству так свойственны превращения!

Первое из них - картина становится окном в мир.
Это всем нам знакомый реализм, основанный на максимальном правдоподобии. Телевизор и фотоаппарат эпохи Возрождения.

Другое дело - картина как символ, знак, иероглиф.
Здесь нам пригодится умение читать между строк, точнее, между мазков кисти.

Третье - живопись как музыка.
Геометрия гармонии. Текучие, безупречно скомпонованные линии звучат как волшебные струны. Звонкие красочные мазки сливаются в аккорды. Душа поет!

Четвертый вариант - картина как интерьер, в котором уютно располагаются персонажи. Причем, этот интерьер создан специально для героев, чтобы подчеркнуть их характер или роль. Пространство носит символический, игровой характер.
Ангелы взбираются по лестнице на крышу, олицетворяющую небо, а в это время в "комнате" происходят события из сна Иакова.

А ведь играть можно не только с интерьером картины, но и с пространством вокруг нее.
Некоторые полотна, подобно театральным декорациям, пишутся для конкретных случаев, особых событий, определенного помещения.
Стоит перенести такую работу в другое место, и она, лишенная подходящего обрамления, потеряет часть своего шарма. Зато как элемент жизненного спектакля, это творение работает безупречно.

Интересный опыт по превращению жизни в действующее лицо картины провел в свое время Брунеллески. На небольшой доске он изобразил баптистерий Сан-Джованни, выказав чрезвычайную тщательность и точность в передаче всех деталей. Верхняя часть картины, отведенная для неба, была покрыта полированным серебром. Картину полагалось рассматривать на определенном расстоянии через маленькое отверстие в зеркале, направленном лицом к картине. За счет двойного отражения возникала полная иллюзия реальности, зритель словно бы оказывался рядом с собором, над которым по живому небу плыли настоящие облака.

Еще один вид мимикрии - превращение живописи в театральное действо - берет свое начало в средние века.
Тогда было принято ставить спектакли по мотивам библейских сюжетов. При этом разные виды искусства обменивались между собой оригинальными находками. Поэтому, если внимательно присмотреться к некоторым картинам канонического содержания, можно увидеть, что вознесение Христа часто происходит при помощи театральных, ватных облаков. Это особенно заметно, когда на картине одновременно присутствуют и настоящие, природные облака. Особо дотошный зритель обнаружит также другие элементы театрального реквизита.
О чем это говорит? О том, что перед нами представление представления, театр театра.

Но кроме всего прочего, картина может быть рассказом, масштабным повествованием со множеством персонажей и сцен.
Создать такое произведение, пожалуй, сложнее, чем видеоролик, поскольку нужно умудриться разместить всех действующих лиц на одной плоскости, сделать так, чтобы они взаимодействовали между собой, и все это - символическими средствами, без слов, без движений.

Как разделить "жилплощадь"?
Можно чисто геометрически разлиновать картину на несколько уровней сверху вниз или слева направо.
Более изощренный способ - обозначать разные регистры разным цветом.
Кроме того, можно поместить одного или нескольких персонажей в медальоны. Тогда будет понятно, что у них в этом произведении особый статус.
Можно воспользоваться и архитектурными элементами, "расселив" героев в отдельные "помещения". Разделение сцен в этом случае будет происходить с помощью стен или колонн.
Впрочем, функции разделителей с успехом могут выполнять облака или другие эфемерные объекты или даже персонаж, оказавшийся "на перепутье" между сценами, которые играют другие актеры.

Однако, размещение - еще полдела. Надо позаботиться о развитии сюжета. Персонажи должны "общаться" между собой. Но как?

Вот возможные варианты:
- взглядами
- жестами
- лучами света

В любом случае, в картине должен быть налажен безупречный круговорот отношений. Ни один персонаж не может быть изгоем, в работе живописной механики надо задействовать каждый сантиметр холста, каждую красочную точку.

И последний совет: подумайте о том, какую роль в вашем шедевре будет играть зритель,
ведь именно он в живописи -
главное действующее лицо.



По материалам книги Юбера Дамиша "ТЕОРИЯ /ОБЛАКА/. Набросок истории живописи".
Санкт-Петербург, "Наука", 2003.

Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России.



Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>




Материалы этого сайта разрешается публиковать в печатных СМИ без какой-либо оплаты со стороны редакций. Единственным условием публикации является указание на источник информации - "Express de Paris".



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz