Art-Express
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНАЖиль Липовецкий «Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности» - Спб.: «Алетейя», 2003 гКак изменился мир! Как изменились женщины! Но что же именно случилось? И почему? – об этом размышляет в своей книге Жиль
Липовецкий.
Всегда ли женщины были «прекрасным полом»? Отнюдь. По мнению автора книги, и прекрасный пол и красивая любовь – изобретение европейской цивилизации эпохи Возрождения. По крайней мере, первобытные изображения женщин не несут в себе никакого романтизма: безразмерная грудь, гипертрофированно огромные половые органы и отсутствие лица. Индивидуальность неинтересна – торжествует плодоносящая функция. С появлением патриархата статус женщин изменился и, как вы понимаете, не в лучшую сторону. Особенно досталось представительницам второго пола в период Великой Инквизиции. Если в древней Греции их просто не считали гражданами и несколько ущемляли в правах, то в эпоху раннего средневековья и вовсе объявили исчадием ада, бесовским, недостойным созданием, единственная цель которого – совратить человека (читай – мужчину) с пути истинного. От женщин все беды. В их присутствии даже продукты портятся быстрее (?!). Впрочем, этот задвиг сознания просуществовал, по историческим меркам, недолго. На смену ему пришла другая крайность – женщина-божество. Воплощенный идеал. Чистая, безгрешная и недоступная. Не дышать! Руками не трогать! А потом наступило Возрождение с его жизнерадостным культом тела. Всевозможные техники обольщения расцвели буйным цветом и до отказа заполнили общественную жизнь. С тех самых пор любое произведение искусства считается пресным, если в нем в той или иной форме не рифмуются «любовь» и «кровь». Через сотню-другую лет на смену Прекрасной Даме приходит буржуазная Роковая Женщина. Властительница дум, предмет вожделения, ради овладения которым мужчина готов пожертвовать чем угодно: деньгами, карьерой, даже жизнью. Блестяще! Но – увы! – Роковая Женщина – именно предмет. Сорт мебели, показатель успешности мужчины наряду с роскошным автомобилем и счетом в солидном банке. А что же будет дальше?
Ну да, разумеется. Только вот с кем? Вопрос не праздный. Рыцари и трубадуры, например, играли в любовь преимущественно сами с собой. Да, да! Если вы думаете, что влюбленный поэт превозносил даму сердца до небес для того, чтобы она ему отдалась, вы ошибаетесь. Это-то как раз было категорически нежелательно, иначе рыцарь терял свободу. Нет, рыцарская любовь была лишь поводом для упражнений в изящной словесности, способом самоутверждения на литературном поприще и источником сладких мук, которые в идеале должны длиться вечно. Подход садомазохистский, но способствующий вдохновению. Другой патологический случай – игра с обществом. Этот подход, кстати, не до
конца изжил себя и в наши дни. Стремление казаться богатым, знаменитым, успешным…
А что способствует созданию такого впечатления? Правильно! – дорогие вещи и
дорогие, то бишь красивые и дорого одетые женщины. И наконец – игра вдвоем. Стремление доставить удовольствие друг другу. Вечный путь Дон Жуана: вы получаете то, чего подсознательно ищете. Обещаний жениться? - Pourquoi pas? Нежных признаний? - Tres bien! Эротических наслаждений? - Voila! ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖЧИНАМетаморфозы женственности неизбежно ведут к изменению представлений об идеале
мужественности. Однако сдает позиции и сладкоголосый Воздыхатель. Приторно-сентиментальные излияния типа: «Люблю навеки!!!» давно воспринимаются как банальность. Классическое предложение руки и сердца, обставленное по строгим канонам пятидесятилетней давности, скорее всего, будет встречено иронической улыбкой. И что же? Кого мы увидим теперь в роли идеала? Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России. Иллюстрации: © Paris Tourist Office © AuFeminin.com Другие материалы выпуска >>> Архив>>> Переводчик "ПРОМТ">>> |
|