Свежий выпускАрхив
Свежий выпуск
L'esprit
de Paris
Свежий выпуск Переводчик ПРОМТ Архив
Воздух Парижа

ОН БУДЕТ ТВОРЦОМ

Глава из книги известного французского психоаналитика Франсуазы Дольто «Когда рождается ребенок».

 


- Когда в семье один ребенок, ему желают, естественно, в о всем « достичь как можно большего » . Почему, например, ему не стать художником ? Одна мама, у которой трое детей — де в яти, семи и шести лет, — пишет нам о старшей и младшей дочерях, которые проявляют ис­ключительные способности к рисованию. Мать сооб­щает, что ее старшая доч ь , даже когда ей было в осемнадцат ь месяце в , очень любила рисо в ать. Кроме игры 6 куклы это было ее постоянным занятием: она изображала принцесс, фей в длинных платьях, в ышитых необыкно в енными четким и геометрическими рисунка­ми (что очен ь уди в ительно для де в очки такого в озрас­та). В школе, наоборот, дочь считается средней у ченице й., и не все предметы даются ей легко. Самая младшая, шестилетняя, дочь — очень споко й ная де в очка, прекрас­но ладит со с в оими сестрами. Рисунки ее, как го в орит мама, всегда очень яркие и часто далеки от реальной жизни, будто она видит окружающие , ее. предметы в своем собственном цвете, присущем только ее в ообра­же н ию». Например она изображает о г ромное солнце с красивыми очень яркими красными и оранжевыми лучами. Мама спрашивает: «Надо ли детям объяснять, как рисовать, что рисовать и что исключать из рисунков?»

- Естественно, нет. Но думаю, ребенку будет очень интересно поговорить о своих рисунках, а если она их не показывает, не надо этому придавать большого значения. Когда же девочка захочет продемонстрировать их своей маме, стоит просто сказать: «Это очень красиво». Мать должна вызвать у ребенка желание самому рассказать о том, что изображено и какова история образа на рисунке. Лучше это сделать такими словами: «А еще что там? А здесь? И здесь? А это что такое? А, да! Ну вот, видишь, я бы сама этого не заметила». Девочке больше нужна заинтересованность в том, что она изобразила на рисунке, а не восхищение ею самой. Она нуждается в этом еще и потому, что старшая. Возможно, дочка хотела обратить на себя внимание мамы именно в момент рождения двух других детей. Вероятно, из-за этой потребности ее адаптация в школе проходила не так, как нужно: привлечение внимания мамы отнимало у нее много сил. Думаю, что теперь их отношения улучшатся. Мама может ей помочь, придумывая различные игры: вместе вырезать, например, силуэты фей, принцесс, помещать их в рамки, украшенные вырезанными из рисунков замками, дорожками, придумывать истории для этих персонажей, если, конечно, девочка этого хочет. Это воодушевит ребенка и поможет ей быть более открытой и общительной в школе.

Что касается самой младшей девочки — у нее хорошо развито чувство цвета... Между прочим, детей с такими способностями становится все больше и больше. Видимо, влияет телевидение, красочно иллюстрированные журналы, Когда мы были маленькими, такого не было. Все дети переживают периоды художественного или музыкального «вдохновения». И именно на этом этапе следует сделать так, чтобы они не под нажимом родителей, а сами рассказывали о своем творчестве.

 


- Я думаю, что этот вопрос задан Вам как психоаналитику, ведь люди считают, что психоаналитики порой находят весьма удивительные объяснения...

- Это не совсем «объяснения». Просто ребенок выражает себя через рисунок и в один прекрасный день сможет описать его словами.

 

- Во всяком случае это не означает, что их надо тщательно анализировать.

- Конечно, нет. Кстати, я никогда не писала о детских рисунках и их интерпретациях. Если ребенок не может выразить свои чувства, свое видение мира словами, он передает его в рисунках. Надо знать, что есть дети, которые прекращают рисовать, когда родители хотят, чтобы они рассказали о своих рисунках. Если во время беседы с психоаналитиком они выражают себя через рисунок, это означает, что нарисованное — их секрет, который они не хотят никому открывать.

Впрочем, наравне с рисованием есть и другое способы самовыражения ребенка: изготовление кукол-марионеток, игра со словами и звуками, занятия лепкой. Рисующие дети часто видят мир в двух измерениях, в отличие от нашего случая со старшей девочкой.

Даже если вылепленные фигурки получатся очень плохо, они могут быть действующими лицами представления (что, между прочим, нельзя сделать в школе) и живут в воображении ребенка. Когда дети учат буквы, пишут, рисуют на занятиях в школе — это все «школьное», в то время как дома они выражают себя, как могут. А если мама дома и свободна, они непосредственно общаются с ней, что совершенно невозможно в школе с учительницей, у которой так много детей.

Есть и иной способ, которым могла бы воспользоваться мать, — помочь своим дочерям (особенно второй, о которой она нам ничего не сказала) лепить и рисовать музыкальные образы, и она тогда увидит, что ребенок выразит окружающий мир в цвете, навеянном музыкальными звуками. Одаренные дети очень любят эту игру. Им также нравится рисовать сны, истории, иллюстрировать то, о чем им читает или рассказывает мама;

Ни в коем случае нельзя забывать, что дети, не имевшие склонности к рисованию, после периода полового созревания могут стать великолепными рисовальщиками или художниками. И, наоборот, те, кто проявлял способности в детстве, могут их впоследствии утратить.

 


- Вот письмо от матери четверых детей: девочки пяти с половиной лет, четырехлетних двуяйцовьгх близнецов и годовалой малышки. Ее вопрос касается одной из «близняшек» по имени Клэр. У нее очень нежная, чувствительная, артистичная натура. Еще раз напомню ее возраст: почти четыре года. «Музыка оказывает на нее большое воздействие. Когда она загрустит или заплачет, приятные для ее уха звуки успокаивают ее. Вместе с тем. она очень часто бывает рассеянной. Мы с мужем пришли к общему мнению, что этому не надо придавать большою значения и создавать проблемы на этот счет». Однако мама спрашивает, что нужно делать для развития у дочери полученного ею от природы дара: «Можно ли разгадать в такой маленькой девочке талант будущей артистки?»

- Если у ребенка есть слух, если он любит музыку, почему же не начать обучение прямо сейчас, только с преподавателем, который заинтересован в самом ребенке, а не с тем, кто заставляет играть лишь гаммы и упражнения. Есть много дисков для детей с текстами о великих композиторах. Ей также интересно будет послушать классическую или эстрадную музыку в живом исполнении, а не только в записи. И если, например, в церкви есть фисгармония или орган, пусть мама сходит с ней туда, когда это ее заинтересует.

Музыка — чрезвычайно сильное и полезное средство самовыражения для большинства чувствительных детей. Кроме того, не забывайте о танцах. Недостаточно любить музыку, оставаясь пассивным: она не только передает чувства, но и способствует развитию движений. Потому очень важно, чтобы эта малышка умела передавать то, что она чувствует, и танцами. Дети начинают реагировать на музыку очень рано. И если у этой девочки хороший слух, ей ни к чему музыкальное воспитание с помощью игрушечных пиано с фальшивыми нотами. Мне жаль детей, которые пользуются такими забавами. Очень важно не деформировать слух ребенка: ухо — такой чувствительной орган у детей! Лучше пользоваться самоучителем или маленькими аппаратами «Мелодия» с правильными нотами, с помощью которых, например в Германии, обучают детей музыке начиная с двух лет. Существуют басы, баритоны, сопрано — ребенок выберет тот инструмент, который захочет. Если в доме есть пианино, оно должно быть всегда настроено. И пусть дети не колотят по клавишам, а учатся правильно называть каждую ноту: звуки, как и людей, надо знать и уметь различать их по «имени».

 


- Дети-«творцы» нуждаются 6 большей помощи, чем. другие, если они более чувствительны?

- Скорее в уважении! Каждого ребенка надо уважать, а у ребенка-«творца» есть свои «антенны», которыми он чувствует. Если у него необычная реакция на что-то, не надо ему говорить: «Какой ты глупый...», как часто делают родители, когда не понимают, допустим, внезапной радости своего ребенка. Я думаю, очень важно, чтобы у творческих детей была возможность выразить себя и чувствовать уважение других, возможность обучаться у специалистов в той области, которая им по душе. А также по желанию слушать музыку, ходить в музеи, на выставки живописи — это очень важно.


Перевод Галины Красновой
Литературная обработка Галины Кораблевой

Источник:
Франсуаза Дольто «Когда рождается ребенок. Книга первая» - М.: ЮниПринт, 2004.

Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России.


Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>




Материалы этого сайта разрешается публиковать в печатных СМИ без какой-либо оплаты со стороны редакций. Единственным условием публикации является указание на источник информации - "Express de Paris".




Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz