АрхивСвежий выпуск
Арт-Экспресс

КАК МЫ
ЗАВОДИМ ЧАСЫ,
И КАК ЧАСЫ
"ЗАВОДЯТ" НАС

По каким часам вы живете?

Нет-нет, речь вовсе не о географическом, поясном времени, а именно о часах - небольшом механизме с двумя стрелками, надетом на руку.

"Ба! Да разве такие доисторические звери все еще водятся в природе? - спросят поклонники всякого рода гаджетов, - Разве кто-то все еще выпускает механические часы?"

Выпускает.
И даже умудряется продавать.
А вот каким образом - об этом как раз и поговорим.

На первый взгляд, в эпоху электронного счета времени для колесиков и пружинок уже не осталось места.
Мелькающие секунды сопровождают нас всюду: в мобильном телефоне и плейере, в компьютере, в телевизоре, в радиоприемнике... А когда вокруг тебя такая прорва электронных часов, причем бесплатных, покупать дорогие механические даже как-то странно.

Но тогда выходит, что часовая промышленность должна умереть?
"Ну уж нет!" - воскликнули производители и принялись штудировать... трактаты об искусстве любви.

Цель?
Отыскать невиданные прежде способы соблазнения потребителей.

 

Красота, обвенчанная с модой

Первый аргумент - конечно, внешность.

Часы всегда были элегантным дополнением к одежде. Но раньше их покупали один раз в десять-пятнадцать лет. Сейчас все иначе.
Модникам полагается иметь целый часовой гардероб и надевать хронограф, наиболее соответствующий обстоятельствам: на работу - одни часы, на бизнес-ланч - другие, на званый ужин - третьи, в театр - четвертые, в клуб - сами понимаете...

При этом стиль оформления часов меняется так же стремительно, как и стиль одежды на подиумах. Еще недавно женские часы обязаны были быть миниатюрными, изящными, с едва различимыми стрелками, а сегодня у дам популярен формат XXL - с большим, как у мужских часов, циферблатом.

С укрупнением часов браслет тоже стал больше, и теперь его оформляют в соответствии со стилем модного дома.

Однако фантазия дизайнеров не остановилась исключительно на наручных часах. Оказалось, что часы-брелоки и часы на цепочках могут быть не менее интересными, чем их прирученные собратья.
Изысканная цепочка облагораживает, придает изделию дух аристократизма, возводит его с позиций банального предмета обихода до статуса ювелирного украшения.
Кроме того, в этом сегменте рынка нет жестких требований к форме.

Круг или квадрат? Фи, как скучно!
Висячие часы могут быть в форме звездочек, яблок, животных или насекомых, цветов, сердец, картин знаменитых художников... короче, они способны превращаться во что угодно, и им - висячим часам - это позволяется.

Одним словом, богатый выбор и сравнительно умеренные - 50-200 евро - цены, вот характерные черты часов категории prêt-à-porter.

На этой ступеньке иерархической лестнице все вполне логично. Но дальше начинаются парадоксы.


Престижа ради

Казалось бы, с увеличением цены должен расширяться выбор форм, материалов и всяческих гламурных трюков. Но нет, у игроков высшей категории все наоборот.

Вот что говорит Николя Бо, "Шанель":
"Люксовые часы не могут играть в те же игры, что популярные модели.
Наша работа ближе к мастерству ювелира, чем часовщика. Мы делаем ее не столько ради коммерции, сколько ради чистого искусства.
И если однажды мы выпустим пластмассовые часы на батарейке с браслетом из твида, нас никто не поймет".

Для того, чтобы создать по-настоящему уникальные, подчеркивающие высокий социальный статус и индивидуальность владельца, часы, французские модные дома становятся акционерами швейцарских компаний, специализирующихся на производстве часовых механизмов, щедро осыпают свои творения бриллиантами, используют золото и платину, работают над новыми составами специальной керамики...
И эти усилия не пропадают даром. Цены на часы категории "люкс" начинаются с 1 000 евро.
Но только начинаются.
Далее следуют цифры 6 000, 25 000, 165 000 и 350 000 евро.

Не верите?
Правда-правда!

Пятеро коллекционеров уже соблазнились на покупку часов, стоимость которых сравнима со стоимостью небольшой квартиры.
Кто они, мы вам, конечно, не скажем, но где живут - пожалуй: Лас-Вегас, Париж, Лондон, Ближний Восток, Азия.

И при всем при том, производители люксовых часов не могут позволить себе такого бесшабашного разнообразия, которое характерно для популярных марок. В плане дизайна у них все очень консервативно и сдержанно.

Наверное, в подобной ситуации мельтешение "поп-звезд", продающихся за 200 евро, мешает? Сбивает потребителей с толку? Ведет к снижению цен?

"Отнюдь - усмехаются производители. - С помощью prêt-à-porter можно надежно привязать потребителя к марке.
Пусть сейчас у него нет пяти тысяч евро, ничего, со временем заработает.
А пока хорошо бы предложить ему наш же продукт по более демократичной цене: из менее дорогостоящего металла, без бриллиантов, но все равно - очень стильный.
В дальнейшем, привыкнув носить хорошие вещи, он уже не сможет от них отказаться".

Вот! Окзаывается, модные дома вовсю пользуются приемом, освоенным когда-то наркоторговцами: "Одна бесплатная доза, и вы навсегда с нами".


Несравненный мой...

"Ну, все понятно, - скажет читатель, - prêt-à-porter - для тех, кто согласен жить в инкубаторе, а если хочешь быть уникальным, заплати свой миллион и спи спокойно".

Нет, не совсем так.

Уникальным можно быть и за 70 евро, если уметь различать "люкс" и série limitée.

Начало этому направлению часового дела было положено в 1935 году, когда командование итальянского Королевского морского флота попросило компанию Panerai, основанную во Флоренции в середине девятнадцатого века, создать для десантников, которых будут забрасывать в тыл врага, специальные часы: водостойкие, ударопрочные, да еще и такие, чтобы в случае гибели лазутчика невозможно было понять, откуда он, из какой страны.

Год спустя появилось детище по имени RADIOMIR 1936.
Впрочем, это самое имя нигде не фигурировало.
На часах не было никакой подписи, никакого товарного знака.
Еще одна "фишка" - цифры: сверху циферблата - римские, снизу - арабские, вместо шестерки, тройки и девятки - черточки, а 12 обозначено треугольником.
Впору сойти с ума.
Что еще? Прочный металлический корпус и стекло из плексиглаза.
Заказчики остались довольны.

Семьдесят лет спустя компания Panerai "переиздала" свой бессмертный шедевр тиражом ровно 1936 экземпляров и пустила в продажу по цене 4 800 евро за штуку.

Впрочем, сейчас в série limitée играют все, кому не лень.
Любая деталь на циферблате, необычные стрелки, ценный металл, особенный цвет - все подходит для того, чтобы заставить тратить больше тех, кто не хочет быть похож на соседа.

Цена, конечно, зависит от тиража.
В категории "люкс" обычно выпускают серии из 10, 20, максимум - 50 экземпляров, поэтому такие часы и стоят баснословно дорого.
У более демократичных марок серии исчисяются сотнями штук.
А вот компания Swatch предложила потребителям серию "Рождество 2006" из 15 000 экземпляров, где часы стоят всего 70 евро.

"Пятнадцать тысяч?!! Но ведь это же и есть тот самый инкубатор!"

Не-ет. Инкубатор получится, если вы сделаете сто штук и выставите их на продажу в одном-единственном магазине, тогда все жители в округе будут одинаковыми, как цыплята. А если пятнадцать тысяч равномерно разбросать по всему миру, то очень немногие люди в каждой отдельной стране смогут считать себя избранными.

В том-то и заключается секрет série limitée, что она дает ощущение причастности не столько к кругу денежных мешков, сколько к какой-то тайне, известной очень ограниченному числу лиц, к интеллектуальной элите, можно сказать.


Детский вопрос

Кто из нас, будучи малышом, не мечтал поскорее вырасти, чтобы получить в подарок... правильно! - часы.

Это и поныне знаковый презент, с помощью которого родители дают понять: ты уже большой.
Разница только в том, что раньше такие подарки делали лет в десять-двенадцать, а сейчас даже пятилетки гордо вышагивают с заветным ремешком на руке. Взрослость молодеет.

Но какая, спрашивается, выгода продавать детские часы за 20-50 евро?

А выгода очень даже большая.

На самом деле, солидные дяди и тети на разговоры о каком-то там часовом гардеробе и необходимости иметь разные часы на все случаи жизни отвечают лишь снисходительной улыбкой. А вот дети к таким аргументам очень чутки.

Они охотно меняют круглый циферблат на квадратный, зайчика на котика, Микки на Барби и так далее до бесконечности.
Плакали ваши денежки, господа родители.

Впрочем, в утешение взрослым, производители решили неукоснительно соблюдать правило, согласно которому детские часы обязательно должны нравиться не только самому ребенку, но и его родителям.
А что может понравиться родителям? Ну конечно, педагогическая функция.

Первейшая задача детских часов - научить малыша ориентироваться во времени.
Но если с вопросом: "Который час?" все более или менее понятно, то для подсчета минут надо, как минимум, знать таблицу умножения, что, согласитесь, не всякому дошколенку под силу.
Ради облегчения этой задачи были придуманы часы с двумя циферблатами - отдельно для часов и минут.
Есть и вариант с одним циферблатом, но на нем два круга цифр: часы обозначены красным, минуты - синим. Стрелки сделаны в виде двух человечков - Флика и Флака. Флик, одетый в красную курточку, показывает часы, синенький Флак - минуты.

Еще один бальзам на раны от финансовых потерь: детские часы нередко делают водостойкими, легко выдерживающими пытку стиральной машиной и мыльной пеной. Поэтому аргумент: "Мама, мои часы испортились во время стирки, давай купим новые!" не подействует.

Ну и конечно, по мере взросления ребенка яркие аляповатые картинки с котятами и зайчатами уступают место более сдержанным цветам и изысканным линиям - пластмассовым копиям часов prкt-а-porter.


Круче тебя
только твои часы

Чтение трактатов об искусстве любви принесло плоды.
Пример тому - спортивные часы.

Конечно, у них много достоинств: секундная стрелка, календарь, показ фаз луны, счет пульса, измерение давления, противоударность, водостойкость, способность идти без завода в течение десяти дней и показ резерва хода...
И все же, есть в пристрастии мужчин к этим часам что-то мистическое, не поддающееся анализу.

Во-первых, заметьте, узнать текущую дату запросто можно с помощью какого-нибудь электронного прибора - очень дешевого или вовсе бесплатного, встроенного, скажем, в мобильник. А для давления и пульса есть куча профессиональной медицинской аппаратуры.

Во-вторых, производители спортивных часов редко следуют модным тенденциям. В то время, как в категории "люкс" фигурируют ультратонкие, плоские, легкие часы в золотом или платиновом корпусе, оправленном бриллиантами, спортивные часы могут быть крупными, толстыми, тяжелыми, сделанными из откровенно дешевого металла.

А продаются они при этом за ту же цену, что и люксовые.
Вот, к примеру, Nautilus - 26 150 евро.

И ведь покупают!

Можете вы объяснить, почему?
Я - нет.

Впрочем, кто их, влюбленных, поймет?
Приворожили, не иначе...




Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>


CD Express de Paris: Романтическое путешествие ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски Радио Express de Paris


Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2007




ФотоВзгляд - Франция Радио Express de Paris Label France по-русски CD Express de Paris: Романтическое путешествие
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz