ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ...
И ПОЯВЛЯЮТСЯ...
И снова Cité des sciences!
На этот раз парижский Академгородок (или, скорее, Дом Ученых, потому что Cité des sciences, в первую очередь, - музей и информационный центр) предлагает нам проникнуть в тайны мира теней.
Что мы знаем о своей собственной тени?
Кто она? Зачем ходит за нами неотступно?
Шпионит? Охраняет от чего-то нехорошего?
Или просто так, без всякого дела шатается?
Кто может понять эту загадочную особу?
Кто способен пролить свет на темные уголки ее души?
Разве только профессор Арчибальд Тень, мечтатель, поэт и коллекционер теней.
Но захочет ли светило темных наук вот так, запросто впустить нас в свой зашторенный, укрытый от посторонних глаз мир?
Навряд ли.
Так что же нам остается?
Тайно, под видом тени, проникнуть в дом профессора и увидеть все самим.
... Дверь. Окно под козырьком. Порог...
Типичная вилла 1930-х годов.
Над кнопкой звонка - табличка "Арчибальд Тень"...
Крадучись, входим в вестибюль.
Хозяин, похоже, ненадолго отлучился.
Но он скоро вернется, у него наверняка назначена какая-нибудь конференция по его темным наукам.
Вот, кстати, и рубашка белая приготовлена - на вешалке висит. Вокруг зеркала разложены семейные фотографии. В автоответчике слышится хорошо поставленный голос - профессор даже в частной жизни остается лектором.
Да, он точно вернется. Он придет совсем скоро...
Хотя... Вилла-то тридцатых годов...
Подумать только!
А впечатление такое, будто хозяева все еще здесь.
Но не это ли происходит с каждым домом, в котором поселяется человек?
Яркий человек, свет которого проникает во все углы.
Человек, тень которого остается жить в доме даже после безвозвратного ухода хозяина.
Это они - тени - теперь наводят в доме свои порядки, создают настроение, провоцируют новых жильцов, которых можно назвать разве что постояльцами, но уж никак не хозяевами, на необъяснимые поступки...
И это надолго - до нового яркого человека.
До новой неизгладимой тени...
Вы когда-нибудь жили в доме, где правят тени?
Случалось, что вы видели в зеркале чужое отражение?
Доводилось ли вам говорить чужими словами и следовать по дороге чужой судьбы?
Мне - да.
Когда мне было семь или восемь лет, мы с родителями переехали в новую квартиру.
До нас ее занимала знаменитая скульпторша, поэтому неудивительно, что и гостиная, которая служила ей выставочным залом, и мастерская, предназначавшаяся под детскую, были измазаны гипсом.
После изнурительных генеральных уборок, длившихся в течение нескольких недель, гипс был отмыт, а журналы по искусству, каталоги и почтовые конверты, на которых стояли штемпели всех городов мира, выброшены на помойку.
Но осталось нечто, что невозможно ни отмыть, ни выбросить.
Тень.
И судьба.
Особенно сильно это "нечто" проявлялось в мастерской, превратившейся в детскую.
Первой ласточкой стала маленькая сестренка, которая утащила мои новенькие фломастеры (36 цветов, профессиональный набор!) и беспощадно изнахратила их о стену, разрисовав девственно белую поверхность иероглифами в стиле наскальной живописи.
Ничего не поделаешь - внезапный творческий порыв...
Являлась тень музы и мне.
Я не раз замечала, что если сесть у окна, поднять глаза к небу и наблюдать за игрой солнца в листве деревьев, мысли проясняются как-то сами собой.
Краски сгущаются, обретают плотность и цвет.
Слова образуют строки и стекают на бумагу без посторонней помощи...
Ну конечно! Стол у окна. Мастерская. Место, где так легко ложится гипс. Рождение нового шедевра...
В общем, мне повезло.
Но сколько ходит слухов, сколько ужасных историй о том, как опасно жить, скажем, в квартире самоубийцы или психопата!
Так это или нет, не знаю - Бог миловал.
И все же, входя в новый, незнакомый дом, приглядитесь к теням - они расскажут вам о многом.
... Мимолетные призраки, тени прошлого носятся в прихожей Арчибальда.
Вот луч света скользит откуда-то снизу и сзади, и громадный силуэт с руками, ногами, но почему-то без головы (ах, да! это же тень от вешалки!) появляется на пороге гостиной, приглашая нас войти.
Прошлое осталось позади, в прошлом.
А здесь все в настоящем и по-настоящему.
Мы оказались в теневом институте красоты.
Вот сядьте-ка на табуреточку здесь, в центре.
Присмотритесь к своей тени на стене.
Что скажете?
Хороша, а?!
Не то, что в зеркале: ни тебе морщин, ни лишних килограммов, ни кругов под глазами.
Что-что? Дитятя руки не помыл? Ничего, на тени это не заметно, в мире теней все красавцы.
Или вас что-то не устраивает?
Может, вам росту добавить?
Это мы в два счета! Только вот прожектор чуть-чуть повернем: оп-па!
Порядок!
Два метра хватит?
Или лучше три?
Можно и шесть - потолки позволяют.
А может, вы фигурку подправить желаете?
Тут добавить, там убрать?
Это тоже запросто.
Да к тому же бесплатно. Почти бесплатно.
Есть, кстати, одна история. Специально для детей.
Про одного дяденьку, который был маленького роста, но очень хотел стать выше и толще.
И вот, он начал увеличивать свою тень...
А тень росла-росла и стала такой большой, что заняла весь дом.
И дяденька испугался и убежал из дома.
Ай-ай-ай! Какой глупый дяденька!
Он не понял, что это всего лишь свет так падает.
Но вы-то, наш юный друг, не повторите его ошибки, ведь правда?
Вы-то, если увидите ночью огромную руку или странного зверя на потолке, не испугаетесь?
Сядьте-ка на стульчик, туда, где мама сидела, а мы вас снизу прожектором подсветим.
Теперь смотрите на потолок.
Вот он, этот зверь.
Пошевелите рукой - он тоже пошевелит, поднимите ножку - и он лапками задрыгает.
Что это за зверь, как вам кажется?
Правильно, это ж ваша собственная тень!
Теперь пройдемте в библиотеку.
Здесь наш Арчибальд хранил свою коллекцию. А коллекционировал он, как известно, тени.
Думаете, это просто - поймать тень и зарисовать ее?
Ни-ни!
Даже тень Эйфелевой башни не дастся вам в руки: пока вы рисуете одну ногу, солнце уйдет в сторону, и тень испортится, станет неправильной.
А что уж говорить обо всяких движущихся - бегающих, прыгающих - объектах или о тени человека?!
Чтобы завладеть тенью человека, надо быть с ним в особых, интимных отношениях.
Это то же самое, что запомнить его запах или вкус его губ.
Это неуловимо.
А тут - целая коллекция.
Вот тени слонов и динозавров - они такие тяжелые, что под их тяжестью прогибаются полки.
А вот марионетки: эти все время кривляются и подпрыгивают - по привычке.
Шпион, убежавший из теневого мультфильма, стреляет в невидимого противника. Летучая мышь машет крыльями.
На потолке комнаты, на рабочем столе профессора и даже на его постели резвятся тени: стаи теней - диких и прирученных, экзотических и простых.
И каждая - с этикеткой, собственноручно подписанной Арчибальдом...
Стоп! А это что такое? Камин или тень камина? Фальшивка. Маскировка. Никому не известная дверь в секретную лабораторию.
Помещение напоминает старинную фотомастерскую.
Тут находится множество аппаратов, назначение которых трудно понять владельцам цифровых камер. Фотоувеличители, цветные светофильтры, баночки с химикатами... Вдоль стен развешены для просушки листы фотобумаги с отпечатками необычных теней.
Оказывается, тень можно сфабриковать, подделать, изобразить то, чего на самом деле никогда не было.
Вот кораблик. Совсем маленький - моделька. И он, конечно, никуда не плывет - стоит себе преспокойненько на столе.
Но что нам мешает сделать волны из бумаги или тряпочку положить?
А потом - вспышка, отпечаток на светочувствительной пластине и вот вам - история про пиратов.
Но кораблик - ладно, он сделан заранее и похож на настоящий. А ведь можно с помощью всяких подсобных предметов невесть что сотворить. Самолет - из двух линеек, дерево - из палочки и кусочка ваты...
Или еще проще, вообще без всякого реквизита.
Смотрите, вот моя рука и луч света...
Это медведь...
Вот птица страшная, с большим клювом...
А вот этот, носатый, - дядя Жан из соседнего дома...
А Жан-то не обидится?
Да, пожалуй, может.
Тогда не будем подделывать тени, а пойдем лучше на кухню, попробуем приготовить что-нибудь вкусное и красивое.
Рецепт: "Чтобы приготовить хорошую тень, тщательно выберите посуду, дайте закипеть свету, добавьте немного цвета, слегка перемешайте и насладитесь результатом".
Кухня как кухня: стены, покрытые плиткой, соломенная циновка на полу, холодильник, раковина, печка...
Но домашняя утварь играет здесь совсем не те роли, которые ей поручают обычно.
Дуршлаг уже не занимается макаронами - ему больше нравится создавать на потолке звездное небо. Цветные бутылки раскрашивают тени подобно акварельным мазкам. Мойка аккомпанирует необычными эффектами прозрачности.
А ручная кофемолка и вовсе отбилась от рук: в стенках у нее проделаны дырочки, и когда кофемолка начинает вращаться, звезды на потолке стремительно летят, а мы мчимся им навстречу: на космическом корабле, в неведомые миры...
А теперь пожалуйте на модный подиум, то есть в оранжерею.
Здесь Арчибальд любил сиживать долгими зимними вечерами, наблюдая за тем, как меняются тени в зависимости от времени суток и сезона.
А вы что думаете?
Как вам кажется, существует ли в мире теней мода?
Почему зимой тени преимущественно густые и синие, а летом - легкие, короткие и с веселеньким рисунком?
А есть ли разница между дневными и вечерними тенями?
Вот представьте себе такую фразу: "Тень кратких полуденных свиданий упала к ее ногам. И тут же исчезла - солнце стояло в зените".
Или вот: "Она надела роскошную вечернюю тень: с глубоким декольте, длинным шлейфом пьянящих ароматов и искрами первых звезд на остывающем бархатном небе..."
А еще бывают тени будущего.
Тени наших надежд, замыслов, идей.
Призраки счастья, которое не случилось, но ведь могло, могло!
Бывает же так: сидишь в саду, смотришь на облако или на дерево, а видишь лицо - хорошо знакомое и любимое.
Лицо, которого тебе так не хватает...
Вот Арчибальд выходит в сад, опускается в кресло, устремляет свой взор вдаль...
На ветру сушатся флаги, но грустному профессору видится нечто совсем иное.
Тени флагов образуют отчетливый женский силуэт.
Все-таки он поймал эту тень.
Привязал к себе.
Присвоил.
Он глядит в направлении Жеода.
Жеода, конечно, еще нет, есть только тень.
Тень будущего.
Большой глобус, у которого небо почему-то внутри, а земля отражается в нем снаружи.
Игра света...
Птица, пролетающая над Жеодом, отбрасывает на него свою тень, и Арчибальду хочется стать этой птицей, чтобы вот так же, запросто обогнуть земной шар и похитить не только изящный женский силуэт, но и его хозяйку.
Но тут его взгляд возвращается к тени, образованной флагами, и вдруг становится сосредоточенным и даже напряженным.
"Это что же получается, - бормочет профессор - если она тут, со мной, то кто же там?!"
Профессор хмурит брови, сжимает кулаки, закипает от ревности.
"Если ее тень здесь, то кто же тогда сидит у ее ног?
Кто целует ее коленки??
Кто ласкает ее в сумерках?!!!"
Профессор вскакивает, чтобы нокаутировать неизвестного соперника, но потом растерянно оглядывается и, не найдя вокруг - ни на земле, ни на стене, ни даже на кресле - ни одного темного пятнышка, хлопает себя по лбу.
"Кто там, с ней???" - вопрошает Арчибальд Тень.
И, не обнаружив собственной тени, смеясь, отвечает сам себе:
"Видимо, я!!!"
... Были все эти истории на самом деле, или они нам только приснились, примечтались?
А может, они - всего лишь тень от слов музейного гида?
Или наоборот, гид - зыбкая тень тех бесчисленных историй, которые все и пересказать-то невозможно?
И что все-таки такое тень?
Ответа нет.
Некоторые светила темных наук рассказывают историю про мальчика, который писал на собственную тень. А она была на стене, совсем рядом, и отвечала своему обидчику тем же.
На этом основании ученые делают вывод, что тень есть сумма всего самого нехорошего, самого низменного, что только может быть в человеке.
Другие, напротив, говорят о самом возвышенном, тонком и неземном.
Это смотря откуда подсветить...
Лариса д'Аль
|