АрхивСвежий выпуск
Арт-Экспресс

МУЗЫКАНТЫ БОЯТСЯ БЕЛОК

На парижских улицах можно встретить человека любой национальности, однако птичье население французской столицы не менее многообразно.
И у каждой крылатой группы свои повадки, свои законы жизни, приемы любовного соблазнения и способы строительства гнезда.
Познакомимся?


Монахи-попрошайки

Символ Парижа? Нет, не Эйфелева башня, а воробей.
Башня-то украшает город всего каких-нибудь сто с хвостиком лет, а воробьи, кажется, жили здесь всегда.

Они оккупируют сады, парки и многочисленные летние кафе. И уж если вы присели на скамейку, то будьте любезны заплатить налог: поделитесь булкой, насыпьте семечек, иначе возмущенная толпа в сером будет долго скандировать лозунги о равенстве и социальной справедливости.

Воробьи совсем не боятся людей, можно сказать, живут среди них (или это люди живут среди воробьев?).

Щели в каменной кладке, вентиляционные шахты, водопроводные трубы... - воробьям в качестве дома подходит все. Они вьют гнезда в самых невероятных местах и из самых необычных материалов: из ниток, ваты, бумаги, проволоки, словом, из всего, что предоставляет в их распоряжение город.

Одевается воробей просто, но элегантно: "пиджак" коричневого цвета в черную полоску да серенькая "рубашка".
Есть предположение, что именно поэтому воробья называют воробьем: оперение этой птицы (по-французски "moineau") напоминает грубую власяницу, традиционное одеяние монахов (а монах - это "moine").

Мужчину-воробья очень легко отличить от дамы: он обычно носит бородку, а грудка у него спереди черная и волосатая. У девочек другое украшение - густые светлые брови.

Живут воробьи большими шумными стаями, уединяются только для сна да для воспроизводства потомства. Но, несмотря на многочисленность и сварливый характер, воробьев в Париже любят, ибо они - живой индикатор, свидетельствующий об улучшении экологической обстановки.

Птицы эти хоть и привычны ко всему, но, конечно же, любят деревья, поэтому, когда в каком-нибудь промышленном районе, сплошь застроенном железобетонными конструкциями, появляется новый парк или бульвар, первыми его осваивают именно воробьи.


Почтальон в отставке

А вот к голубям здесь совсем другое отношение: кормить их категорически запрещается (так же, впрочем, как бездомных котов и других диких животных).

Все дело в болезнях, которые голуби передают друг другу, когда толпой собираются к привычному месту кормежки. Некоторые из таких болезней могут быть опасны и для людей. Увы, сердобольные граждане не понимают этого. И платят штраф.

А вообще-то голубь - птица уникальная.
По природе своей житель гор, он очень умен. В голову птицы как будто встроен компас, который позволяет ей легко ориентироваться в пространстве и безошибочно находить свой дом даже на расстоянии в несколько сотен километров.

Это качество люди оценили еще пять тысяч лет назад: именно тогда в Египте начали приручать голубей. Позднее мода распространилась и на Европу, где голубей использовали в качестве почтальонов.

До начала двадцатого века все парижские голуби жили исключительно в частных голубятнях. Однако сумятица минувшего столетия внесла свои коррективы: во время войн и всяческих революций до голубей никому не было дела, в итоге они начали колонизировать город, селясь преимущественно на крышах, на привычной высоте.

Сейчас городские власти пробуют возродить частные голубятни, но удовольствие это, прямо скажем, не из дешевых: строительство домика для птиц стоит 20-25 тысяч евро, да еще обслуживание - 5 тысяч в месяц.

А что же делать любителям голубей, не имеющим таких денег?
Кормить птиц тайком, ночью? Или ограничиться платоническими чувствами?


Капитан помойки

- Ррррии ррррии ррррии ррррии! ТЕ-Е-Е-Е-ЕР ТЕ-Е-Е-Е-ЕР!

- Ио ио ио! ГА-ГА-ГА-ГА-ГА!

Если рядом речка или пруд, то все понятно - это чайки между собой переговариваются: хвастаются свежепойманной рыбой или улиток делят.

Впрочем, случаются такие разговоры и на свалках. Особенно вечером, когда закрываются рынки и продавцы избавляются от скоропортящегося товара, который все равно не доживет до утра.

Но вот парадокс: в отличие от голубя, чайка - птица редкая, заповедная, обижать ее категорически запрещается, разве что прогнать, если уж слишком докучать станет.

Наверное, такая терпимость объясняется французским гостеприимством: чайки ведь не живут в Париже постоянно, они прилетают сюда на зимовку из Дании, с холодного океанского побережья, а случается, и из Белоруссии.

Чайка - птица немаленькая: 40-60 сантиметров длиной. Но больше всего вас поразят ее сильные крылья, размах которых в полете может достигать более полутора метров.

Кстати, в жизни чаек внешность играет очень большую роль.
Селятся они на берегу очень скученно, компаниями по несколько сотен, а то и в тысячу семей. В таком "общежитии" конфликты за свободную жилплощадь неизбежны.

Так вот, чтобы продемонстрировать силу и готовность вступить в схватку, самцы злобно выставляют голову вперед, показывая противнику темную маску вокруг глаз. Вид у них при этом совершенно бандитский.

А вот чтобы соблазнить самочку, кавалер низко кланяется ей: так низко, чтобы был виден светлый затылок - дескать, на самом деле я белый и пушистый.

Еще одна любопытная деталь. На горле взрослой чайки есть маленькое красное пятнышко. Это секретная кнопка для голодных птенцов.

Дело в том, что чайка не носит пищу в клюве (много ли там унесешь?), и сумок у нее тоже нет. Вместо сумки эти птицы используют собственное горло.

И когда родитель возвращается с охоты с пустыми руками (пардон, лапами), возмущенный голодный птенец клюет его в горло, прямо в красную точку. От этого родитель волей-неволей выплевывает пищу и отдает ее чаду.


Просто королева

Она красива и умна. Любит поговорить. Охотно произносит свое имя: Марго. Недостаток всего один - страдает клептоманией: как только увидит что-нибудь блестящее, обязательно утащит.
Что поделаешь, она - сорока.

И даже в личной жизни у нее все по-человечески, по-королевски: сороки хоть и привыкли общаться большими стаями, но самец никогда не позволяет себе похождений "на сторону". Он любит одну-единственную - свою подругу, свою законную жену.

В период ухаживания жених дарит невесте еду. Потом они вместе покидают стаю, чтобы родить и вырастить детей, после чего возвращаются в "высший сорочий свет".

Есть и другие птицы, которые носят яркие одежды и чувствуют себя в Париже полноправными хозяевами - синицы, например.

Желтое брюшко, синие крылышки и диета, состоящая исключительно из древесных насекомых-вредителей.
За это синицы в особом почете у садовников, и вот синиц-то кормить не просто разрешается, а настойчиво рекомендуется, особенно зимой, когда они страдают от холода, но не улетают, остаются на своем служебном посту.

Еще одна маленькая подружка садовников - малиновка. У этой брюшко красное, да к тому же и голос чудесный - заслушаешься.

Питаются малиновки не только жуками-червяками, но и мелкими ягодами, впрочем, не очень досаждая своим благодетелям - людям. Зато в отношении себе подобных малиновка весьма агрессивна.

Как всякая королева, она не терпит конкуренции, и если на территории, которую она считает своей, появится не то, что другая малиновка, а даже просто красная картонка, наша королева будет ее яростно атаковать!


Чернь

Трудно поверить, что огромная черная ворона - родственница малиновки, но так оно и есть.

Главная отличительная черта этих птиц в том, что они никогда не живут стаями.

Вороны предпочитают одиночество. И они не так глупы, как может показаться на первый взгляд.

Оказывается, своим криком ворона оповещает окружающих о самых разных событиях.

Хотите узнать, который час, обратитесь к вороне, она скажет.
Если по дороге идет кто-то незнакомый, ворона обязательно предупредит.
И если кот - вот нахал! - лезет на дерево, в чье-то гнездо, ворона немедленно передаст сигнал тревоги.

В общем, это такое телевидение для животных - "говорит и показывает ворона".

С кем ворону часто путают, так это со скворцом - он такой же черный. Но скворцы живут стаями.

Поэтому, если вам скажут, что видели стаю ворон, знайте - ошибочка вышла.

И даже если птицы в стае каркают по-вороньи, все равно не верьте - они еще и чирикают. И лают. И мяукают. И повторяют мелодии мобильных телефонов.

Так что, когда услышите в чистом поле под ясным небом собачий лай, не пугайтесь: никто не утащил вашего любимого песика на небеса. Это скворец над вами издевается.


"Мы сами не местные..."

Мигранты бывают разные: крошечные ласточки, которые вьют гнезда в Карусели Лувра и считаются символами семейного благополучия, или крупные дрозды.
Ни те, ни другие не имеют французского гражданства и останавливаются в Париже временно.

Певчие дрозды - настоящие гурманы: они с удовольствием едят не только насекомых и ягоды, но также и моллюсков. Любопытно, что раковины они разбивают не клювом, а острым камнем.

И хотя французские законы защищают этих птиц, надо отдать должное их прожорливости.
В периоды миграции дроздам приходится преодолевать огромные расстояния, поэтому они наедаются впрок. Неудивительно, что стая дроздов может в один присест обчистить вишневый или сливовый сад, за что хозяева сада, понятное дело, не скажут "спасибо" незваным гостям.

Впрочем, и самим дроздам порою приходится быть жертвами нападений:

виртуозные музыканты больше всего на свете боятся белок, которые частенько заглядывают в гнезда, чтобы полакомиться яйцами или даже съесть птенцов.


А вы думали, белки - вегетарианки?...



По материалам сайта Paris.Fr


Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>


CD Express de Paris: Романтическое путешествие ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски Радио Express de Paris


Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2007




ФотоВзгляд - Франция Радио Express de Paris Label France по-русски CD Express de Paris: Романтическое путешествие
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz