АрхивСвежий выпуск
Арт-Экспресс

ПАРИЖ:
ВРЕМЯ И МЕСТО

Город как жизненное пространство, как страница биографии, как период любви и место вечного покоя...

А чем для вас является Париж?

У каждого свой ответ. Певцы посвящают лучшему городу Земли самые сладкие, самые соловьиные трели, писатели и историки приносят ему в жертву многотомные труды, а режиссеры снимают фильмы.

Вот один из них.
Он так и называется - "Париж".

В картине Седерика Клапиша судьбы людей неразрывно связаны с судьбой Города.

Будущее и прошлое, мечты и реальность, отчаяние и надежда переплетены здесь так тесно, что невольно задаешься вопросом: кто кого "делает"? Город ли создает нас своей историей и духом тех мест, где мы обитаем, или это мы, затерянные в многомиллионной толпе, каждым своим дыханием, каждым шагом творим будущую историю Города?

Конечно, повседневная суета не дает нам задуматься о столь глобальных вещах, но иногда Жизнь заставляет вспомнить о себе, дабы забыть о Смерти.

Один из героев фильма серьезно болен. Он узнает об этом внезапно, и печальное открытие разом перемешивает краски в палитре существования.

Приближающаяся смерть делает бесценным каждое мгновение жизни. Жизни, пусть и угасающей в конкретном теле, но продолжающейся в судьбах других людей и в бесконечной карусели событий, которыми живет Город.

Как странно: оказывается, вашим продолжением, вашей частью может стать любой - знакомый и незнакомый, молодой и старый, случайный прохожий, продавец зелени, булочница, медсестра, танцор варьете, архитектор, клошар, профессор Сорбонны, манекенщица, нелегальный мигрант из Марокко...

А может, это вы перевоплощаетесь в него, становитесь его частью?
Или частью булыжной мостовой, по которой он шагает...
Или стеной старинного здания...

Да, точно, вы не уйдете отсюда. Вы станете одним из тех духов, которые невидимо творят Город.

Вы останетесь здесь навсегда, даже растаяв в Вечности.


ДЕЛО БЫЛО В ПАЛЕ-РОЯЛЕ

Заглянем же в глаза одному из незнакомцев.

Вот он, сидит на открытой террасе летнего кафе.
Рядом толпятся туристы, руководимые довольно бестолковым гидом: "Посмотрите налево... Посмотрите направо..."

"Какой примитив!" - думает наш герой. Неужели и ему, Ролану Вернею, профессору истории придется заниматься чем-то подобным?!

- Так ты согласен? - спрашивает друг, Артур Деламар, известный телепродюсер. - Серия популярных передач об истории Парижа. Интерес публики гарантирован. Финансирование я обеспечу. Ну что, по рукам?

- Глупости, - отвечает Ролан, - я терпеть не могу все эти вульгарные телешоу.

- А ты сделай по-своему, по-настоящему, так, как тебе нравится!

Но Верней непреклонен.

И тут в ход идет убойный аргумент: Деламар называет сумму гонорара.

Глоток вина застревает в горле профессора.
Он тяжело вздыхает и... соглашается.

А мысли уже бегут своею собственной дорогой.
И дело даже не в гонораре, просто, историку тут же начинают приходить в голову всевозможные истории, связанные с тем или иным местом.

Вот, скажем, Пале-Рояль.
Дворец был построен в XVII веке архитектором Жаком Лемерсьером по заказу Ришелье. Столетием позже к нему были пристроены галереи, выходящие в сад, в которых нынче обитают уютные кафе.
Во время революции Пале-Рояль был одной из местных "точек кипения", а нынче здесь нашли приют вполне респектабельные властные структуры: Государственный Совет, Конституционный Суд, и Министерство культуры.

В Пале-Рояле жили многие знаменитые люди, в числе которых Сидони-Габриэль Колетт и Жан Кокто. Внутренний дворик украшают колонны Бюрена и сферические скульптуры Поля Бюри. Но, несмотря на такое обилие прославленных "родственников", Пале-Рояль - очень спокойное, очень тихое место в самом сердце шумного городского квартала.

Такая вот судьба. А гонорар? Да что гонорар...


СОРБОННА: УРОК НЕЖНОСТИ

Если вы думаете, будто университеты существуют для того, чтобы там учили философии, праву и прочим умным вещам, значит, вы никогда не были студентом.

Сорбонна - очаг любви. И нет человека, который не был бы подвержен этому опасному вирусу, профессор Верней не исключение.

У него тоже нет иммунитета к любви, его сердце привязано к хорошенькой студентке по имени Летиция.

Однако, как признаться?
Вот номер ее мобильника, но что написать?

В голову лезут всякие слова: "балдею"... "тащусь"... Нет, не то...

Останавливается на слове "кайф", которое, к тому же, напоминает о родстве душ, ведь "kif-kif" значит "одно и то же, то же самое".

Никакого соблюдения правил орфографии: как слышится, так и пишется.
"Ай-ай-ай!" - вздыхает поборник правил и нажимает кнопку "Отправить".

"Je te kif tro grav" - "Я так на тебя запал..."
"Прикольно, - думает девушка. - Кто бы это мог быть?"
В назначенный час ее ждет... знаменитый профессор!


Наверняка, это проделки какого-нибудь озорного духа, издавна обитающего в университетских стенах.

Конечно, Сорбонна, основанная в 1253 году Робертом Сорбоном, королевским капелланом, изначально была теологическим коллежем, при котором существовал интернат для бедных студентов. Но смирение царило здесь недолго: университет вскоре стал одним из крупнейших учебных заведений Европы. При Наполеоне тут обучали уже не только теологии, но также словесности и естественным наукам.

Ну а где знания, там вечные перестройки и вечный бунт. Наверное, поэтому современное здание университета сильно отличается от оригинала тринадцатого века: его достраивали и украшали, следуя вкусу века семнадцатого, а потом - девятнадцатого.

Что же касается бунта, то он, похоже, у студентов в крови. Из-за этого во время революции Сорбонну просто-напросто закрыли.
Но Дух любви и непокорности не перестал озорничать: в 1969 году он послал студентов на баррикады, да и в последние годы не дремлет. Впрочем, это вы и так знаете.


КАТАКОМБЫ: MEMENTO MORI

Ну что, кажется, особенного?
Подумаешь, черепа, кости...
Вы что, черепа не видели?
"Камера! Свет! Начали!!!"

И вдруг...
Камера и свет забыты.
"Осторожно!... Держите его, он падает!... Ему плохо! Скорее врача!..."

Спокойно, профессор, это же не ваш череп!


Человеческие останки... Много останков...

Когда-то в Париже было огромное кладбище. Оно использовалось почти тысячу лет, но к восемнадцатому веку трупов скопилось так много, что соседство живых и мертвых стало невыносимым.

Место упокоения одних превратилось в очаг страшных инфекций для других, посему останки было решено вывезти за город и высыпать в заброшенные каменоломни.

Трупы везли ночью, в кромешной тьме, на тачках, покрытых черной тканью. Траурная процессия, состоящая из священников, следовала за странным кортежем, отпевая умерших.

До 1859 года загородные каменоломни принимали останки с парижских кладбищ. Но город расширялся, наступал, завоевывал новые территории. В итоге, черепа и кости вновь стали парижанами, а не провинциалами, и опять начали притягивать к себе живых. Но теперь уже не как очаг инфекции, а как повод для любопытства.

Нынче катакомбы - это своеобразный музей, который в марте 2008 года открыл свои двери для всех желающих.


ОТЕЛЬ ДЕ ЛАЗУН: ДЕКОР, ПОЭЗИЯ И ГАШИШ

Набережная Анжу, 17.
Этот дом на острове Сент Луи знаменит, прежде всего, своими роскошными барочными интерьерами, которые были по достоинству оценены высокопоставленными особами.

Первым хозяином отеля был Шарль Грюен де Борд, затем - граф де Лазун, чье имя дом в итоге и унаследовал, а потом зданием завладел маркиз де Ришелье.

В девятнадцатом веке дом стал настоящим отелем и, благодаря чрезвычайно удачному расположению - в самом центре города, - превратился в место обитания талантливых людей. Художники, поэты, писатели - все, кто мечтал прославиться, покорить Париж и открыть новые горизонты в искусстве, считали отель де Лазун почти что родным домом.

Здесь можно было встретить Александра Дюма и Оноре да Бальзака, Теофила Готье и Шарля Бодлера.

Специально для любителей "клубнички" отметим: кое-кто из знаменитостей приходил сюда не просто так. Здесь испытывали влияние на людей гашиша.

Впрочем, тогда о последствиях употребления наркотиков еще ничего не было известно. Гашиш был новым лекарственным средством, призванным облегчить страдания больных. И в 1844 году доктор Жан-Жозеф Моро, поначалу проводивший эксперименты исключительно на себе, решил создать группу добровольцев, своеобразный клуб испытателей, местом встречи которых и стал отель де Лазун.


ЛЕВЫЙ БЕРЕГ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Хватит о прошлом! В нем, конечно, много печального, сложного и непонятного, но ведь есть в Париже и совершенно новые кварталы, те, что еще ждут своих историй. И историков.

Профессор Ролан Верней приезжает в гости к брату Филиппу.

Филипп - архитектор. Он живет в красивом новом доме недалеко он Национальной Библиотеки имени Франсуа Миттерана.

Квартал был построен в 1990-х годах. В самом его центре возвышаются четыре башни в форме открытых книг - это и есть здания Библиотеки, спроектированные архитектором Домиником Перро.

Библиотека открылась в 1998 году и, вслед за ней, в микрорайон стали вселяться другие культурные и научные центры: Коллеж имени Томаса Манна, Университет Париж-7, Библиотека МК2. Скоро сюда переедет также Институт моды и дизайна.

Однако наш профессор остается верен себе: он пришел в гости не с пустыми руками. Подарком брату будет гравюра семнадцатого века, где изображена та же самая местность, которую брат видит нынче со своего балкона.

Сравните, как говорится, и почувствуйте разницу.


ПЕР ЛАШЕЗ: ВРЕМЯ ЖИТЬ

Можно ли рассказать о Париже, не упомянув самое знаменитое кладбище?

44 гектара площади, 70 000 захоронений и более 2 000 000 посетителей в год.

Идея соединить традиционный английский парк и место упокоения усопших принадлежит архитектору Бронниарту.

Здесь на могильных плитах можно прочитать имена, известные всему миру: Оскар Уайльд, Симона Синьоре, Эдит Пиаф... Неудивительно, что тут частенько что-нибудь снимают: то какой-нибудь фильм, то телепередачу. Потому и профессор Верней пришел сюда...


А впрочем...
Может быть, не было никакого профессора.
И съемочной группы тоже не было.

Было только кладбище и люди, то входящие, то выходящие из его ворот.

А уж кто они, зачем пришли сюда и какова их судьба, это все Пьер придумал...


Пьер болен.
Болен настолько, что уже не может выходить из своей квартиры.

И единственное его развлечение - смотреть в окно. На кладбище.

Ужасное соседство для больного человека. Кажется, дальнейший путь уже предопределен: вот в эти самые ворота, туда, куда входят многочисленные посетители.

Но... вот на этом месте мы позволим себе сделать стоп-кадр.


Держись, Пьер!
Конечно, трудно поверить, что жизнь продолжается и за кладбищенскими воротами, но это так.

Обрати внимание: ведь люди не только входят в ворота но и ВЫХОДЯТ из них.

И они ЖИВЫ, ведь правда?

Стало быть, можно пройти совсем близко от смерти, почти коснуться ее, но, тем не менее, ВЕРНУТЬСЯ, ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМ.

А значит, ЛЮБУЮ БОЛЕЗНЬ, даже самую тяжелую, МОЖНО ПОБЕДИТЬ.


Другой вопрос: как победить?

Если собственная жизненная история кажется пустой, никчемной и почти закончившейся, почему бы не позаимствовать чужую?


Вглядись повнимательнее в лицо незнакомца.

Кто он: зеленщик? архитектор? профессор? телепродюсер?
Зачем пришел сюда?
Куда направится потом?
Кого он любит?
Кто его ждет?
Кем он был раньше и как сложится его судьба через пятнадцать лет?


Превратись в него, стань им,
и ты почувствуешь,
как лукавые и озорные,
влюбленные и непокорные
- вечные духи Парижа -
наполняют твое тело жаждой Будущего.


И тогда ворота Пер Лашез станут Вратами Жизни.




По материалам сайта Paris.Fr


Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>


CD Express de Paris: Романтическое путешествие ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски Радио Express de Paris


Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2007




ФотоВзгляд - Франция Радио Express de Paris Label France по-русски CD Express de Paris: Романтическое путешествие
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz