ВСПОМНИТЬ ВСЕ
"Утеряна память. Нашедшему - вознаграждение"
- примерно так можно было бы перевести название книги Алена Лиори (Alain Lieury) "Mais où est donc ma mémoire ?"
Если вам кажется, будто хорошую оценку можно заслужить только зубрежкой, а зубрежку вы терпеть не можете, так что нечего и стараться, то вы неправы.
Многократное повторение - это всего лишь одна из мнемотехник, которые вы, между прочим, используете с самого детства.
"Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять" - вот пример обучения малышей счету, который никаким другим способом, кроме зубрежки, освоить невозможно.
А дразнилки? "Наташка-промокашка", "Антошка-картошка". Это ж лучший способ запомнить чужое имя!
Иные имена могут бесследно исчезнуть, испариться, а вот "промокашку" вы и через двадцать лет вспомните.
Как видите, зубрежка не так уж страшна, надо только разобраться, в каких случаях она будет наиболее действенным средством, а где лучше использовать другие методы.
Итак:
УЧИМ НАИЗУСТЬ
Для чего? Чтобы преуспеть в области литературы и точных наук.
"Повторенье - мать ученья" - сказано недаром.
Современные исследования показывают, что повторение - наиболее простой и самый эффективный механизм памяти.
При заучивании в мозгу образуются прочные связи между нейронами и, благодаря этим связям, вы с легкостью сможете восстановить в памяти стихотворение даже много лет спустя.
Точно таким же способом, зубрежкой то есть, люди учатся ездить на велосипеде, водить автомобиль или печатать тексты на компьютере.
Конечно, в разных случаях требуется разное количество повторений: где-то достаточно нескольких десятков, а где-то счет идет на сотни. Ничего страшного, результат будет прочнее.
Лучше всего заучивать материал по тем предметам, где требуется точное, дословное воспроизведение: алгебра, тригонометрия, физика, химия... Впрочем, и в области литературы верность авторскому тексту будет нелишней.
ДАЕМ СЕБЕ ПЕРЕДЫШКУ
Для чего? Для того, чтобы усвоить сложный материал или даже целый учебный курс.
Некоторые "умники" говорят: "Я прочитаю учебник за один день, и сразу все запомню!".
Неправда, сразу не получится.
После такой пытки в памяти останутся лишь бессвязные обрывки текста.
Чтобы разобраться в какой-то сложной проблеме, нужно посвятить изучению материала, как минимум, несколько дней. При этом самое важное будет происходить не тогда, когда вы читаете учебник, а во время сна.
Когда организм отдыхает, как раз и образуются те самые "памятные" связи между клетками мозга: все впечатления дня обобщаются, делаются выводы, проигрываются всевозможные сценарии. Именно поэтому так много гениальных открытий происходит во сне.
Впрочем, поспешим развеять мифы об эффективности "обучения на диване": стоит, якобы, записать лекцию на диск и поудобнее устроиться... Увы, нет.
Во сне, повторим, идет процесс ОБОБЩЕНИЯ, а не восприятия, органы чувств во сне СПЯТ. Потому, сколько ни бубни над ухом спящего студента теорему Ферма, он все равно ничего не запомнит.
Под гипнозом - другое дело. Однако состояние, близкое к гипнотическому, наступает у человека только в момент засыпания и непосредственно перед пробуждением и длится лишь несколько секунд, в лучшем случае - считанные минуты. Дальше - период покоя.
Вот поэтому при работе над сложными предметами куда полезнее заниматься часто, но понемногу, и ни в коем случае не истязать себя ночными зубрежками.
Здоровый, полноценный сон накануне экзамена - лучшая шпаргалка.
ЧИТАЕМ И СЛУШАЕМ
Для чего? Для пополнения словарного запаса.
Вам поминутно приходится лезть в словарь? Никак не можете понять, чем конституция отличается от компиляции и для чего нужны резервации? Читайте!
Этот метод хорош как для освоения иностранных языков, так и для овладения профессиональным жаргоном.
Просто забудьте, на какой полке стоит словарь.
Сначала прочитанное будет казаться вам сплошной тарабарщиной, но со временем вы научитесь понимать смысл и без дословного перевода.
Что предпочесть: бумажную книгу или электронную? Сайт в интернете? А может, ограничиться просмотром телепередач?
Опыт показывает, что информация, напечатанная на бумаге, запоминается более прочно. К тому же, электронные ресурсы нередко грешат всевозможными ошибками.
Но с другой стороны, есть такие темы, которые на страницах книг просто не обсуждаются. А радио и телевидение незаменимы, когда нужно научиться правильному произношению.
Хотите закрепить результат? Тогда надо сделать пассивный словарный запас активным: начинайте сами писать и говорить.
Вот тут весьма полезными будут чаты и форумы. Впрочем, компания сокурсников тоже не возбраняется.
ПОДЧЕРКИВАЕМ ГЛАВНОЕ
Для чего? Чтобы запомнить урок с первого раза.
Не стесняйтесь делать пометки на полях учебников, выделяйте ключевые слова и наиболее важные фразы.
Если делать это регулярно, после каждой лекции, то потом вам будет достаточно мельком взглянуть на страницу, чтобы вспомнить, о чем там говорится.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Для чего? Чтобы обобщить учебный курс по истории или философии.
Откройте учебник и просмотрите оглавление.
О каких исторических периодах, эпохах идет речь?
Каковы действующие лица?
В каких они состоят отношениях: кто на ком женился, кого родил, с кем воевал, к кому благоволил?
Где и какие события в результате этого произошли?
Этот метод особенно хорош в сочетании с рисованием.
Найдите самый большой лист чистой бумаги, какой только есть в доме и разноцветные фломастеры.
Нарисуйте в одном углу листа всех героев: можно в виде рожиц или человечков, а можно и просто кружками разного цвета.
Обозначьте линиями все дружеские, родственные и прочие связи между ними. Можете нарисовать поле битвы, если кто-то с кем-то воевал.
В другом углу поместятся самые главные из описанных в учебнике событий и их причинно-следственные связи. В третьем... Ну, в общем, вы поняли...
К концу сотворения этой огромной разноцветной "простыни" вы будете разбираться в происходившем сотни лет назад не хуже современника.
Этот трюк действенен также для философии и любого другого предмета, имеющего четкую логическую структуру и очевидные связи между определениями.
Если материал уж совсем скучный, и вы ничегошеньки не можете понять, представьте себя знаменитым сыщиком, а содержимое учебника - местом преступления.
Допытываться, что случилось и кто виноват - куда интереснее, чем думать о грядущем "неуде".
РАСШИФРОВЫВАЕМ НА СВОЙ ЛАД
Для чего? Для запоминания аббревиатур и всевозможных списков.
Вот, например, список падежей существительных: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Кто за кем и в каком порядке? Бр-р-р!
А вот мнемоническая формула: "Иван родил девчонку - велел тащить пеленку". Совсем другое дело, не правда ли?
Та же история с цветами спектра: просто так их перечислить вряд ли кто отважится, но "каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - это все назубок помнят.
Придумайте новые забавные расшифровки для аббревиатур, зарифмуйте списки, вдохните в слова новый смысл, и вы увидите: они перестанут быть непонятными и враждебными.
СОЧИНЯЕМ ИСТОРИЮ
Для чего? Чтобы запоминать имена, фамилии, географические названия и любую абракадабру.
"Ямал - остров, который сам говорит о своих размерах".
"Дитер - болен, Ринго - стар, а Дени - хил. В общем, концерт отменяется"...
Иногда юмористы изобретают потрясающие мнемотехники. А вы чем хуже?
Подумайте, с чем у вас ассоциируется фамилия строгого профессора или имя исторического персонажа. Если ответ получится не вполне приличным (а такое иногда бывает), можно никому его не сообщать, но крепкое запоминание все равно гарантировано.
А если вас просят повторить что-нибудь совсем невообразимое, вроде сочетания: "морковка, королева, ремонт, бассейн, коза", придумайте историю про то, как в королевском бассейне образовалась дырка, которую заткнули морковкой. А после ремонта бассейна морковку отдали козе.
"ХИМИЧИМ" С ЦИФРАМИ
Для чего? Чтобы запоминать даты, фиксированные величины, номера телефонов, пароли, пин-коды.
Относитесь к "трудным" числам, как к автобусному билетику: складывайте, перемножайте, делите, дабы найти "счастливое" сочетание.
511232403 - сходу запомнить девятизначный номер практически нереально.
Но стоит разбить длинный бессмысленный список цифр на три группы, и задача упрощается: 511 232 403.
Теперь обратите внимание на то, что каждая группа в сумме дает 7 - число счастья.
При этом номер начинается с 5 - отличная оценка, самая желанная на экзамене.
А окончания каждой группы - это возрастающие числа: 1, 2, 3.
Ну как, задачка все еще кажется вам неразрешимой?
ВКЛЮЧАЕМ МУЗЫКУ
Для чего? Чтобы стимулировать воображение.
Я все помню... Я все помню...
Я помню абсолютно все!...
Кроме места проведения экзамена!!!
|
Многим нравится заниматься, оглашая окрестности грохотом и воплями любимого певца, но вот вопрос: помогает ли это лучше усвоить материал?
Честно скажем: не всегда, особенно если вы слушаете песни на своем родном языке или на языке, который хорошо понимаете, и если при этом пытаетесь выучить что-то наизусть.
В таком случае вы рискуете вместо ответа на экзаменационный билет выдать строчку из песни.
А вот если вы пишете сочинение или ищете связи между историческими персонажами, музыкальное сопровождение будет вполне уместным.
Но только если это музыка без слов или на незнакомом языке, спокойная (лучше всего - классическая), и если звучит она тихонько, чтобы не отвлекать внимание.
Ну-с, все запомнили?
И даже название книжки?
Значит, пора идти на экзамен -
- за вознаграждением.
По материалам журнала L'Etudiant
Другие материалы выпуска >>>
Архив>>>
Переводчик "ПРОМТ">>>
|