СЛУЖЕБНЫЙ ВХОД
В ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО
Вандомская площадь, улица Мира. Владения Ее Величества Роскоши...
Кто из сильных мира сего не мечтал иметь бездонный бумажник, в котором всегда нашелся бы десяток-другой миллионов для очередной покупки?
Кто из ювелиров не грезил навечно поселиться здесь и вписать свое имя в анналы истории тончайшим узором из бриллиантов, рубинов и изумрудов?
Но нет, для простого ювелира это слишком дорого.
Впрочем, у каждого дворца есть не только парадный вход, устланный коврами, куда, навстречу сверкающим мечтам, устремляются блестящие господа, но и запасной, служебный. Тут церемоний поменьше.
Так не заглянуть ли запросто, по-свойски, скажем, к мастерам Cartier?
Когда слышишь цифры, свидетельствующие об успехах компании - две с половиной сотни бутиков по всему миру, четыре с половиной тысячи работников - невольно представляешь себе длинный-предлинный конвейер, на котором ежесекундно что-то куда-то ввинчивается, что-то с чем-то соединяется, и ежесекундно падают в большой короб цепочки, перстни, браслеты и колье...
Прочь этот бред! На самом деле все не так. Может, кто-то и ваяет украшения, как горячие пирожки, но это уже называется бижутерией. Картье дешевкой не балуется.
На изготовление одного перстня тут тратится пятьдесят часов. На пару сережек - в два раза больше.
Теперь понятно, почему количество изделий в новой коллекции, ежегодно представляемой публике, никогда не измеряется тысячами. В прошлом году было презентовано 600 новинок, но это - абсолютный рекорд. Обычно же счет идет на десятки.
Детали украшений отливаются в специальных формах и попадают на стол к мастеру в своем первозданном, неотесанном виде.
Мастер аккуратно очищает их от зазубрин и неровностей с помощью напильника или крошечной пилочки. Потом соединяет детали между собой, если надо - припаивает, вставляет камни, полирует до такого блеска, чтобы покупатель глаз не мог оторвать...
Несмотря на то, что через руки ювелиров проходит множество украшений, кудесники уверены: каждое их дитя имеет свой, особенный характер, свои трудности и странности, свои преимущества - очевидные и тайные, скрытые от глаз непосвященных.
И талант мастера заключается как раз в том, чтобы, с одной стороны, следовать замыслу дизайнера и духу марки, а с другой - не повредить камню, позволить природе сотворить свое собственное чудо.
Особенно ответственен процесс огранки. Тут надо уметь почувствовать материал, понять, чего "хочет" сам камень. И у мастера, как у сапера, нет права на ошибку.
Страшно подумать, что случится, если неверной огранкой будет безнадежно испорчен крупный алмаз стоимостью в несколько миллионов евро. Кто возместит компании убытки?
Бывают и другие конфликты с природой. Случается, к примеру, что на рисунке, предложенном дизайнером, лепестки цветка расположены под одним углом, а в реальности - совсем под другим. Не хочет золото подчиняться начальственным указаниям и все тут! Как ни укладывай, ничего не получается.
И тогда дизайнеру приходится идти на попятную, переделывать свой неудачный эскиз - с Главным Творцом не поспоришь...
В общем, бриллианты - товар штучный. Но столь же штучный товар - и сами мастера. Их отнюдь не тысячи и даже не сотни, как можно было бы предположить.
Большая часть служащих Картье занимается продажей и маркетингом. И хотя это одна из немногих компаний, которые могут позволить себе иметь ателье в Париже (другим это просто не по карману), в верхнем этаже своего же собственного исторического бутика, тем не менее, работают там всего лишь около полсотни человек, и лишь две трети из них - ювелиры.
Но кто же эти люди, обитающие в доме со стеклянной крышей?
Особых учебных заведений, которые массово готовили бы ювелиров, не существует. Большинство тех, кто приходит в ювелирный бизнес - выпускники художественных училищ. Специализации могут быть самые разные: шитье, выделка кожи, производство и продажа изделий из металла, даже рисунок и живопись. Главное - очень любить свое будущее занятие, понимать, что это твое призвание, твоя судьба.
Нередко, кстати, ювелирное искусство передается по наследству, и потомственные мастера, разумеется, самые желанные сотрудники в любой компании, специализирующейся на производстве украшений.
С продавцами проще - есть курс "Маркетинг предметов роскоши". Его преподают во многих коммерческих школах. Однако, для того, чтобы стать хорошим продавцом, одного образования мало, нужен еще особый талант.
- К каждому клиенту должен быть свой подход, свой ключик, - говорит Ерве Бек, один из лучших продавцов Картье. - Одного надо поддержать, ободрить, сказать несколько теплых слов, другому предложить пообедать вместе. Даме, только что приехавшей в Париж - вручить букет цветов...
Постоянных покупателей я знаю в лицо, помню обо всех важных событиях в их жизни и потому могу предложить каждому то, что подойдет именно ему. Новичков же встречаю прямо у двери и посвящаю немало времени знакомству, прошу человека рассказать о себе, о своих привычках, вкусах, пристрастиях.
Порою мы говорим о вещах, не имеющих никакого отношения ни к Картье, ни к ювелирным изделиям. Нормально, так и должно быть. Разумеется, я не психотерапевт и не священник и, вроде бы, не обязан никого исповедовать, Но в нашем деле взаимопонимание и добрые отношения играют первостепенную роль.
Скажу больше: если между покупателем и продавцом не возникает искренняя дружба, следует передать такого клиента другому специалисту по продажам - это лучше чем совсем потерять.
А как отбирают камни, которые впоследствии становятся частью украшений? Это тоже целая история.
Есть в компании человек, который занимается закупками. Это очень опытный специалист, прекрасно знающий все секретные места, где появляются на свет бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры. Места эти находятся, в основном, на Востоке - в Индии, Таиланде, Шри-Ланке или в Бирме, - поэтому приходится много путешествовать.
И вот что интересно: в далекой дали вам могут предложить роскошный камень отменной окраски, на первый взгляд, идеально вам подходящий. Но - вот беда! - нет никакой гарантии, что во Франции окраска этого камня будет такой же отменной.
Вы можете резонно заметить: мол, камни следует выбирать только при натуральном, дневном свете, и тогда ошибка исключена. Нет, не исключена!
Дело в том, что в разных странах дневной свет не одинаковый. Потому и оттенок камня может измениться.
Еще одна трудность заключается в том, что рынок драгоценных камней, особенно цветных, не регулируется никакими правилами. Если с бриллиантами все более или менее понятно - там есть хотя бы шкала цен, то в купле-продаже рубинов, изумрудов и сапфиров царит полная неразбериха. Цена часто устанавливается по соглашению сторон, сделки не фиксируются письменно: никаких контрактов - только деньги в обмен на товар.
И все-таки камни покупают. Те, что помельче и поординарней - для массовых коллекций, крупные же предназначаются для эксклюзивных изделий. Этот тот самый случай, когда камень, а не дизайнер решает, каким быть украшению.
Тут надо открыть еще один секрет. Так же как в сфере одежды, где есть подразделение на массовую моду (prêt-à-porter) и "высокое" шитье (haute couture), в производстве украшений существует деление на простых и "крутых" ювелиров (joalerie и haute joalerie).
В чем разница? В цене и в размерах камней.
Впрочем, когда создается новая коллекция, и та, и другая группа ювелиров работают над одной и той же темой.
Какой еще темой? Разве дизайнер не может выдумать что-то просто так, из головы? Не может, и это очередной непреложный закон золотого королевства.
Каждая коллекция - маленькая история, у нее обязательно должен быть сюжет. Путешествие в мир орхидей, рассказ о таинственной, непостижимой Индии или что-то еще.
Но каковы бы ни были герои сказки, вы легко отличите их среди миллиона чужаков: все чада Картье несут на себе отпечаток неповторимого стиля - это и цветовая гамма, и симметрия, и композиция, порядок расположения элементов украшения.
А не проще ли обойтись без всяких сказок? Можно ведь продавать золото на вес, и все.
Можно, конечно. Но это так скучно!
Если хорошенько разобраться, покупатель роскошного колье или обручального кольца не так уж сильно озабочен весом и пробой.
Он приобретает мечту, приближает свое будущее счастье.
А это куда важнее, чем все пробы мира вместе взятые.
По материалам журнала L'Etudiant.
Другие материалы выпуска >>>
Архив>>>
Переводчик "ПРОМТ">>>
|