АрхивСвежий выпуск
Арт-Экспресс

ЗООЛОГИЯ. КИТООБРАЗНЫЕ.
АШАН

Экономический кризис подобен океанскому шторму: зловеще завывает ветер, одна за другой поднимаются и стремительно обрушиваются волны... Сотни фирм погибают, тысячи сокращают бюджет, штат, ассортимент, клиентуру... И только Ашан выглядит бодрячком: почти сорок миллиардов евро оборота за 2008 год и неснижающиеся темпы года нынешнего дают право надеяться, что бывают такие киты, которым бури нипочем.

Как устроен кит по имени Ашан? За счет чего он держится на плаву? Надо разобраться.


Пункт первый: кит - водное млекопитающее, то есть отчасти зверь, а отчасти - рыба.
Посему, главный принцип его жизни - абсолютная социальная толерантность.

Одно уважаемое французское издание назвало Ашан империей, в которой власть принадлежит бедным. Это почти верно. Почти.

В самом деле, трудно найти магазин, где бы одинаково хорошо относились и к семейке толстосумов, толкающей перед собой несколько доверху наполненных тележек, и к голодному студенту, захватившему с прилавка только багет да пару сосисок. Не исключено даже, что студента без очереди пропустят к кассе, ведь на оплату его покупок уйдет секунд пятнадцать-двадцать, не больше.

Впрочем, студент - еще солидный клиент. Некоторые приходят в магазин вообще просто так, будто в музей - поглазеть на новые товары, интересно провести время... - и это тоже, в принципе, не считается грехом.

Однако можно ли присвоить Ашану звание магазина для бедных? Судите сами.

Что нужно бедным: хлеб, крупа, соль, сахар... В общем, то, что принято называть минимальным продуктовым набором. Все это непременно должно быть дешевым, а где дешево, там и сердито, некачественно то есть.

Но, спрашивается, зачем в магазине для бедных продавать деликатесы, дорогие вина и шоколад в немыслимых обертках? Кто будет все это покупать?

А парковка на несколько сотен мест? А галерея бутиков престижных марок? Для кого все это? Уж конечно, не для бедных.

Словом, миф придется развеять: Ашан вовсе не империя бедных, это вполне демократическое государство, где богатые и бедные равны в правах.

Вот он - залог устойчивости: компании, работавшие исключительно во благо богатых или, наоборот, только на потребу бедным, давно пошли ко дну, а наш герой лишь приобрел новых клиентов.

Логично: состоятельному человеку, доходы которого снизились, не зазорно делать покупки в Ашане - там полно таких же, как он. Ну а те, чей заработок скромен, шествуя между прилавками с шоколадом и дорогими винами, невольно чувствуют себя богатыми.


Пункт второй: разнообразное питание.
В меню кита входит все, что можно найти в море: от водорослей и мелкой рыбешки до кораблей вместе с экипажем (помните сказки?). Кит же по имени Ашан временами способен заглатывать целые фирмы (опять же, вместе с экипажем, персоналом то есть).

И никакого несварения желудка! После каждой трапезы он только хорошеет. Да и "съеденные" не возражают: в составе крупной компании бизнес идет лучше.

На сегодняшний день в брюхе гиганта находятся:

- 1 217 гипермаркетов и супермаркетов в двенадцати странах;
- агентство недвижимости;
- банк.

Это если считать по-крупному. Мелкой рыбешкой можно назвать пекарни, кондитерские цеха, предприятия, выпускающие товары повышенного спроса, оператора мобильной связи, туристическое агентство...

Вы, кстати, знаете, чем супермаркет отличается от своего гиперсобрата? С ценами и размерами все более или менее понятно, однако есть и другие интересные детали.

Супермаркет в первую очередь - продуктовый магазин, искать там бытовую электронику, компьютеры и хозтовары -бесполезно. Даже если стоит что-то на витрине, цена вряд ли вас устроит. Будем считать это декорацией.

Гипермаркет же - целый мир: можно прийти сюда за булкой хлеба, а попутно прикупить платьице, курточку, стиральную машину, микрофон для караоке, парочку DVD-дисков и мобильный телефон.

Телефон вам тут же подключат к сети, стиральную машину проверят, упакуют и доставят на дом, рассчитаться предложат фирменной кредитной картой, а если останутся деньги и желание поскорее их потратить, то еще и в путешествие пригласят - именно для этого в Ашане функционирует собственное туристическое агентство.

О работоспособности техники не беспокойтесь: сервис-центр тоже свой собственный. В случае неполадок вам обеспечен бесплатный ремонт или возврат денег - только предъявите чек.

Может ли одежда, купленная заодно с булкой хлеба, быть модной? Вы еще спрашиваете! Специально для вас трудятся профессиональные закупщики: восемь коллекций в год, самые свежие тенденции, приемлемые цены - вот их правила.

О закупках, кстати, стоит рассказать отдельно. В составе холдинга существует особая компания, которая занимается логистикой.

В каждом регионе, где есть гипермаркет, создается распределительный центр. Там работают две группы сотрудников: одна договаривается с поставщиками, добиваясь того, чтобы цена на товары высокого качества была как можно ниже, а вторая группа хранит добытые товары и доставляет их в магазины. Когда магазинов много, склады поистине огромны: представьте, допустим, площадку для охлажденной продукции в парижском регионе - 7 000 квадратных метров, где постоянно поддерживается температура минус три градуса. Этакий дом-холодильник.

Разъезжающие по залу подъемные краны, начальники в наушниках и с микрофонами, отдающие команды дистанционно, компьютеризованная система управления... Фантастическая картинка.

Где ж они находят такие большие здания? И что будет, когда закончится срок аренды? Об этом заботится собственное, ашановское агентство недвижимости.

Аренда - дело ненадежное: если помещение хорошее, его надо купить. Ну а когда ничего подходящего нет, то можно и самим построить: даром что ли в состав группы входит Леруа Мерлен, чей конек - стройматериалы.

Если вспомнить еще и про персональный банк "Аккорд" (финансирование проектов, кредитование, взаиморасчеты внутри холдинга), можно быть спокойным: при таком богатом рационе, упадок сил нашему киту не грозит.


Пункт третий: кит - теплокровное животное, выкармливающее детенышей своим молоком, а потому, родственные узы для него чрезвычайно важны.

Трудно поверить, но управляет империей одна-единственная семья, правда, довольно большая и очень талантливая. Президенты всех входящих в холдинг компаний приходятся Жерару Мюлье, основателю Ашана, двоюродными братьями или племянниками. Плюс сын и родной брат.

Однако философия компании такова, что принадлежность к Семье не дает автоматически права на кресло босса: для начала надо поработать простым продавцом. Не секрет, что даже сын Жерара Мюлье, Арно, в свое время был консультантом отдела аудиотехники.

Разумеется, когда Арно дослужился до звания президента французского подразделения Ашана, все считали его наследником "императорского" поста: кто же еще мог стать председателем совета директоров, как не сын основателя компании. Но ошиблись: в 2006 году Жерар Мюлье, оставивший работу вследствие преклонного возраста (ему было уже за семьдесят) передал бразды правления не сыну, а племяннику Вианни. Деловые качества оказались важнее, чем кровная близость.

Словом, Ашан - кит удивительный: все, что в других компаниях считается лишним, неэффективным, здесь успешно работает и приносит прибыль. Семейственность; прием на работу инвалидов и молодых мам; открытость, дружеские отношения между сотрудниками и улыбки персонала покупателям; финансирование благотворительных программ; забота об охране природы...

Процесс устройства на работу в Ашане происходит довольно необычно. Предположим, вы хотите стать начальником отдела. Что от вас потребуют? Диплом? Резюме? Рекомендации? А вот и нет! Главное - знание особенностей магазина и ясное представление о будущих служебных обязанностях. Именно этому посвящена анкета, размещенная на сайте. Заполнившие ее претенденты участвуют в конкурсе. Компетентное жюри выбирает победителей, то есть тех, кто идеально подходит на место начальника отдела, независимо от того, какие оценки стоят в дипломе и есть ли рекомендации. Такой опыт подбора персонала недавно опробован в парижском филиале. Рекрутеры довольны результатами.

Но, по правде говоря, Ашан не очень-то нуждается в управленцах со стороны. Здесь предпочитают выращивать своих, "родных" начальников, в коих превращаются кассиры, мерчендайзеры и рядовые продавцы - уж они-то знают гипермаркет, как свои пять пальцев!

Если нет соответствующего вашим амбициям поста в вашем магазине, можно перейти в другой или даже в другую компанию (группа-то одна!) - заняться логистикой, телекоммуникациями, операциями с недвижимостью. Все равно вы остаетесь в Ашане.

А поскольку сотрудники, проработавшие в холдинге некоторое время, становятся его акционерами, мало у кого возникает шальная мысль: уволиться или, тем паче, совершить на службе что-нибудь нехорошее: зачем? Ведь прибыль компании - это и их доход.


Пункт четвертый: феноменальная приспособляемость.
Киты водятся всюду - от теплых вод близ Африки и Австралии до гренландских льдов. Ашан, как настоящий кит, умеет выглядеть по-королевски в любых условиях.

Сначала - исследование рынка. Но не формальное, статистическое, а самое что ни на есть полевое. Прежде, чем китообразный гигант заплыл на территорию России, несколько отчаянных французов жили в московских семьях, расспрашивали хозяев об их привычках и образе жизни, вместе ходили за покупками.

В итоге выяснилось, что россияне очень чувствительны к цене. Итог? Московский Ашан стал сетью магазинов-дискаунтеров. А еще у русских есть такое не очень понятное европейцу слово: "datcha". Вывод? Надо открывать специальный гипермаркет для тех, кто половину жизни проводит на грядках.

Другие страны - иные приоритеты. Скажем, некоторые жители Португалии предпочитают рассчитываться не наличными, а банковскими картами. Там, помимо традиционных и экспресс-касс, существуют кассы самообслуживания, где никакого вмешательства персонала магазина не требуется. Во Франции немало поклонников покупки через интернет и любителей фотографии, посему, электронный магазин и фотосалон - неотъемлемые части французского Ашана. Румынские гипермаркеты предложат приобрести не только хлеб и компьютер, но даже автомобиль. В кредит, с оформлением договора на месте.

Тех, кто хочет выбирать апельсины и персики самолично, на ощупь, и покупать не килограммами, а поштучно, ждут отделы товаров без упаковки. Фанатам лотерей адресованы розыгрыши призов. Ну а для работающих, по горло занятых, вечно уставших, словом, для тех, кто не может тратить полдня на поездку в гипермаркет, есть целая сеть супермаркетов, расположенных в каждом городском районе.


Пункт пятый: продолжительность жизни.

Сколько живут киты? По одним сведениям - около ста лет. По другим - более двухсот. В точности этого никто не знает, поскольку предки китообразных, с незапамятных времен обитавшие на суше, семьдесят миллионов лет назад перебрались в океан.

Семьдесят миллионов лет... Целая вечность...

Может, потому древние поверья гласят, что наш мир - лепешка, которая покоится на спинах трех китов.

Если это правда, то нет никаких сомнений: одного из китов зовут Ашан -
лепешка, наверняка, из его пекарни...



По материалам журнала "Agora".


Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>


CD Express de Paris: Романтическое путешествие ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски


Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2009




ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски CD Express de Paris: Романтическое путешествие
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz