ГЕОГРАФИЯ ДУШИ:
ПЕРЕВОД С НЕНАПИСАННОГО
Что наша жизнь: реальность или плод фантазий?
Каждую весну к давнему спору материалистов и идеалистов присоединяется целый сонм артистов: в Париже проходит Фестиваль Воображаемого.
Выдумщики со всего мира съезжаются во французскую столицу, дабы продемонстрировать уникальность своей национальной культуры, свои особенные миры, порою так непохожие на наш. И вдруг становится понятно: Земля - это не километры почвы и воды, а пространство души. Неизведанное пространство.
Выходит, эпоха великих географических открытий только-только начинается.
Скользит по волнам музыки индийская танцовщица. Движения плавные, грациозные. Взгляд завораживает. Во всем - в кружении рук, повороте головы, даже в величественном колыхании бедер - ощущается страсть.
Организаторы объясняют: "Демоны украли у богов эликсир бессмертия. В ответ на это Вишну, главный хранитель мирового порядка, принимает обличье очаровательной нимфы Мохини, дабы соблазнить демонов и убедить раскаяться, заставить вернуть заветный эликсир".
Вот те на! Оказывается, это не просто танец, а шпионская драма с переодеванием! И Мата Хари, получается, была не первой на своем героическом пути...
Интрига присутствует и в жутковатой сказке из Тайваня о любви образованного, но бедного юноши к мертвой девушке. Он, правда, не знал, что девушка - мертвая...
Молодой человек, изучивший множество наук, не смог, тем не менее, поступить на службу к императору. Видимо, оказался слишком умным. Отвергнутый как высшим обществом, так и своей собственной семьей, наш герой находит приют в маленькой гостинице, которой владеет пожилая пара. В общем-то, они милейшие люди, но со временем юноша замечает: от него что-то скрывают.
Супружеский шкаф - хранилище скелетов, в самом прямом смысле. У хозяев гостиницы была приемная дочь - красивая, нежная - и они хотели превратить ее красоту в деньги, принуждали к проституции. Девушка наотрез отказалась повиноваться. Ее жестоко били и в итоге замучили до смерти.
Неприкаянная душа каждую ночь возвращается под родительский кров и однажды обнаруживает в своей комнате симпатичного постояльца. Тот, конечно, не подозревает, что ночная визитерша - призрак. Девушка представляется соседкой, говорит, что у нее погасла лампа и просит взаймы свечу.
Одно только странно: лампа гаснет каждую ночь. Впрочем, юноша этому рад - в его сердце стучится любовь. Молодые мечтают о долгой совместной жизни, и в знак вечной привязанности невеста дарит жениху вышитый платок.
Вот тут-то и происходит трагедия: платок случайно попадается на глаза хозяевам гостиницы, и те узнают в нем один из предметов, положенных ими в могилу дочери.
Парня обвиняют в воровстве и надругательстве. Да он и сам близок к умопомешательству: виданное ли дело - вверить сердце гостье из загробного мира?
Девушка же, видя такую скорбь, изо всех сил пытается убедить суженого: она жива. В конце концов, влюбленные встречаются и убегают вместе: далеко-далеко, в иную страну, в иную жизнь...
Эта почти детективная история - опера, но не простая: помимо поющих персонажей, здесь есть героиня вещающая - посредница между залом и сценой. Умудренная опытом дама начинает пьесу словами: "Не важно, когда это было, не важно где, ибо так происходит всегда. Желание любви вечно. Оно не способно испариться, исчезнуть, растаять в памяти людской. Только тело может умереть, но даже после его гибели любовь продолжает жить".
А что за кукольники в Тайване! Ляо Ван-Хо привез в Париж театр марионеток. Да таких, которые пользуются на родине большей популярностью, чем мультики Диснея. Зрители осаждают театр после спектакля, чтобы добыть автограф Мастера.
Удивляться есть чему: театр был создан в 1976 году, однако по сию пору его резиденция находится в ангаре на окраине деревни.
Этот ангар служит одновременно заводом по производству игрушек, ремонтной мастерской и телестудией. Именно отсюда транслируются передачи единственного в мире телеканала, полностью посвященного марионеткам.
Театр - предприятие семейное, потому его основатели умудряются все успевать: и местных ребятишек радуют, и на гастроли ездят.
Во Франции Ляо показывает спектакль, в котором куклам аккомпанируют вращающиеся лампы, вспышки лазеров, туман, петарды. Актеры творят на сцене что-то невероятное: акробатические трюки, сцены кун-фу, песни... Кстати, Ляо сам озвучивает персонажей: принцесса разговаривает тоненьким голосом, у солидных мужчин голос основательный и важный, мальчишка-хулиган циничен и насмешлив, а от злодея с непристойными желаниями веет прямо-таки замогильным холодом.
Немало удивительного сулят зрителям и другие мероприятия фестиваля. Многие поклонники индийской культуры мечтают когда-нибудь побывать на Тибете, в настоящем буддийском монастыре. Фестиваль Воображаемого с легкостью выполняет это желание: тибетские монахи выступают в Опера Бастиль.
Именно "выступают" - демонстрация традиционной молитвенной церемонии очень похожа на концерт: настолько разнообразны музыкальные инструменты и сложны голосовые партии. Яркие костюмы, специфические позы, необычный реквизит - все очень зрелищно и весьма экзотично.
Не менее роскошны и православные церковные службы. Они, конечно, проходят не в концертных залах, а в храмах. Лучшие московские певчие демонстрируют свое мастерство под руководством Георгия Смирнова. Неизгладимое впечатление оставляют праздничное убранство церквей и необычайный глубокий бас Юрия Вишнякова.
Турецкие музыканты исполняют произведения средневекового польского композитора, родившегося во Львове, а потом волею судьбы ставшего пленником султана; европейца, адаптировавшегося к новой жизни и принявшего ислам. Итальянцы рассказывают трагедию Эсхила, написанную за пять веков до Нашей Эры, на новый, современный лад, смешивая реплики доисторических персонажей со свидетельствами сегодняшних мигрантов.
Встречаются и вовсе невероятные сочетания. Можете вы, к примеру, представить, чтобы жгучее аргентинское танго танцевали медлительные финны? На Фестивале Воображаемого так оно и есть. И у финнов, между прочим, неплохо получается! Танго в их исполнении становится меланхоличным, раздумчивым, зато какая романтика!
В пестром фестивальном хороводе модели кораблей соседствуют с бумажными фигурками, используемыми в индийском театре теней, цифровые фотографии перемежаются глиняными куклами, роспись по шелку мирно уживается с провокационными коллажами.
Так на чьей же стороне организаторы? Культуру какой страны они рекламируют?
"Почему, собственно, мы должны что-то рекламировать? - удивляются те. - Куда важнее распахнуть двери души в чужой, незнакомый мир, научиться понимать другого, даже если он совсем не похож на тебя".
А понять порою непросто. Даже между людьми, говорящими на одном языке, могут случаться недоразумения. Так героиня одного фестивального спектакля хотела признаться в любви, но по ошибке отправила предмету своей страсти чистый лист бумаги.
Сумеет ли адресат расшифровать ненаписанное послание?
А мы?
Сможем ли мы найти общий язык там, где слова бессильны?
Пора включать воображение...
Сайт Фестиваля:
www.festivaldelimaginaire.com
,
Vidéo: © Mairie de Paris.
Другие материалы выпуска >>>
Архив>>>
Переводчик "ПРОМТ">>>
|