АрхивСвежий выпуск
Арт-Экспресс

ШКОЛА ЗЕЛЕНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

Почему бумага всегда рвется наискосок, а в разбитом стекле остается звездообразная дырка? Можно ли ходить по воде и как работает сырный реактор?

Если вас начали интересовать такие вопросы, значит пора в школу. Да не в простую – в Высшую Школу промышленной физики и химии.

"Увы, это не для меня! – вздохнет один – там такие экзамены…" "Рановато! – скажет другой – Сразу после садика туда не поступают". "…или слишком поздно…" – с грустью заметет третий, почесав седины.

И все трое ошибутся: приходить в эту замечательную школу с нестандартными вопросами и - главное – отыскивать на них ответы разрешается абсолютно каждому.

Боязно? Еще бы! Неспроста ведь физика имеет славу науки исключительно трудной, мало кому понятной. А уж о тех, кто ею занимается, и вовсе сказки рассказывают: будто бы это странные, зеленые от нехватки воздуха и умственного перенапряжения существа, объясняющиеся на непонятном языке, питающиеся цианистым калием и жидким азотом. За пределами институтских лабораторий существовать не могут, поскольку ничего не знают о нормальной человеческой жизни и совершенно к ней не приспособлены.

Расслабьтесь, в Пятом округе Парижа, рядом с Сорбонной, мутантов нет. Хотя количество чудес на квадратный метр действительно превышает все мыслимые нормы.

Идемте же, небесный покровитель этих мест Пьер-Жиль де Жен распахивает перед вами двери своей вселенной.

Но сначала заглянем в окна. Огромные, больше похожие на магазинные витрины, они позволяют беспрепятственно наблюдать за происходящим в лабораториях. Уже интересно? Хотите внутрь? Не спешите, опустите глаза. В холле – мозаичный пол, а на нем – картины: материя в движении. Песок, летящий по воле ветра. Металлическая стружка, подчиняющаяся капризам магнита. А известно ли вам, что помимо трех форм материи – твердой, жидкой и газообразной – существует еще одна, таинственная, малоизученная: коллоиды. Это смеси, муссы из чрезвычайно мелких частиц. У них свои, особенные правила жизни. К примеру, шарик такого вещества вовсе не обязан тонуть в воде. А еще он способен находить своих собратьев, прилепляться к ним и образовывать причудливые рисунки, странным образом напоминающие геномные цепочки живых существ.

Ну вот, обучение началось буквально с порога, что же будет дальше? А дальше – автоматы, демонстрирующие научные эксперименты, микроскопы, в окуляры коих разрешается глядеть, сколько душа пожелает, интерактивные экраны, при помощи которых можно управлять ходом опытов и даже видеоглазок – чтобы проникать туда, куда посторонним входить категорически запрещается: опасно.

Дело в том, что ученые в ходе работы обязательно делают записи. Только не авторучкой на бумаге, как раньше, а на видеокамеру. Они подробно рассказывают, что именно делают, каким образом и для чего. И эти видеозаписи доступны для всеобщего обозрения.

Здесь, прямо как в музее, проводятся экскурсии. А еще Центр имени Пьера-Жиля де Жена регулярно организует конференции. Не для академиков, нет – для широкой публики. Тут ретивые восьмилетки с удовольствием надувают мыльные пузыри размером со стол, заставляют эти пузыри прыгать, вкладывают их друг в друга, как матрешки, а потом узнают, какие законы природы помогли им совершить все эти чудеса.

Бывают эксперименты и посложнее. Можно, к примеру, повторить некоторые опыты Пьера и Марии Кюри. Инструменты при этом, с виду, абсолютно такие же, но уровень радиации – в допустимых пределах.

Хотите чего-нибудь приближенного к реальной жизни? Вуаля! Вам расскажут, как дереву удается поднимать из земли воду на высоту пятьдесят метров – ни одному насосу, изобретенному человеком, такое не под силу.

А как растения защищаются от биологических атак? Каким образом залечивают ранки? Что помогает им перемещаться в поисках выгодного местоположения? Все это тоже известно физикам.

Любителям футбола объяснят, почему мяч никогда не прилетает именно оттуда, откуда его ждут. Интересующимся оптикой растолкуют, отчего человеческий глаз и фотокамера видят предметы совершенно по-разному.

А лазеры? Это ж просто феерия! Грозное оружие и точнейший медицинский прибор, союзник полицейских и деталь принтера, генератор эстрадных спецэффектов и неотъемлемая часть Интернета… Вы знакомы с устройством лазера?

И как же так получилось, что в солидном научном учреждении тусуются рядовые любители науки от семи до семидесяти лет? Просто учреждению повезло с директором.

Возможно, Пьер-Жиль де Жен не стал бы физиком, если бы не врожденные проблемы со здоровьем – у него были больные легкие, из-за чего ребенок до одиннадцати лет находился на домашнем обучении. В тринадцать Пьер-Жиль едет в Бристоль – осваивать английский – и там знакомится с исследователями элементарных частиц.

Это были друзья его матери, потому увлеченность происходящим проникла в его душу легко, без насилия: не было ни головоломных формул, ни учителей, пытающихся вдолбить ученику то, в чем сами не разбираются. Любовь, одним словом – с первой секунды и навсегда.

Потом, конечно, были профильные вузы, ученые степени, преподавательская работа – наука отвечала на любовь взаимностью. Была и Нобелевская премия – за труды в области полимеров и жидких кристаллов, тех самых, что дали жизнь мониторам, часам и экранам мобильных телефонов.

Когда Пьер-Жиль де Жен был назначен директором Высшей Школы промышленной физики и химии, то сразу заявил: "Хватит отшельничать! Надо сделать так, чтобы людям было интересно к нам приходить". Вот тогда-то и появился уникальный информационный центр – помесь, коллоид из музея, лекционного зала, дискуссионного клуба, аттракциона и компьютерной игры. Место, где можно все попробовать и обо всем спросить.

Сразу же было решено: никакого менторства, никакой демагогии. Надо объяснять сложные вещи простыми словами. Не нагружать информацией, а пытаться увлечь. Воспитывать не учеников, а учителей.

И воспитывают – семинары для педагогов здесь проводятся регулярно. Более того, перед всеми лабораториями (а их Школе – двадцать) поставлено условие: каждое исследование должно иметь три результата – научный, практический и педагогический.

Стала ли любовь к науке тем архимедовым рычагом, с помощью которого удалось перевернуть Землю? О, да! Сотрудники Центра специально исследовали представления семилетних детей о науке и ее служителях. Ребят просили нарисовать ученого так, как они его представляют.

И вот что выяснилось: те, кто ничего не слышал о Центре Пьера-Жиля де Жена, искренне считают: академики – это такие инопланетяне, живущие в лабораториях, ничего не понимающие в реальной жизни и никогда не улыбающиеся.

А вот те, кто надувал мыльные пузыри, наблюдал в микроскоп за поведением железных опилок и вместе с лекторами смеялся над выкрутасами футбольного мяча, точно знают:

в Высшей Школе промышленной физики и химии грустных зеленых человечков нет

- только веселые.




По материалам сайта Espace des Sciences Pierre-Gilles de Gennes


Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>


CD Express de Paris: Романтическое путешествие ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски


Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2010




ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски CD Express de Paris: Романтическое путешествие
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz