АрхивСвежий выпуск
Арт-Экспресс

НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ

– Ух ты! Холодильник сам заказывает продукты в супермаркете, помогает составить оптимальное меню и транслирует по утрам любимую радиопрограмму хозяина. Зеркало сообщает сводку погоды и напоминает, какие лекарства надо принять. Если пожилой человек упал, система слежения немедленно оповещает врачей и спасателей. А для детей придумано интерактивное яйцо: что-то вроде миниатюрного космического корабля. Внутри можно спать, играть, смотреть телевизор, лазить в Интернете...

Поезд идет в Брюссель. Мальчик лет десяти увлеченно рассматривает брошюру выставки "Жить завтра". Усатый дяденька у окна недовольно бурчит:

– Опять американщина! Эти бельгийцы даже будущее сами придумать не могут. Скукотища! В их яйце интерактивном кроме кресла да компьютера и нет ничего. Развивайся дитё – уродуй позвоночник, порти глаза! А попрыгать? А в футбол поиграть? А потанцевать?

– Слышь, мам, – не унимается мальчик, – тут спрашивают: "Как известно, в будущем службы доставки супермаркетов станут сами развозить продукты по домам покупателей, но ожидать визита курьера совсем не обязательно". Так вот, представь: ты купила мороженое, а на улице – плюс тридцать. Ушла по делам, домой вернулась спустя три часа. Как думаешь, растает ли мороженое в твоем почтовом ящике?

– Какой ужас! – сокрушается мама, – они будут продукты по почтовым ящикам распихивать!

– Да нет же! – смеется чадо, – это холодильник будет выполнять роль почтового ящика: там появится специальная дверка на улицу – чтобы доставщики продукты складывали. А авторы брошюры спрашивают: найдешь ты мороженое в почтовом ящике или нет?

– Ничего ты там не найдешь, – ехидно замечает дяденька. – Зато русские хакеры всегда будут сытыми и пьяными. И никакой пароль твоему холодильнику не поможет: придется тебе питаться одними картинками с изображением вкусностей, а сами вкусности будут доставаться другим...

– Здесь еще про прививки написано, – звучит детский голос, – "Атмосфера в нашем выставочном комплексе – чистая. Никакие специальные вакцины для его посещения не требуются. И все же мы просим тебя, дорогой друг, в целях твоей же безопасности, ни к чему ни притрагиваться, никакие кнопки не нажимать, никуда не залезать..." ... Фи-и! – сникает первооткрыватель будущего. – Зачем туда ехать, если там ничего нельзя трогать? В автомобиле будущего порулить нельзя, в банке будущего денег не дают, а в кухне будущего на холодильник прилеплен плоский компьютерный монитор. Что я – мониторов не видел?...

– Вот и я – о том же, – сочувственно кивает дяденька. – Загляните-ка вы лучше в наш, парижский, театр Оффенбаха. Там будущее не только трогают, но и создают.


Трудно поверить, что этот старомодно роскошный фасад служит одеждой для ультрасовременного арт-проекта. Входите и удивляйтесь. История будет длинной.

В конце XVIII века в Париже был необычный театр. Как назвать жанр его спектаклей? Оперетта? Цирк? Ярмарочный балаган? На сцене выступали танцоры и акробаты, певцы и кукольники. Комедия, в общем. Музыкальная.

Публике сие действо было по вкусу, а актеры не уставали экспериментировать, за что заведению было присвоено почетное звание королевского.

Триумф длился чуть больше ста лет – потом вышел указ: здание театра подлежит сносу, на его месте пройдет бульвар. Так прихорашивался Париж времен барона Османа.

Однако комедиантам не свойственно унывать. Театр умер? Да здравствует театр! Спектакли возобновились на другой площадке, в самом сердце нового, богатого и благополучного города.

Труппу возглавил Жак Оффенбах. Место стало чрезвычайно модным. На этой сцене ставились балеты Дягилева и спектакли с участием Луиса Мариано.

Привольная жизнь длилась еще почти сто лет. В 1967 году театр был закрыт, в его покоях разместился парижский филармонический оркестр. Потом помещение, сменив немало владельцев, было передано цирку, а спустя некоторое время – превращено в парк аттракционов.

В 1990-м стало совсем плохо: парк аттракционов обанкротился и оставил огромные долги. Наступило забвение: дом пустовал, стены облупились, по коридорам гулял ветер. Не слышался здесь более ни детский смех, ни звук аплодисментов.

Но и забвение не вечно – когда-нибудь его сменяет забота. В 2004 году мэрия Парижа объявила конкурс проектов по превращению полуразрушенного строения в дворец современных искусств.

Непременным условием была доступность заведения для всех. В отличие от бельгийской выставки, куда обыватели приходят посмотреть на технические новинки, предназначенные для олигархов ("Руками не трогать!", "Кнопки не нажимать!"), парижское чудо не мнит себя музеем. Здесь разрешается играть, танцевать, запускать роботов, читать стихи... Название тому способствует: "Gaîté lyrique". Не станем переводить его как "Музкомедия" это слишком банально для королевского театра. Истинный смысл куда глубже: "Gaîté lyrique" значит – "Мелодия радости".


Семь лет реконструкции прошли не зря – весной 2011 года в театр Оффенбаха вернулись музыка и поэзия. Здание стало гигантским инструментом, при помощи которого можно управлять звуком и светом, создавать любую эмоциональную атмосферу, молниеносно менять декорации.

Особое покрытие стен превращает их в экраны. Включаем видеопроектор – одна из стен исчезает, вместо нее появляется лес, город, море, космическое пространство – все, что пожелаете. Потом испаряется вторая стена, за ней – третья, и вот, вы уже целиком внутри нового мира.

Для чего можно использовать эту технологию? Варианты бессчетны. Во-первых, кинопоказы. Просмотр фильма в таком зале дарит совершенно новые впечатления. Во-вторых, концерты и танцевальные вечера с умопомрачительными спецэффектами. А если пригласить молодых поэтов, добавить и игре слов игру света и цвета? А если устроить выставку, где некоторые объекты будут настоящими, а другие – иллюзорными? А если созвать научную конференцию?...


В "Мелодии радости" найдется место для всех. Студенты Сорбонны обсуждают свойства радиоволн и их влияние на человеческий организм. Хакеры объясняют ламерам как защититься от компьютерных атак. Малыши смотрят мультики и вместе с педагогом-аниматором придумывают продолжение. Тинейджеры изучают историю компьютерных игр, тестируют стрелялки прошлого века и пытаются побить рекорды собственных пап. Детки постарше (лет, эдак, семидесяти-восьмидесяти) снимают видеоклипы, делают радиорепортажи и создают сайты. Ну кому придет в голову назвать их стариками?!

А еще, "Мелодия радости" открыта для влюбленных. Здесь есть не только конференц-зал, экипированный по последнему слову техники, и аудитория на сотню-другую персон, но и небольшая комнатка в футуристическом стиле с прозрачными шестиугольными табуретками и волшебными поющими стенами.

Технологии подчиняются вашей воле. Табуретки, чувствуя человеческое присутствие, превращаются в огромные свечи – от них исходит таинственное сияние. Когда вы танцуете, звук следует за вами. Свет плывет, создавая ощущение, что вы купаетесь в волнах звездопада...

Мечтаете, что звездопад станет вечным? Купите светомузыкальную лампу и загадывайте желания прямо у себя дома.

Да что там лампа! В бутике "Мелодии радости" столько всяких разностей, что голова кружится: разноцветная, светящаяся компьютерная клавиатура, инфракрасный бинокль, шпионские солнечные очки с видеокамерой, конструктор, из которого можно собрать робота, радиоуправляемые машинки и электронные музыкальные инструменты...

Кафе, библиотека, магазин, выставочный комплекс... Фантазия организаторов бьет ключом. Мелькают афиши интерактивных спектаклей, необычных вернисажей, дискуссионных клубов и творческих лабораторий. Сегодня "Мелодия радости" чествует постсоциалистический Берлин, спустя пару недель придет черед другого города, другой страны, иного времени.

– Наша цель – сделать "Мелодию радости" местом встречи творческих, увлеченных людей, – говорит директор театра, Жером Делорма. – Людей, для которых нет ничего невозможного. Тех, что силой таланта трансформируют окружающее пространство.

Какой интерес ждать наступления будущего, в котором главную роль играет техника, а человеку отводится участь бессловесного реквизита? Это не мечта, а фикция. Кого она может вдохновлять?

Нет, будущее надо создавать своими руками, участвовать в нем, менять на свой лад.

И для этого не требуется особый, заранее назначенный день: грядущее следует творить здесь и сейчас.

Только тогда оно станет вашим –

НАСТОЯЩИМ будущим.



По материалам сайтов Gaîté lyrique и Living Tomorrow


Другие материалы выпуска >>>
Архив Архив>>>
Переводчик ПРОМТ Переводчик "ПРОМТ">>>


CD Express de Paris: Романтическое путешествие ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски


Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2010




ФотоВзгляд - Франция Label France по-русски CD Express de Paris: Романтическое путешествие
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz