ПОТАЙНЫЕ ШВЫ МОДЫ
Сага о байерах,
шпаргалках и колбасе
Мода подобна плащу: у нее есть подкладка, потайные швы, внутренние карманы и еще много всяких секретных деталей. Увидеть их дано не каждому: необученный глаз замечает лишь манекенщиц, дефилирующих по подиуму да бегло читает имена дизайнеров.
Но ведь это далеко не все действующие лица – иначе как объяснить статистику, утверждающую, что индустрия моды, наряду с сельским хозяйством и туризмом, является одной из основополагающих отраслей экономики Франции.
Выходит, здесь наличествуют персонажи невидимые – прозрачные, невесомые, но очень-очень влиятельные. До такой степени, что без их участия ни мода, ни экономика просто не могли бы существовать. Познакомимся?
СКАЖИ-КА, КАССАНДРА...
Название у профессии – довольно прозаическое: консультант по стилю, однако за видимой простотой скрывается непростая сущность – разведка.
Все атрибуты налицо: карандаш и блокнот, фотоаппарат, ворох билетов на самолет: Лондон, Нью-Йорк, Токио... Да еще и ножницы – фетиш для любого, кто связан с производством одежды.
Зачем такое странное орудие? Как его используют в разведке? Почему не иголка, не линейка, не микроскоп, наконец?! Тсс! Это пока тайна...
Начнем с начала – с заказчика то есть.
Откуда, вы думаете, появляется одежда? Может она, как колбаса, растет на специальных колбасных пальмах? Вряд ли: производители колбасы уверяют, что именно они являются родоначальниками продукта. Получается, кто-то производит и одежду, вкладывая в это время, силы и деньги.
Однако конечная цель у любого портного – покушать колбасы, а значит, он не станет тратить деньги зря и постарается окупить вложенное. Для этого надо быть уверенным, что все сшитое будет продано. Как добиться такой уверенности? Только при помощи разведки!
Нет, в силовые структуры обращаться не стоит: бравые ребята с автоматами наперевес нам не помощники. Тут дело иного свойства: предстоит выяснить, что люди захотят носить через два года.
Как такое можно предсказать?! Этого ж ни один экстрасенс не знает! В том-то и загвоздка: у наших разведчиков нюх должен быть почище экстрасенсовского. Оттого и мотаются они по лондонам-нью-йоркам: щелкают фотоаппаратами, делают зарисовки, прислушиваются, о чем говорят люди...
Именно разведчики, консультанты по стилю, изобретают новые мотивы. Но модную фишку мало придумать – надо угадать ее будущее, почувствовать совпадет ли идея с настроениями публики, сможет ли быть популярной спустя двадцать четыре месяца.
Сложная работа, в общем: надо быть одновременно художником, социологом и писателем, ведь по возвращении из поездки следует положить на стол заказчика подробный отчет.
Драгоценные разведданные: цвета, формы, рисунки, ткани – рецепт будущего успеха...
- Ну а ножницы-то, ножницы???
- Погодите, еще не время. Сим грозным оружием консультанты по стилю пользуются лишь в крайнем случае, когда никакие другие методы разведки не действуют. Дождемся появления персонажей более решительных.
ШПАРГАЛКУ МНЕ, ШПАРГАЛКУ!
Заветная тетрадочка попала в руки директора модного дома, и вот только теперь именитый дизайнер может взяться за карандаш.
А вы думали, он волен изображать все, что придет в голову? Увы! Любой бред, даже самый бредовый, обязан укладываться в рамки тенденций, заданных консультантом по стилю.
Еще один страшный секрет: разведчики тоже хотят кушать (что поделаешь – от любви к колбасе никто не застрахован), и потому продают свои отчеты сразу нескольким модным домам.
Догадались теперь, отчего модели на подиумах порою выглядят, как близнецы? Никакой это не плагиат – просто тетрадочка была одна и та же...
Впрочем, для хорошего модельера такие ограничения – не проблема. Шпаргалки лишь помогают сделать образ более ярким, колоритным - более продаваемым. Дадим слово Тьерри, дизайнеру "Etam":
- Создание коллекции чем-то похоже на сочинение рассказа. У каждой истории есть свои начало, середина и конец. В жизни модного платья эти этапы тоже присутствуют: сначала модель выходит на рынок, потом следует период активных продаж, но финал всегда одинаков: публика теряет интерес, значит, товар пора снимать с производства.
И если коллекция – это рассказ, то платья – его персонажи: они все разные, каждый хочет поведать о чем-то своем. Но при этом нельзя отступать от сюжета – для того и нужен автор, чтобы упорядочить броуновское движение, создать из разрозненных цветовых пятен внятную картину.
Еще очень важно сознавать, к кому ты обращаешься. Невозможно нравиться одновременно шестидесятилетнему миллионеру и девочке-подростку с рабочей окраины. Надо выбирать кого-то одного и находить с ним общий язык: изучать его вкусы, привычки, стараться понять для чего он делает покупки, как выбирает товар, попытаться создать нечто, что приглянется именно ему.
Короче, ограничений предостаточно. Помимо всего прочего, существует стиль марки – особый почерк, по которому узнают Мастера. Этот почерк должен присутствовать в каждом эскизе.
И тогда вам не страшны никакие тетрадочки: ваши творения, даже основанные на инкубаторских требованиях, всегда будут неповторимы.
ЧТОБЫ ВСЕ ДРОЖАЛИ, ЧТОБЫ УВАЖАЛИ...
Итак, дизайнер никого не боится: ни строгих начальников (менеджера по продукту, например), ни вредных коллег-закройщиков, мечтающих, чтобы лекала были попроще, но есть все же персонаж, который, наверное, может навредить его шедеврам.
"Бай-йер-р-р!!!" - огромное лохматое существо, грозно рыча, врывается в шоу-рум, выхватывает из кармана ножницы и – Р-р-раз!!! – отрезает кусок от самого шикарного платья, - Два! – острыми клыками отчикивает пуговицу, - Три!... Это ж надо, как проголодался зверюга – может, ему колбаски дать?
Бесполезно – байеры колбасой не питаются: они предпочитают пробники тканей. Да и выглядят специалисты по закупкам, по правде говоря, совсем иначе.
Любителям светской хроники наперечет известны имена самых элегантных персон, икон стиля. Присмотревшись к списку фамилий и покопавшись в биографиях, вы с удивлением заметите, что многие из них работают... - да-да! - баейрами.
Что же это за профессия такая – покупатель?
Ни один магазин не хочет остаться в пролете. Нет, они, конечно, доверяют чутью консультантов по стилю и фантазии дизайнеров, однако модельеров много, а возможности торговой точки ограничены – осчастливить всех никак не получается.
Приходится делать выбор. Для того и нанимают магазины специальных людей, которые посещают ателье и покупают самые интересные модели, но – только в одном экземпляре. Это пока не для продажи, а чтобы сравнить с товарами конкурентов, подсчитать конечную цену, взвесить будущую выгоду.
Отсюда следует, что главный инструмент байера, аккредитованного при крупном магазине, - вовсе не ножницы, а калькулятор, но – врать не будем – среди профессиональных покупателей есть и такие, кто орудует ножницами направо и налево – это байеры модных домов.
Прежде, чем купить на ткацкой фабрике материал, из которого будут сшиты платья и костюмы, байер обязательно отрезает кусочек на пробу. И такому "вредительству" все только рады.
В индустрии моды предостаточно профессий-невидимок.
Мерчандайзер – специалист, отвечающий за оформление магазина и выкладку товара. От этого, оказывается, многое зависит: если интерьер бутика нравится посетителям, продажи возрастают на 20-40%.
Важно и то, как развесить одежду: некоторые модели лучше продаются, если их поместить на плечики, другие – только на стеллажах. Имеет значение даже материал, из коего сделаны плечики: металл, пластмасса, дерево...
Директор магазина – человек-оркестр – подбирает персонал, обучает, решает, кому какой участок работы доверить. Некоторые продавцы притягивают покупателей, как магнит, а иным, имей они даже специальное образование, не суждено за всю жизнь совершить хотя бы одну сделку.
А чистота в торговом зале? Это тоже забота директора, ведь если в примерочных кабинках грязно, покупатели не захотят там раздеваться. Посему, пылесос в руки – и вперед!
Хотелось бы, конечно, рассказать обо всем и обо всех: как-никак мода – одна из самых влиятельных отраслей экономики.
Да только стоит ли?
Должны же у плаща быть потайные швы...
По материалам журнала Okapi.
Другие материалы выпуска >>>
Архив>>>
Переводчик "ПРОМТ">>>
|