ДВЕ МИНУТЫ ПРЕЛЕСТИ
Между французскими и американскими учеными разгорелся спор: какую роль в жизни человека играет красота? Гарантирует ли она успех?
Заокеанские социологи, основываясь на данных статистики и результатах опросов, утверждают, будто привлекательная внешность – самое ценное, что у нас есть. Именно она, а вовсе не власть и не богатство, притягивает к нам симпатии окружающих.
Это проявляется уже в яслях: малыши с ангельскими личиками окружены большим вниманием воспитателей, к ним бережнее относятся, реже ругают за те же провинности, за которые некрасивым детям достается по первое число.
История продолжается в школе и в институте: счастливые обладатели лучезарных улыбок легко сдают экзамены, не особенно к ним готовясь, в то время, как квазимодам приходится тщательно аргументировать ответ, добиваясь хорошей отметки изо всех сил. И даже зарплата, по данным статистики, у некрасивых людей на 10 % ниже среднего. Догадываетесь, кому, в виде премии, перепадает излишек?
Что же в этом исследовании не устроило французов? Наивность выводов.
Разумеется, красота – это бонус, да только ли счастье раздают владельцам бонусных карт?
Любой, кто хоть однажды видел, как две красавицы, две обворожительные нимфы, вцепившись друг другу в волосы, катаются по земле, скажет: "Счастьем тут и не пахнет". Может, для мужчины привлекательность и достоинство, но в женском коллективе смазливое личико – повод для зависти, ненависти и прямая дорога к скорому увольнению.
Впрочем, есть третье мнение. Оно принадлежит человеку, который в споре не участвовал.
Ив Мэр дю Посе, специалист по подбору персонала и автор книги "2 минуты, чтобы удачно себя продать" считает: дело вовсе не в красоте. И не во власти. И даже не в деньгах.
Ключ ко всему – информация, которую мы предоставляем окружающим в первые две минуты знакомства. Источники сведений весьма разнообразны: это и наша внешность, и манера одеваться, и речь, и движения, и данные о социальном происхождении, и даже сальдо банковского счета (если, конечно, мы посчитаем нужным его обнародовать).
При этом, цель у наших собеседников всегда одна, и довольно простая: понять, чего ждать от новичка, друг он или враг, союзник или конкурент.
Такой подход многое объясняет: нянечка в яслях не подозревает ни в чем плохом чистенькую девочку-принцессу, а вот толстый косоглазый мальчик с безобразными кривыми ногами, как ей думается, склонен к пакостям – того и гляди, натворит что-нибудь.
Однако, окажись та же принцесса одногодкой нашей нянечки, манекенщицей и соседкой ее любимого парня, отношение изменится в корне: теперь уже она, а не кривоногий мальчик, станет источником опасности.
Итак, свой вы или чужой? - решение об этом принимается в считанные секунды и впоследствии почти не меняется. Тем не менее, повлиять на первое впечатление – вполне в наших силах, надо только научиться грамотно себя преподносить.
Поскольку времени у нас очень мало, презентация должна иметь четкую структуру. Начинать следует с заголовка, подобного "шапкам" газетных статей.
Расскажите о себе, используя три-пять ключевых слов. К примеру: "Я специалист по маркетингу женской одежды" или "Я – лучший игрок в гольф в нашей деревне", или "Я чемпион мира по поеданию пельменей".
Разумеется, и заголовок, и вся ваша речь должны опираться на интересы собеседника, ведь главная цель – продемонстрировать дружелюбие и готовность к сотрудничеству. Поэтому, прежде чем открыть рот, задайтесь вопросом: каковы потребности окружающих? Если перед вами директор фирмы, подыскивающей специалиста по маркетингу, сделайте акцент на своих профессиональных достижениях. А с потенциальным конкурентом, который вас побаивается, можно и о пельменях поговорить.
Далее – краткий экскурс – описание этапов большого пути. Нет нужды перечислять адреса и телефоны всех ваших прошлых работодателей – вполне достаточно сказать, что сначала вы работали продавцом, затем – мерчендайзером, и вот итог: занялись маркетингом вплотную.
Помните, что этапов должно быть не более трех, независимо от того, идет ли речь о профессиональном росте или о пристрастиях в еде. Обобщайте, упрощайте – это только на пользу.
Следующий шаг: обозначить зоны, где вам нет равных, к примеру: "Обожаю музыку, могу говорить о ней часами".
Не пытайтесь доказать, будто разбираетесь абсолютно во всем: даже если это действительно так, в вашу гениальность все равно никто не поверит. Лучше выбрать какую-то одну тему, которая вам действительно близка. А уж если эта тема заинтересует вашего собеседника, если он захочет попросить вашей помощи, совета – считайте, что вам повезло.
После этого неплохо бы рассказать о полученном вами образовании. Диплом престижного университета, безусловно, добавит вам веса в глазах аудитории.
Можно упомянуть и нестандартные способы приобретения знаний: допустим, вы сами, без помощи преподавателей, освоили иностранный язык. Это говорит о вашей настойчивости, целеустремленности.
Бывают и вовсе экзотические виды обучения – замужество, например. Да-да, серьезно: если вы несколько лет прожили под одной крышей со знаменитым модельером, нет ничего удивительного в том, что ваша нынешняя профессия тесно связана с производством одежды.
Даже детские увлечения могут быть полезны: поведайте присутствующим, что с семи лет были безнадежно влюблены в звезду эстрады, но потом повзрослели и поняли, что увлечены не столько звездой, сколько эстрадой, это добавит вам симпатии. Впрочем, если уж совсем нечем похвастаться, пункт "образование" разрешается пропустить.
Теперь пора приступать к главному – к вашему проекту. Расскажите о своих целях, о планах на будущее. Для чего вы здесь? Чего намерены добиться? Каким способом? Какую пользу это принесет?
Будьте осторожны: ваши намерения должны восприниматься как дружелюбные. Откажитесь от любых агрессивных заявлений. Сосредоточьте внимание аудитории на вдохновляющих перспективах.
Предпоследний этап – своеобразный спасательный круг: если ничто из сказанного вами до сих пор не вызвало интереса, есть повод перейти на личные темы. Однако не обманывайтесь: это вовсе не для вас отдушина, а для ваших собеседников.
Перед вами женщины? Поговорите о детях, нарядах, диетах. С мужчинами можно обсудить новые компьютерные программы, автомобили, результаты футбольных матчей. Словом, надо искать точки соприкосновения, даже когда, на первый взгляд, их вовсе нет. А не найдете – получите вместо симпатии неприязнь.
Финальный аккорд – передача эстафеты. Вы о себе рассказали, теперь очередь вашего визави.
Для чего это? Для ощущения самоценности. В течение двух минут вы исполняли роль звезды, к которой прикованы все взоры. Но ведь центром вселенной хочет побыть каждый. Удовлетворите же эту потребность: недаром наилучшими собеседниками слывут люди, которые не столько говорят, сколько слушают.
Открытость, искренний интерес к окружающим, взгляд в глаза, подбадривающее прикосновение сделают для вас больше, чем любая клиника пластической хирургии.
– Она такая красивая! – будут говорить вам вслед.
Чтобы не оставить места для зависти, отвечайте:
– От красивых слышу!
|