РАНДЕВУ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ГЕНИЕВ
- "Парижский салон фотографии?" А какой именно? В Карусели Лувра? В Большом Дворце? Или, может, в выставочном комплексе Paris Expo?
Салонов в столице Франции – не сосчитать. И каждый стремится быть самым-самым: престижным, полезным, демократичным, интересным...
Как географическая точка, в которой родился человек, во многом определяет его характер, так же и выставочный павильон задает характер экспозиции.
Есть выставки дорогие, шикарные, обласканные шуршанием денег в бумажниках. Там все окружающее пространство словно говорит: "Продавай!". И глупо не внять этому наставлению.
Так происходит в Карусели – огромном подземном пространстве под самым роскошным музеем мира – Лувром. Выставочный центр, Музей декоративных искусств, бутики... Люди струятся по эскалаторам, и вместе с ними струятся денежные потоки...
Ажурная тень стеклянной пирамиды, многоязыкая речь: английский, китайский, итальянский, русский...
- Думаешь, стоит купить?
- Конечно, покупай, ты ж в Париже!
Так отчего вы удивляетесь ценникам? Именно сюда, в Лувр, первым делом везут туристов, а туристы, как известно, люди состоятельные.
Есть другие площадки – чисто выставочные, где звон монет не столь отчетлив. В их числе – Большой Дворец, в стенах которого – под стать имени – демонстрируют свои творения Большие Мастера.
Дворец – подобие лаврового венка, свидетельство признания со стороны искусствоведов и коллекционеров. Посему, оказаться здесь в составе экспозиции – пусть даже коллективной, вроде салона фотографии – большая честь, удостоиться которой могут немногие.
Разделение на мэтров и публику в Большом Дворце довольно явственное: все, что на стенах – это гении, небожители, остальное – простые смертные.
Существуют, однако, и пространства демократии: на периферии, вдали от Елисейских Полей. Крупный выставочный комплекс, символическая – по сравнению с Лувром и Большим Дворцом – стоимость билетов, бесплатный вход по приглашениям...
Конечно, дело не только в цене. Происходящее в Paris Expo совсем непохоже на музейные церемонии. Тут все очень густо перемешано: профессионалы, любители, производители фотокамер и принтеров, издатели, педагоги, студенты, журналисты... И каждый находит занятие по душе.
Здесь разрешается опробовать в деле самые распоследние технические новинки – они в вашем полном распоряжении: берите, настраивайте, фотографируйте, спрашивайте. Покупать не обязательно.
Хотите усовершенствовать профессиональные навыки? Посетите один из многочисленных семинаров. Они идут непрерывно – по четыре-пять одновременно, в разных аудиториях. Если чей-то доклад показался вам скучным, направляйтесь в другой конец павильона – вдруг ваши единомышленники именно там?
Для любителей бумажных учебников работает тематический книжный магазин, поклонники электронного образования садятся за компьютеры.
Предприниматели – слово за слово – затевают совместный бизнес. Компании рекрутируют торговых представителей и соблазняют потенциальных клиентов скидками...
Впрочем, при всей ярмарочной пестроте, Салон фотографии остается выставкой. И впечатлениями народ не обделен.
Почетный гость Салона, знаменитый модный дизайнер Карл Лагерфильд представляет коллекцию из шестидесяти портретов. Половина сделана лично Мастером, вторая половина – подборка из архивов Европейского Дома фотографии. Символично, что в эпоху многоцветья черно-белые отпечатки не утратили привлекательности – они светятся живыми, настоящими чувствами.
Японский музей фотоаппаратов приглашает заглянуть в прошлое: оказывается, цифровые технологии появились на свет тридцать лет назад – с изобретением первой камеры, способной снимать видео.
По тем временам, это был прорыв, шок, потому и камеру назвали "Mavica choc".
Конечно, качество изображения, размеры картинки, да и цена – тоже – оставляли желать лучшего. Но первый шаг был сделан.
А дальше – понеслось:
1994 – начат массовый выпуск цифровых фотоаппаратов;
1997 – появилась возможность делать снимки с высоким разрешением – один миллион пикселей (мегапиксель);
1999 – зеркальные цифровые фотоаппараты становятся доступными широкой публике, цены на них стремительно снижаются;
2005 – профессиональная техника преодолела барьер в 10 мегапикселей; все, что меньше, отдано на откуп любителям.
Итог: теперь каждая "мыльница", встроенная в мобильный телефон, умеет делать то, что раньше было не под силу наикрутейшей "зеркалке"...
Но хватит воспоминаний – в настоящем тоже много интересного. К примеру, проект "Voyage, Voyages" предлагает вам взглянуть на привычные вещи глазами путешественника.
Вообразите себя туристом – и знакомый с детства заброшенный пустырь станет таинственным лесом, облако смога обретет статус романтического тумана, а девочка из соседнего подъезда предстанет перед вами нежной русалкой...
Впрочем, если подобного рода фантазии кажутся вам искусственными, можно посмотреть фотографии, снятые в реальных путешествиях: на выставке немало журналистов-международников. Япония, Китай, Индия, Афганистан, Африка... Напряженные лица военных, женщины с автоматами в руках, пожары, тощие, голодные дети, заброшенные дома Чернобыля, национальные костюмы, приветственные улыбки...
После такой встряски хочется покоя душевного. Так не полюбоваться ли работами начинающих фотографов, принявших участие в конкурсе Zoom 2011 – среди них есть очень забавные.
Так Лео Кайар импровизирует на тему высоких технологий в искусстве, Элен Усдян тренируется в жанре автопортрета, а Мелани Дорнье рассказывает о простых жизненных радостях.
Финалистов конкурса – двенадцать. Все невероятно талантливы – выбрать лучшего было нелегко. И все же... Первый приз был отдан Александру Парро – двадцатичетырехлетнему провинциалу, живущему недалеко от города Метц.
Александр с детства мечтал стать живописцем, но авария, произошедшая несколько лет назад, разорвала эту мечту в пух и прах. Приговор врачей: невозможность самостоятельно передвигаться, инвалидность.
Однако Александр не поддался отчаянию: он научился фотографировать. Камера стала его кистью. На свет появились десятки работ вполне достойных быть названными живописью. И поэзией – кто еще способен увидеть целый мир в капле дождя или изобразить любовь при помощи облаков?...
Ну а приз зрительских симпатий был вручен Эманюэлю Буатье – фотоохотнику, неутомимому наблюдателю за жизнью природы.
Пока неизвестно, как сложится творческая судьба этих замечательных ребят, но хорошо, наверное, что успех пришел к ним именно здесь, вдали от Елисейских Полей. На выставке, где можно без зазрения совести пробовать технические новинки, задавать глупые вопросы, ошибаться и находить правильные решения.
Подходящее место встречи для начинающих гениев.
|