Art--Express

ДЕНЬГИ РОЖДАЮТСЯ ОТ ЛЮБВИ

- Да не может такого быть!
Чтобы любовь загоралась от одного вида толстой пачки банкнот, соглашусь, случается. Но наоборот – невозможно!
- Э, да вы, дорогуша, не были в Музее магии…


Вы в центре большого города, на узенькой улочке. Если встать лицом к Сене, мэрия будет справа от вас, Бастилия – слева. Хорошее начало: между казнью и помилованием, банальным и невероятным, свободой власти и полным ее отсутствием.

С виду неприметная, похожая на тысячи других парижских дверей, остекленная калитка сперва не вызывает никаких чувств. Смотришь отсюда, с улицы и - …ничего. Ну вывеска чудаковатая, ну светильники необычные, ну чертик бутафорский – что с того? Витрины иных бутиков позанятней будут.

Странности начнутся позже – когда решитесь переступить порог и спуститься в колдовскую нору, по совместительству бывший винный погреб.

Старинные афиши, непонятного назначения коробочки, волшебные, судя по описанию, палочки… Музей как музей – малышня будет рада… Ящик для распиливания женщины… Хм! Забавно! Но поздновато – надо было прийти сюда накануне бракоразводного процесса… Галерея оптических иллюзий, аллея кривых зеркал… Погодите, а это что такое?!…

Элегантно одетый мужчина с обворожительной улыбкой показывает вам чистый листок, кажется, только что вырванный из блокнота. Р-р-раз! – листок складывается пополам. Два – операция повторяется. Три, четыре… - ничего не значащая бумажка превращается в стоевровую купюру.

Дети восторженно хохочут, дамы удивленно открывают рты, отцы семейств самодовольно усмехаются: "Да, до Бастилии здесь, пожалуй, недалеко…"

Тут бы очнуться, сказать себе: "Это просто фокус", но - поздно! - чары зависти уже начали действовать. Ум скромных офисных работников закипает: им грезятся легкие барыши, которые получаются из всякой ерунды. Кто-то собирает марки – чем не повод открыть музей? У другого увлечение похлеще – этикетки от винных бутылок. Национальное достояние, можно сказать! И мэрия, кстати, рядом – должны поддержать…

Зацепило-таки! А вы не верили в колдовство…

И где же теперь найти противоядие? Как избавиться от навязчивого желания вложить все свое состояние в бумажные кораблики и оловянных солдатиков?

Скорее наверх, на свежий воздух, в суровую, но трезвую реальность! Только там удастся разоблачить трюк: взглянуть на волшебство глазами коммерсанта, оценить перспективы музейного бизнеса и понять, откуда на самом-то деле в карманах кудесников берутся деньги.


ЧТО?

У каждого фокуса есть своя оборотная сторона, своя технология. И первое правило выставочной магии гласит: для цирковых трюков, как и для музея, годится далеко не всякий предмет.

Вот, скажем, этикетки от винных бутылок (по крайней мере, от бутылок современных) музею точно не подойдут – они слишком широко распространены. У иллюзионистов реквизит тоже непростой: ящики с двойным дном, шляпы, в которых припрятаны кролики, кольца с функцией зажигалки…

Итак, предмет должен быть редким – какого не обнаружишь у друзей и не сделаешь за полчаса своими руками. Этикетки – вряд ли. Бумажные кораблики? Чересчур просто. Оловянные солдатики? Почему бы нет?

Вторая хитрость – умение попасть "в струю": музейный экспонат лишь тогда считается ценностью, когда он привязан к ценностям общества, к раскрученным брендам, модным идеям, знаменитым персонам. Угадаете, что интересно публике – будет вам счастье, не угадаете – придется создавать моду своими руками.

В этом смысле, музею Магии повезло – приключения Гарри Поттера стали для него бесплатной рекламной кампанией. Но кто займется раскруткой оловянных солдатиков? Вы? Тогда готовьтесь к тому, что стоевровые бумажки в вашем кармане будут не появляться, а исчезать. Тоже волшебство, конечно, но какое-то неумелое…

Теперь задумаемся о количестве. Сколько у вас солдатиков? Пять? Пятьдесят? Пятьсот, и все разные? Только последний вариант подходит для музея.

Ура? Победа? Рано радуетесь: одни лишь солдатики – это скучно. Придется добыть еще несколько сотен экспонатов покрупнее: картин на военные темы, оружия – игрушечного или настоящего, макетов укрепленных замков, планов боевых действий и так далее, и так далее. Чтоб было как в Музее магии, где волшебные палочки соседствуют с книгами, афишами, колодами карт и таинственными шкатулками.


ГДЕ?

Скажем по секрету: самые эффектные фокусы проводятся в специально оборудованных помещениях. Хитрая система зеркал позволяет предметам появляться и исчезать, отрубленным головам – жить независимо от туловищ, публике – впадать в полуобморочное состояние. А ведь музей – сродни цирку…

Выставочный зал обязан превратиться в машину времени, дабы перенести зрителя в родную для экспонатов эпоху. Рыцарским доспехам нужен средневековый замок – только там они будут смотреться убедительно. Мягким игрушкам требуется атмосфера нежности, оловянным солдатикам – поле боя. Музею магии очень подходит подвал.

А знаете почему? Не только из-за любви колдунов ко всякого рода подземельям. Дом-то непростой – исторический! Особняк шестнадцатого века, хозяином которого в свое время был маркиз де Сад, личность весьма таинственная. Слабо сделать столь же блестящий выбор?

Еще одна проблема – транспортная доступность. Метро, автобус, на крайний случай – станция электричек в пяти минутах ходьбы. Для очага культуры это не роскошь, а насущная необходимость. Важна и близость к другим городским достопримечательностям – тогда больше вероятности, что к вам заглянут случайно, по пути в соседнюю картинную галерею.

Итак, запомните второе волшебное правило: маленький, только что родившийся музей непременно должен находиться в центре города – там, где туристы косяками ходят. Именитому, но камерному, вроде Музея магии, центральность тоже не повредит. Выбрать же помещение на окраине может себе позволить лишь очень крупный выставочный проект, способный притянуть публику даже с другой планеты.


С КЕМ?

Все, вроде бы, сделано правильно, но посетители скучают? Ничего удивительного, среди гостей Музея магии тоже есть привереды: им кажется, будто за девять евро можно получить гораздо больше впечатлений. Отмахнемся или задумаемся?

Что если гости, в самом деле, чувствуют себя потерянными среди молчаливых витрин?

А ведь предметы, спрятанные за стеклом, запросто можно разыскать в интернете, и там они будут куда доступнее: рассматривай сколько хочешь, приближай, отдаляй, крути, читай…

Получается, в музей люди идут вовсе не за знаниями? Вот так фокус! Зачем же тогда, для чего, почему?

Вы удивитесь: люди ищут в музеях… других людей! Умных, интересных, теплых; тех, кого можно слушать взахлеб, о встрече с кем можно вспоминать многие годы спустя.

Хороший музей немыслим без гидов. Скажем больше: гид, если он настоящий профессионал, может даже посредственную экспозицию превратить в место паломничества. Неумеха же погубит на корню проект масштабов Лувра.

Одного лишь образования здесь, как вы понимаете, недостаточно: нужен еще природный артистизм, умение идти на контакт, способность найти ключик к сердцу любого посетителя, независимо от его возраста. Вот почему роль гидов в Музее магии исполняют настоящие волшебники – актеры иллюзионисты.


А ДАЛЬШЕ?

Масштаб расходов, кажется, понятен: несколько сотен экспонатов, реклама, выставочный зал в центре города, тематические декорации, витрины, высококлассные гиды… Музей, как роковая красотка, запросто сделает вас миллионером – если вы миллиардер.

Через какое-то время вам, возможно, удастся услышать звон монет, доносящийся со стороны кассы. Но вы-то мечтали о шуршании – нежном мурлыкании стоевровых купюр в кармане.

Опять незадача – не получился трюк. Придется выпытать у магов еще один волшебный секрет: музейный бизнес подобен распиливанию женщины.

Если вы всерьез заинтересуетесь этим фокусом, то узнаете, что в номере участвует не одна ассистентка, а две. Причем, без второй, от которой публика видит только ноги, распиливание категорически невозможно. Так же и музей не способен сам по себе приносить доход – непременно должен быть какой-то дополнительный источник денег, за счет которого удается кормиться.

Каков этот источник у наших наставников? Взгляните на вывеску – там, между прочим, написано "Академия магии". Вот один из ответов на головоломку: можно не только демонстрировать старинные предметы, но и чему-то учить – истории искусства, фокусам, стратегии боевых действий…

Второй ответ, придуманный Музеем магии, – специализированный бутик. Здесь продается куча полезностей: от учебников, подробно описывающих технологии цирковых трюков до чистых листов бумаги, превращающихся в стоевровые купюры.

И это еще не все. Следуйте за Мастером. Крибле-крабле-бумс! Перед кудесниками музейного бизнеса открываются удивительные перспективы: магические спектакли, международные фестивали волшебства, гала-концерты; гостевые выставки, когда ваши экспонаты демонстрируются в школах, библиотеках и дружественных музеях; городские праздники, ярмарки, карнавалы; корпоративы, выезд волшебника на дом, представления в честь дня рождения, свадьбы или нового года…

А если замахнуться на что-нибудь еще более грандиозное? Участие в съемках кинофильмов, реквизит и декорации для сказок, спецэффекты для концертов звезд эстрады, создание диковинных аттракционов, позволяющих попасть на Марс, заглянуть внутрь человеческого тела, ходить по облакам…

Вот где чары-то магические: один раз вообразишь такое и уже не можешь запретить себе мечтать…


ПРЕВРАЩЕНИЯ ПРЕВРАЩАТЕЛЯ

От восторга дух захватывает. Но скажите, каким же чародеем надо быть, сколько часов в сутки работать, чтобы это успеть?

Работать придется всю жизнь, каждый день, каждую секунду. Без выходных, в кризис, в плохую погоду, когда настроение никудышнее и нет никакой уверенности, что ваш труд будет оценен по достоинству…

Работать просто потому, что вы влюбились и хотите любой ценой быть рядом с предметом своей страсти.

- …Какой еще страсти?!
- Самой волшебной на свете – любви к своей профессии!

Именно это произошло с основателем Музея магии Жоржем Прустом. Он мог бы до сих пор преподавать литературу, но случайное знакомство с бродячими иллюзионистами вывернуло судьбу наизнанку. В результате такой манипуляции литература оказалась глубоко внутри, а детская мечта удивлять людей чудесами вырвалась наружу и взяла бразды правления в свои руки. Любовь, одним словом, солнечный удар.

Сближение было медленным, но неизбежным: сначала Жорж стал собирать цирковой реквизит, потом начал его опробовать и наконец сам сделался фокусником, да каким! Сегодня его считают одним из величайших мастеров.

Любовь всегда приносит плоды. Книги, фильмы, известность, деньги – нынче все это в кармане у мсье Пруста.

Откуда? Теперь вы знаете.











Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2012