Art--Express

ОСТОРОЖНО, ЗЛОЙ ПРИНЦ!

«... И вышла Золушка замуж за Принца, и жили они долго и счастливо...»

Отчего мы так любим повторять эту старую сказку? Почему именно она, многократно переиначенная, становится сюжетной линией десятков фильмов и сотен бульварных романов?

Причина в гениальности автора? В общем, да. Ведь автор истории — вовсе не Шарль Перро и даже не братья Гримм, а Ее Величество Жизнь.

Перед нами классический треугольник: жертва, преследователь, спаситель.


Маски могут меняться: злая Мачеха в мгновение ока становится Вечно Недовольным Боссом, а Принц оказывается Беспородным, Но Благородным Парнем Из Пригорода. Cказка от этого не перестает быть сказкой. Золотая пелена очарования спадает с глаз только тогда, когда понимаешь: финал в реальности совсем не такой, как обещал месье Перро.

Настоящая Золушка никогда не станет королевой. И вовсе не из-за финансовых трудностей или сомнительного происхождения: если почитать сказку внимательно, выяснится, что отец у нее — человек весьма состоятельный. Просто, личный сценарий девушки не запрограммирован на успех.

Да и Принц, как ни прискорбно, вовсе не ищет подругу жизни. Он решает чужие проблемы. И наслаждается своим могуществом, понимая, как много вокруг несчастных людей.


ОТКУДА БЕРУТСЯ ПРИНЦЫ?

И правда интересно: может, существует какой-нибудь особый ген благородства? Нуклеотидная цепочка жертвенности? Замкнутый круг злости, предписанный нам природой?

Нет! Гены — это всего лишь конструктор, набор деталей, который можно использовать и во благо, и во вред. Но жизненные роли действительно достаются нам от родителей — через копирование поведения пап и мам.

Вот маленький мальчик сосредоточенно гудит и бибикает — копирует папу, едет в роскошной машине на важное совещание. Вот он делает замечание роботу, дергает за хвост кота, который умудрился появиться в неудачное время в неудачном месте... Диктатор растет...

Девочка, его сестра, вслед за мамой понуро опускает голову и плачет вечерами, переживая несправедливые отцовские придирки. И опять же подражая матери, оправдывает грубияна: «Он не специально, у него работа тяжелая».

Кажется, ничего страшного: они всего лишь дети, вот вырастут, и все будет иначе. Если бы так! У повзрослевшей девочки личная жизнь не складывается: пять мужей — как на подбор грубияны и драчуны.

Даже мысль крамольная закрадывается: неужто все мужчины одинаковые? Нет, конечно же, однако вечная страдалица подсознательно ищет того, кто, как и отец, будет причинять ей боль. И находит: была бы жертва, а уж преследователи тут как тут.

Это пример многократного повторения, привычки. Но ведь далеко не всем жертвам нравится быть покорными. Порою девочки, у которых был агрессивный отец, говорят себе: «Уж лучше никакого мужа, чем такой...» Думаете, это правильное решение? Отнюдь!

Психологи заметили тенденцию: маленькие диктаторы — эгоцентричные, высокомерные, придирчивые — все чаще рождаются у одиноких мам.

И в этом нет ничего удивительного: агрессор в семье, вроде бы, отсутствует, но жертва остается жертвой. Она по-прежнему ищет боли. И приучает ребенка эту боль ей доставлять.


МАСКИ ЛЮБВИ

Что бы вы сказали, узнав, что ваш начальник — крайне самоуверенный тип, образцовый вампир — страдает комплексом неполноценности?

Трудно поверить, но это так: в глубине души люди, играющие роль преследователей, не любят самих себя. А раз так, с какой стати другим испытывать к ним нежные чувства? Пусть хотя бы боятся — вот ход рассуждений типичного вояки.

Он добывает признание силой, а если точнее — путает любовь и страх.


Ну а жертва? Уж она-то, наверное, себя терпеть не может? А вот и нет! За хрупкой внешностью страдальца (или страдалицы) скрывается характер, твердости которого можно позавидовать.

Заметьте, что издевательства, которым подвергает жертву преследователь, порою длятся годами. И жертва их стоически выдерживает. Для чего? А чтобы доказать всем свою гениальность.

Ошибка жертвы в том, что доказательства нужны далеко не всегда, но несчастная так привыкла домогаться успеха, что остановиться уже невозможно. Это подмена любви болью.


А вот еще один персонаж сакраментального треугольника — невероятно привлекательный и самый опасный.

Спаситель, защитник, рыцарь. Друг, выручающий в трудную минуту, подруга, готовая бесконечно выслушивать ваши стенания...

«Опасный? Вы с ума сошли?! Да если бы не он... !!!» Стоп, стоп, стоп! Мы ни в коем случае не хотим бросить тень подозрения на всех без исключения ангелов-хранителей. Наш герой — личность специфическая: он с удовольствием сопереживает вашим страданиям, но стоит сказать, что вы счастливы, что все хорошо (вас повысили по службе, дали премию, пригласили на свидание...) — он сразу же мрачнеет. И ждет новых бед, которые будут случаться регулярно — до тех пор, пока спаситель с вами.

Вот почему сказочная Золушка никогда не станет королевой: мало того, что сама она — мазохистка (живет на чердаке, спит на на соломенной подстилке, добровольно выполняет роль прислуги), рядом  есть еще целых два спасителя — Фея и Принц.

Если бы Фея действительно желала Золушке добра, она могла бы сразу же дать ей нормальное королевское платье, а не маскарадный костюм, который в полночь превратится в лохмотья. Но у волшебницы свой резон: ей приятно наблюдать, как бедная девочка, сгорая от стыда, бежит из дворца.

И чем дольше это длится, тем дольше терзаемая комплексом неполноценности Фея чувствует себя нужной и сильной.

Фея, как и многие другие спасители, путает любовь и жалость.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИРАН

Получается, все плохие, всех — на свалку? Вовсе нет.

Существуют занятия, где психологические особенности, присущие хищникам, жертвам и спасителям очень даже полезны.

Из преследователя получится отличный сыщик, бухгалтер, контроллер, охранник, тренер. Жертва же, если она талантлива, может многого добиться в спорте и искусстве, благодаря своему упорству и вечному стремлению к совершенству.

Художники, писатели, певцы, актеры, ученые... Многие из них — бывшие жертвы, сумевшие использовать болезненный опыт во благо. А у спасителя поле для приложения сил и вовсе безгранично: врач, пожарный, психолог, секретарь...

Но это на работе. В семье все намного сложнее: как только служебные проблемы заканчиваются, внимание переключается на близких. Тиран на пенсии невыносим. Жертва, по правде говоря, тоже. Как нейтрализовать психологические завихрения?

Самый простой прием — перестать реагировать привычным способом.

Агрессор ждет от вас слез — а вы улыбнитесь. Скажите: «Ах, да! Сегодня международный день ворчуна! Спасибо, что напомнил». Жертва жаждет сочувствия, демонстрируя вам свои кровоточащие раны. Изобразите равнодушие. Спаситель надеется увидеть вас в беде — разделите с ним успех: запланируйте вместе какое-нибудь трудное дело, осуществите его и устройте пышный праздник в честь победы.

А чтобы проблемное поведение не передавалось детям, надо объяснять, что каждый недостаток для чего-то нужен. Это поможет избежать комплекса неполноценности и научиться уважать других.

Поиграйте с ребенком в игру «Зато»: один называет какое-нибудь «уродство», другой произносит: «Зато...» и превращает недостаток в достоинство. Например: — «У машины нет ног». — «Зато у нее есть колеса, она может быстро и далеко ездить». — «У слона нет рук». — «Зато имеется длинный ловкий хобот: это и рука, и нос, и душ сразу!» — «В нашей семье нет папы». — «Зато мы можем путешествовать когда захотим, а не когда у папы отпуск». — «Моя мама не зарабатывает миллион евро» — «Зато она умеет печь вкусные торты, каких ни в одном ресторане для миллионеров не найдешь!»


ПЕРЕПИСАТЬ ИСТОРИЮ

Всюду искать плюсы, полюбить себя, общаться с окружающими на равных полезно не только детям, но и взрослым.

Как могли бы развиваться события в сказке Перро, если бы персонажи были психологически здоровы? Давайте вместе сочиним новый финал.


Золушка вспомнила, что и сама умеет шить: это ведь именно она готовила наряды Сестер и Мачехи к балу. Она переехала в отдельную квартиру, открыла собственное ателье и вскоре приобрела множество клиентов, поскольку появлялась на королевских балах в шикарных платьях. Платья, к слову говоря, не исчезали в полночь: они были не волшебными, а самыми настоящими и очень элегантными.

Принц прошел курс профориентации и сообразил, для чего гнался за Золушкой: его заинтересовал необычный хрустальный каблук! Он вообще питал слабость ко всякого рода обувке. Наследник престола нанялся подмастерьем к сапожнику, потом решил основать обувную фабрику.

А поскольку одежда и обувь хорошо продаются вместе, однажды утром Принц возник на пороге золушкиной квартиры, держа в руках свое лучшее творение: башмачки из розовых лепестков с капельками утренней росы, расшитые золотым солнечным лучом.

Золушка сказала «да» и с тех пор первый этаж королевского дворца занимает торговый центр «Золушка и Принц».


Ну а садистки-сестренки?

Они выискивают ошибки в годовом балансе, сводят дебет с кредитом
— в другой сказке...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2012