Art--Express

ВЫСТАВКА НАИЗНАНКУ

- Экспозиция нижнего белья? Фу, какое непотребство! Нам что, трусы будут показывать в Музее декоративных искусств?! Тоже мне, культурное наследие...

Именно с такими гневными мыслями многие дамы приходят на выставку "Механика исподнего". И замирают в недоумении...


Первое ощущение - кромешная тьма, только маленькие точечные светильники, будто звезды, указывают путь. Люди пробираются на ощупь, натыкаются друг на друга, упираются лбами в стеклянные перегородки, отделяющие живое от неживого, механическое от натурального, мечтателей и чувствователей от манекенов.

Как тут смотреть-то? И на что?! Гнев в этот момент усиливается, достигает своего пика: ложь, обман! Даже обещанных трусов вам не покажут!!! И вдруг понимаешь: история нижнего белья и есть, в сущности, история обмана...



Накладные попы, ужатая талия, деформированная грудь... За что человечеству такие страдания, такое издевательство над собой? Полноте, это прихоть не только человеческая, животные тоже горазды на выдумки.

Для чего кобра раздувает капюшон? Чтобы до смерти напугать жертву. Почему у дерущихся кошек шерсть встает дыбом? Потому, что соперник должен знать: я - крупнее, а значит сильнее. С какой стати глухарь веером распускает хвост? Чтобы понравиться "даме сердца".

Все это - демонстрация превосходства: физического, морального, интеллектуального. Но разве платья с кринолином и турнюры - не такая же демонстрация?

Разница лишь в том, что в человеческом сообществе, в отличие от звериного, биться за особь противоположного пола принято, в основном, у самок: недаром женские наряды существенно богаче мужских.

У тех же глухарей все наоборот: самочка неприметная, серо-коричневая. Ей роскошь ни к чему - партнер для спаривания всегда найдется. А вот "джентльмены" красивы необычайно. И это понятно: доступ к телу "дамы" - строго по конкурсу.

Однако вернемся в мир людей, где драки за сердце, кошелек и все прочее - забава преимущественно женская. Соблазнительное белье здесь служит не только для обмана потенциального сексуального партнера (приукрасить свои достоинства, выдать желаемое за действительное), но и для защиты от соперниц.

Да-да! А вы думали, почему девушки так любят хвастаться перед подругами новенькими стрингами? Это ж невероятная убойная сила...

Итак, исподнее - мощное оружие. Осмотрим наши арсеналы: трусики, бюстгальтер, маечка... Все! Прапрабабушки были изобретательнее. Корсеты, создающие осиную талию, турнюры - подушечки, визуально приподнимающие ягодицы, кринолины - огромные юбки на обручах, диаметр которых мог достигать двух метров... Существовали также накладные бедра и масса приспособлений для придания груди желаемой формы.

Вообразите двухметровую юбку. У мужчин захватывает дух, когда они думают о размерах того, что под этим куполом таится - задача обмануть выполнена. Еще больше волнуются соперницы - ведь к хозяйке юбки никак не подобраться - ни уколоть, ни ударить, ни даже просто ущипнуть. Невинный, с виду, предмет гардероба защищает надежнее бронежилета.

А какая техническая сложность! В кринолине трудно передвигаться: выйти из дома, сесть в карету или даже просто перейти в другую комнату становится проблемой - дверные проемы слишком узкие! Приходится просить о помощи инженеров - они облегчают конструкцию и придумывают хитрые механизмы, позволяющие складывать юбку легким движением руки, а потом - так же быстро и незаметно - ее расправлять.

Не менее мудрено и устройство корсета. Но ведь это в прошлом? Вот и нет! Современное белье - тоже сложная штука. Чего стоят, к примеру, бюстгальтеры "на косточках" - малейшая ошибка в проектировании, и хозяйке соблазнительного аксессуара грозит множество болезней. А специальные материалы, делающие кожу нежной и гладкой? А "скульптурные" боди, помогающие похудеть? А бесшовные купальники, которые печатаются на 3D-принтерах...

Что там! Даже над обыкновенными трусиками надо основательно потрудиться. Попробуйте-ка сшить их без всякой выкройки или заменить чем-то вроде набедренной повязки - через денек-другой вас замучают раздражение и мелкие ранки в самых интимных местах...


Впечатляет, не правда ли? А ведь есть факты еще более удивительные. Известно ли вам, к примеру, о связи нижнего белья и господствующего политического режима?

Улыбаетесь? Вспоминаете имена людей, достигавших власти через постель? Это лишь часть ответа на вопрос. Другая же часть заключается в парадоксальном соответствии периодов политической свободы с модой на естественный, не скованный никакими корсетами и кринолинами силуэт. И напротив - тирания возрождает разного рода клетки: пояса, зажимы, запреты, строгие правила.

Вот пример из французской истории: вплоть до конца XVIII века женское тело всячески переделывали - расширяли бедра, утончали талию, приподнимали грудь и то увеличивали ее, то делали совсем плоской. Это расцвет монархии. Революция все изменила: одним из пережитков прошлого, от которого следовало решительно избавиться, стала сковывающая движения одежда - неудобные камзолы, юбки-корзины, корсеты и корсажи.

Одежная демократия, однако, продлилась недолго: с восстановлением монархии в моду вошли кринолины и прочие орудия пыток. Двадцатый - век всеобщей свободы - принес некоторые послабления в плане гардероба, но опять же - временно: Вторая Мировая война заставила затянуть пояса - в прямом и переносном смысле слова.

Новый глоток воздуха - шестидесятые: в моде естественность. В восьмидесятые ситуация усложняется - корсет возвращается на подиумы. Да не один - ему сопутствуют подплечники и бюстгальтеры push-up. Женщина теперь должна быть сильной, мощной, пышногрудой. Но - с тонкой талией.

Девяностые - очередная иллюзия свободы. Двухтысячные - государство изо всех сил старается укрепить свой авторитет. Попытки эти не всегда удачны, но весьма настойчивы. На модном Олимпе начинается чехарда: толстушки воюют с худышками, естественность - с изысканностью. Корсет то появляется, то исчезает.

Мало того, помимо корсета видимого, одежного, в моду входит корсет невидимый - физический, создаваемый при помощи бесконечных - до изнеможения - тренировок в спортзале, эстетической хирургии или безумных диет. Еще одна разновидность самоистязания - корсет психический - этакая душевная броня, показное безразличие к чужой судьбе. Тоже, между прочим, символ эпохи.

- Вот это да! Белье как знак отношений между человеком и государством!

На этой выставке можно еще и не о таком задуматься. Вспомните хотя бы, что, изменяя естественный силуэт тела, человек фактически равняет себя с Богом, а то и выше возносится, пытаясь исправить "ошибки" природы.

Хотя, прежде всего, история белья - это история отношений человека с самим собой. Заглянув в ящик с исподним, можно понять, уважает ли себя хозяин трусов, считает ли он себя достойным самого лучшего или, наоборот, держит в черном теле и ходит в рванине.

Белье - дверь в подсознание. Любовь и ненависть, ревность и зависть, самоотречение и борьба за власть - все там, внутри, за ароматными шелками или грязными лохмотьями.

Изучая историю исподнего, можно узнать много нового и из жизни совсем незнакомых представителей противоположного пола. Вот забавный факт: подчеркивать выступающие части тела стремятся не только женщины. В 80-х годах двадцатого века была предпринята попытка серийного выпуска мужского белья, которое, по примеру лифчиков Wonderbra, визуально приподнимало предмет гордости и создавало впечатление его небывалых размеров.

Предприятие с треском провалилось. Дело в том, что при покупке бюстгальтера надо обязательно сообщать реальный размер груди - иначе лифчик вам просто не подойдет. То же правило действует и для высокотехнологичных трусов. Результат был аховый: НИКТО из мужчин не пожелал назвать продавцам сверхсекретную цифру.


- Так вот почему в зале темно! Мы же проникаем в царство Запретного, в мир Тайны...

- Конечно! А еще, потому что в темноте все ощущения усиливаются, начинаешь смотреть не только глазами, но и ушами, ногами, лбом, кончиками пальцев...

- А вот бы примерить...

- Да пожалуйста! Облегченные копии корсетов, кринолинов накладных поп и воротников - в вашем полном распоряжении. Если захотите сами сшить средневековый наряд - посетите мастер-класс: вас там всему научат.

Впрочем, мастер-класс - всего лишь повод для того, чтобы подольше не покидать выставочный зал.


Возвращаешься к стеклянным витринам, за которыми шевелятся и поблескивают таинственные механизмы, смотришь научно-популярные фильмы, посвященные белью и любви, белью и власти, белью и животным инстинктам, любуешься детками, скачущими от восторга при виде юбок-корзинок... Потом приоткрываешь тяжелую черную дверь, переступаешь через порог и оказываешься в совсем другом - новом - мире...

Что это было? Выставка оружия? История политических режимов?

Или твое собственное исподнее - подсознание, изнанка жизни...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2013