Art--Express

БОЛЬШИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЕЛЮЗГИ

Когда мы говорим "мировая премьера", всегда подразумеваем что-то грандиозное. Так и есть: впервые в истории на экраны выходит объемный 3D-фильм, снятый специальным аппаратом - синемаскопом.

Обычно трехмерные истории полностью рисуют на компьютере, а тут все взаправду: настоящие горы и водопады, живая трава, реальные облака... Только вот герои - мултяшные.

И кто же они? Монстры? Инопланетяне? Волшебники? Нет, намного круче по масштабу и значительно меньше по росту: муравьи, божьи коровки, мухи, пауки - букашки, одним словом. А насчет масштаба мы не соврали: режиссер фильма Томас Забо сравнивает свое творение с "Властелином колец" - куда уж круче?


Коротенькие пятиминутные мультики студии Futurikon давно полюбились и детям, и взрослым. Рассказы о трудолюбивых пчелах, коварном, но неудачливом пауке, мечтательной улитке, жадной гусенице и многих других обитателях лугов и полей облетели мир быстрее самолета - со скоростью осы.

Переводчик был не нужен: в фильмах нет ни одного слова, только звуки. Жужжание, гудение, шуршание, шелест, скрип, стук, бип-бип, ква-ква и кап-кап... Но, при этом, все понятно: жизнь крошечных существ, оказывается, очень похожа на нашу - дела амурные, поиск пропитания, заботы о том, чтобы не стать пропитанием для кого-то другого... Вроде бы, просто, а сколько эмоций...

Нынче простота - в прошлом. Первые короткометражки делались с помощью любительской зеркалки, а съемочная группа состояла всего из двух человек, теперь в проекте задействованы десятки помощников, множество спецэффектов, самое дорогое профессиональное оборудование и настоящий оркестр из 60 музыкантов.

История того заслуживает. В мирном лесу разворачивается невидимая глазу война. Туристы-растяпы бросили на заповедной лужайке остатки пикника. Среди них - банка с сахаром - сводящее с ума сокровище, невероятное богатство, целый государственный бюджет для колонии муравьев.

Только вот какой колонии? Их тут две. Черные муравьи - скромные, трудолюбивые. Рыжие - наглые, прожорливые, беспощадные: настоящие бандиты...

Впрочем, у черных муравьев есть и другие конкуренты. Вот, например, божья коровка - она ведь тоже любит сладкое, да, к тому же, питается тлями, которых муравьи выращивают, как коров. А если разозлится - голову откусит в два счета. Но божья коровка попадает в беду. И кто протянет ей руку помощи? Конечно, муравей!

Нас ждет полуторачасовой рассказ о дружбе, совместной борьбе, дальних путешествиях и головокружительных приключениях - в самом прямом смысле: когда падаешь с верхушки водопада, от головокружения никуда не деться.

Как создается сказка? Отнюдь не сказочно легко. Участникам съемок приходится потрудиться не хуже муравьев: только переноска тяжеленного и ужасно дорогого синемаскопа чего стоит!

Синемаскоп - особая видеокамера с двумя снимающими головками: одна видит происходящее прямо, анфас, другая - под углом. Такой эффект достигается за счет применения хитроумной системы зеркал. Вес синемаскопа в три раза больше, чем у его менее продвинутых собратьев. Хрупкой девушке такую технику не доверят, разве что, если она стереограф и хочет проверить, все ли в порядке.

И вот с этой громадиной съемочная группа идет в горы - в заповедный парк Меркантур. Альпы, волшебная природа, обилие насекомых - снимай сколько вздумается... Но нет, как раз реальные букашки тут оказываются совсем некстати: мало того, что они без всякого стеснения кусают представителей творческого цеха, так еще и постоянно норовят попасть в кадр - жажда славы никому не чужда.

Такого допускать никак нельзя: мухи и стрекозы на экране должны быть исключительно компьютерные - с ними режиссеру договориться куда как проще. Вот и приходится оператору десятки раз переснимать некоторые сцены.

Когда материал готов, над ним начинают работать художники - это уже в Париже. Тут тоже все намного сложнее, чем в обычной мультипликации, где сразу за написанием сценария и раскадровкой - историей, рассказанной с помощью картинок, - начинается стадия анимации.

В трехмерном кинопроизводстве сначала делают эскизы. Их рисуют прямо поверх отснятых кадров природы. Эскиз позволяет понять размеры персонажей, характер их движения, положение в пространстве. После этого "актерам" придают объем и только потом разрешают сыграть роль, постоянно сверяясь с видеорядом: каждое шевеление лапки, каждый взмах крыла и поворот глаз должны быть обоснованы!

Масштабный проект требует участия множества специалистов: стереограф, макетист, декоратор, постановщик спецэффектов... Все, что природа не может преподнести в условленное время на блюдечке с голубой каемочкой, приходится устраивать самим: взрывы, туманы, всплески, дождь, подводные сцены... Паутину плетут из веревок, привязанных к веткам деревьев - натуральная выглядит куда менее эффектно.

Зная эти особенности, фильм по праву можно назвать художественным. И в то же время - документальным, ведь он основан на событиях, которые ежедневно и ежечасно происходят в окружающем нас мире. А еще - научно-популярным: поведение героев точно соответствует академическим описаниям, временами мы даже видим пространство глазами самих насекомых - это тоже достижение ученых. Еще перед нами лирическая комедия, политическая сатира и педагогический эксперимент.

Дети, глядя на экран, учатся премудростям операторского мастерства. Вот камера смотрит на происходящее сверху - мы видим историю с точки зрения человека. Это позиция превосходства, ощущения Царя Природы. Потом - взгляд снизу: трава выше нас, в бездонном небе с шумом, похожим на звук вертолета, проносятся стрекозы... Тут уж ни о каком превосходстве речи быть не может, это видение совсем крошечного существа. Третья позиция: наблюдение со стороны, но - на равных. Четвертая - странные двоящиеся картинки, а то и вовсе непонятная россыпь, как в калейдоскопе: это сложные, многогранные представления о мире, свойственные насекомым.

А если прислушаться к музыке? Она передает всю гамму чувств: волнение, покой, надежду, негодование. Флейта, кларнет, гобой... Неторопливое движение воды в реке, ленивый шелест ветра, беснующийся горный водопад... Агрессивные порывы рыжих муравьев выливаются в военный марш.

Музыка становится второй картинкой, она показывает характер персонажей и отношения между ними, заменяет словесные диалоги, акцентирует драматические моменты. По одной только музыке можно догадаться, кто появится сейчас в кадре и что произойдет. А еще, в фильме присутствуют натуральные природные звуки, но найти их, отличив от искусной мелодической имитации не так-то просто.

Есть в новых приключениях букашек отсылки к другим кинокартинам и даже политические намеки. Коварный, упрямый, самовлюбленный и жестокий лидер колонии рыжих муравьев, указующий перстом в сторону врагов: "Ату их, ату!" в каждой стране вызовет свои ассоциации.

Узнаваемы и остальные персонажи: мухи - беззаботные санитары леса, пауки - озабоченные ловцы санитаров, Мандибюль - шестилапый чернокожий рыцарь без страха и упрека, лягушка (или лягух?) Жан-Поль - почти что Сартр: очень любит пофилософствовать...

Но главным героем фильма, по мнению его создателей, все-таки является природа.

Та самая природа, на которую мы привыкли смотреть свысока. Глядеть, и не видеть, до чего она прекрасна, сложна и огромна.

Как бы мы ни храбрились, какие бы амбициозные планы не строили, окончательное решение все равно принимать ей.

Ведь кто мы, в сущности?

Букашки...
 

 









Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2013