Art--Express

ПРОФИ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

Их можно пересчитать по пальцам - как экзотических птиц. За их работой наблюдают с восхищением - как за виражами горных орлов. Плоды их трудов вызывают ощущение невесомости, легкости, зовут в небо.

Мастера плюмажа - специалисты по перьям, букетам и прочим украшательствам, как называл их Людовик XIV, - всегда в авангарде моды.


Дефиле, показы новых коллекций, кино, реклама, концерты, мюзиклы, карнавалы и ролевые игры немыслимы без перьев. Уберите пушистые аксессуары из Мулен Руж - весь шарм пропадет.

Организаторы шоу это прекрасно знают: недаром "на сладкое" в любом подиумном спектакле приберегают или невесту, или... чудо в перьях - в самом прямом смысле.

Но тут есть еще один секрет: попробуйте угадать, сколько мастерских готовят показы от кутюр. Думаете, у каждого модного дома есть своя? Увы, такая роскошь была свойственна девятнадцатому веку, но никак не двадцать первому. На сегодняшний день во Франции существует всего три крупных плюмажных мастерских, причем, высокая мода - специализация только одной из них: Лёмарье. Как же дизайнеры умудряются быть непохожими друг на друга? Поговорим об этом чуть позже: интрига, прикрытая пуховым флером тайны, интереснее, чем голая правда. А пока - немного истории.

Украшать себя перьями - традиция древняя. Вспомните хотя бы американских индейцев с их замысловатыми танцами.

То, что нам кажется развлечением, на самом деле - ритуал. Порою военный, порою - магический, призванный отгонять болезни, давать силу, наделять сверхъестественными способностями.

Для индейцев перо - вовсе не игрушка, а символ власти. Как ни парадоксально, но в средневековой Европе - тоже. В тринадцатом веке - за двести лет до открытия Колумбом Америки - высокопоставленные сеньоры стали носить шляпу с павлиньим или страусовым пером. Перьями же украшались и шлемы непобедимых рыцарей.

Позднее, при Людовике XIV, плюмаж стал придворным атрибутом и официальным ремеслом. Теперь им заинтересовались и женщины, которые нашли пушистому материалу массу применений: шляпки, заколки, брошки, веера, оторочка платьев...

Расцвет перьевого искусства пришелся на XIX век. И он же - век промышленных революций и социальных брожений - стал виновником исчезновения ремесла в будущем.

Поначалу все было настолько хорошо, что и представить невозможно: аксессуары из перьев демократизировались до такой степени, что их носила каждая уважающая себя горожанка. Шляпки, платья, сумочки, украшенные оперением лебедя, белой цапли, райских птиц, полагалось менять очень часто. А уж веер - само собой: он ведь был постоянно в работе, служил и кондиционером, и средством подачи тайных знаков.

Количество плюмажных мастерских в Париже того времени едва не достигало тысячи. Причем, заказов было столько, что каждый специалист мог заниматься только одним видом перьев: черными, белыми, окрашенными в определенный цвет.

Такой же ажиотаж был и за пределами страны: на оптовом рынке Лондона ежегодно продавалось около полутора тонн перьев. Сколько это в птицах? 290 000.

Вдумайтесь в эту цифру: почти ТРИСТА ТЫСЯЧ белых цапель в год - на один только Лондон...

И вот последствия модной булимии: к началу двадцатого века поголовье редких птиц было уничтожено подчистую. Тех, кому чудом удалось спастись, занесли в Красную Книгу. Охоту ради украшательства запретили.

Дизайнеры вынуждены были переключиться с цапель на живность попроще: петухов, фазанов, цесарок, страусов. Появились новые способы обработки и окраски. Оказалось, что перья можно разглаживать, завивать, подрезать, менять их контур и даже печатать на них. Если потрудиться, самый непритязательный продукт становится шикарным.

Впрочем, в исключительных случаях оперение редких птиц все еще используется. Но добывают его не на охоте, а на аукционах - продавцы достают сокровища из таинственных закромов, сделанных столетие назад.

Как бы то ни было, вслед за пернатыми, начали исчезать и специалисты по плюмажу. В середине двадцатого века Париж мог похвастаться всего лишь полусотней мастерских, век двадцать первый сократил это число до пяти, потом - до трех...

Нынче профессию плюмасьера вполне можно назвать редкой. И довольно сложной: для нее требуется ловкость рук наряду с усидчивостью, умением концентрировать внимание и терпением. Необходима также способность мыслить объемными картинками: заранее представлять, как готовое изделие будет отличаться от эскиза.

Теперешний мастер плюмажа - специалист широкого профиля, но некоторое разделение труда в мастерских, конечно, сохраняется. Кто-то принимает перья и проводит первичную обработку, многократно окуная материал в мыльный раствор, чтобы удалить грязь и обезжирить, а потом тщательно промывает в чистой воде. Другие люди занимаются отбеливанием парами серы или, наоборот, окраской в яркие цвета. Третьи сушат, подравнивают, завивают и распрямляют - в зависимости от будущего предназначения пера; затачивают кончик, при помощи которого перо будет держаться.

Финальный этап - сборка готового изделия: клейка, шитье, отделка стразами. Это удел самых опытных.

Перья летают со стола на стол, из рук в руки, и вот что примечательно: из них всякий раз делают букеты. Людовик XIV был прав, когда приравнял плюмасьеров к флористам!

Сначала материал сортируют по размеру: большие перья должны очищаться и краситься отдельно от маленьких. Потом кастинг идет по качеству: слабенькие экземпляры, с трудом пережившие водные процедуры, пойдут на боа и прочие "массовки", а сильные и красивые станут "солистами".

Апогей - отбор лучших из лучших. Случается, например, киностудия заказывает перо длиною в пять метров для эффектной исторической картины. Вот на такие особые случаи и идут элитные перья.

Другое возможное предназначение - военный парад: здесь плюмаж, по-прежнему, знак доблести.

Совсем уж экзотическая миссия - вручение верительных грамот Королеве Англии. Французский посол, прежде чем приступить к своим обязанностям, непременно должен явиться в Букингемский дворец, и обязательно в особой - церемониальной - треуголке, отороченной перьями. Таков дипломатический протокол.

Задачи попроще - театральная постановка, концерт, свадьба - в пушистом обрамлении тоже приобретают особый статус. Недаром перо до сих пор считается символом власти. Даже если это всего лишь власть чувств - в кабаре, например, - от нее уже никуда не уйти.

Вот потому талантливые кутюрье и непохожи друг на друга: материал они берут из одного источника, но используют его по-разному. Кто-то надевает на моделей пуховые пиджачки, другой украшает перьями юбку, третий облагораживает пижаму, четвертый работает над обувью и сумками, пятый, седьмой, десятый - делают перья частью прически, изобретают мохнатые колье и брошки...


Хорошая, в общем, профессия. Только вот нестабильная: в кошельке то пусто, то густо. Сами плюмасьеры от этого, наверное, очень страдают...

- Да что вы! - смеются мастера. - Перед началом недели высокой моды пашешь дни и ночи напролет, чувствуешь себя не орлом, а ломовой лошадью. И вдруг - свобода...

Прямо крылья вырастают...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2014