Art--Express

КАСТРЮЛЯ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ
и другие покупки мирового гиганта

- Эта кокотка такое умеет...

Думаете, мы подслушали разговор двух самцов на пляс Пигаль? Отнюдь.

То закадычные подружки обсуждают новую пассию своих мужей: ростиком невысока, но бока округлые и характер железный. А до чего вкусно готовит - пальчики оближешь!

Замечательная посудина!

ЛУЖУ, ПАЯЮ, ТАЗЫ ПОЧИНЯЮ...

Никто не знает, откуда он взялся, как звали его отца, какие колыбельные пела ему мама на ночь.

У бродячего лудильщика нет дома: только бесконечные города и деревни на пути, призывные выкрики, распахнутые настежь двери, торопливые благодарности и снова - дорога...

Но разве ж это - жизнь? В юности - может быть, а когда тебе пятьдесят, уже хочется остановиться, обосноваться. Антуан Лескюр так и сделал: выбрал маленький бургундский городок Селонже и в 1857 году открыл там стационарное ателье.

По правде говоря, оседлость не пошла ему на пользу: семь зим спустя лудильщик скончался, оставив мастерскую сыну Жану, который ради спасения родительского бизнеса вынужден был забросить все свои дела. Но не преуспел: дальнейшие девяносто лет истории компании беспросветно скучны.

ВЕК ПОСРЕДСТВЕННОСТИ

А вы ждали креатива? "Ваша дырявая бочка будет безумно рада, когда мы приладим ей заплатку"?

Что оригинального могут предложить клиентам специалисты по лужению и чеканке домашней утвари? Да и кого им соблазнять? Господа такими мелочами не интересуются, а прислуга хорошего мастера без всякой рекламы знает.

В общем, тут не до цирковых трюков. Все идет своим чередом. Даже название у растущей компании - банальнее некуда: "Société d’emboutissage de Bourgogne" - "Бургундское металлообрабатывающее предприятие", сокращенно SEB.

Конечно, в первой половине двадцатого века это уже не ремесленники: механизация производства позволяет выпускать товары сериями. Цена становится доступнее. Да и социальная среда меняется: господ все меньше, а нормальные, среднестатистические семьи часто держат коров, потому ведра, бидоны, воронки и прочие аксессуары для дойки пользуются устойчивым спросом.

Но представить себе невозможно, что очень скоро ничем не примечательный провинциальный заводик станет международным финансовым авторитетом и предметом всеобщего вожделения.

КУЗНИЦА УСПЕХА

Ключ ко всему - амбиции: если вы довольствуетесь тем немногим, что имеете, вам никогда не добиться большего. А это значит: даже делая ведра и воронки, надо мечтать о мировом господстве.

Праправнук Антуана Лескюра в 1953 году заново создал кастрюлю.

Казалось бы, что там усовершенствовать? Вся техника - круглая емкость с крышкой. Ан нет: у емкости имеются стенки, и от их толщины многое зависит. Крышка тоже предмет непростой: она регулирует температуру и скорость приготовления блюда

Если крышку закрыть очень плотно, давление пара внутри кастрюли подскочит до неимоверного уровня, как и температура. Пища будет готовиться намного быстрее и с меньшими затратами энергии.

Перед нами скороварка, она же автоварка и суперкокотка. Хит продаж, подаривший женщинам ощущение свободы, а мужчинам - необыкновенное кулинарное наслаждение.

Самые изысканные деликатесы в такой посуде становятся доступными даже начинающим хозяйкам. И их супругам, ни бельмеса не смыслящим в кухонных делах.

Паровая рыба, диетическое мясо, десерты... Молодые мамочки используют кокотку для стерилизации детских бутылочек. Даже альпинисты в восторге: в горах, где атмосферное давление очень низкое, обычные кастрюльки совершенно бесполезны - только скороварка может порадовать вас горячей пищей.

КАРАУЛ! АГРЕССОРЫ!!!

Если честно, инженерный замысел кухонного чуда родился вовсе не в стенах компании SEB.

Прототип скороварки - котел с очень толстыми стенками и крышкой, которая блокировалась при помощи винтового механизма - был создан еще в 1679 году. Однако широкого распространения изобретение не получило: слишком высока была цена, да и безопасность оставляла желать лучшего - от чрезмерного давления котел мог взорваться.

Усовершенствованные модели начали входить в обиход в начале двадцатого века: тридцатые годы ознаменовались в Соединенных Штатах Америки модой на диетическую пищу, приготовленную под давлением. И все же, техническая новинка осталась баловством для элиты из-за немыслимой дороговизны.

В 1948 году Ролан Деверджян, армянский инженер, родившийся в Турции и эмигрировавший во Францию, спасаясь от геноцида, придумывает удешевленный вариант скороварки и пытается запустить его в продажу: бизнес прогорает.

И вот тут-то на авансцене появляется региональный производитель алюминиевых кастрюль.

Фредерик Лескюр, потомок бродячего лудильщика, только что ставший директором компании SEB, выкупает у Деверджяна патент и выводит скороварку на рынок под именем СуперКокотка.

Шаг, надо признать, рискованный, учитывая скромные возможности местечкового магната и весьма туманные перспективы продукта. Однако риск оправдался: кокотка так вскружила всем головы, что региональный заводик мгновенно стал национальным. А потом превратился в транснациональную корпорацию, переваривая в своем промышленном котле все новые и новые патенты.

ПОМОЧЬ КОНКУРЕНТУ

Семья Деверджянов до сих пор считает уступку SEBу не равноправной сделкой, а насилием, агрессией. Впрочем, есть и иное мнение: без вмешательства настоящих, серьезных бизнесменов армянскую фамилию сейчас бы никто не знал - гениальный проект погиб бы на корню.

Хотя, конечно, нет дыма без огня: рост группы SEB, действительно, происходил за счет поглощений. 1968 - Tefal, 1972 - Calor, 1988 - Rowenta, 1997 - ARNO, 1998 - Samuraï-Volmo, 2001 - Moulinex-Krups, 2004 - All-Clad, 2005 - Lagostina, 2005 - Panex, 2006 - Mirro WearEver, 2007 - Supor, 2010 - IMUSA, 2011 - AsiaFan, 2011 - Maharaja Whiteline. Завидный аппетит...

Территории, подконтрольные холдингу, расширялись пропорционально амбициям. Первыми под напором всепоглощающего обаяния пали Германия, Бельгия, Дания, Нидерланды и Италия. Следом - еще полторы сотни стран: почти целый мир...

Но как вы думаете, почему конкуренты сдаются без боя? Отчего встречают завоевателей хлебом-солью? Разве так бывает с агрессорами?

Давайте посмотрим, как происходит классическое полгощение. Есть мускулистый, но туповатый хозяин рынка и умный, но бедный выскочка. Выскочке дают денег, чтобы он заткнулся. После этого все проекты ботана исчезают, растворяются в массе продукции гегемона.

Так вот, SEB - совершенно не тот случай.

Поспрашивайте знакомых: что означает эта трехбуквенная аббревиатура? Можно поспорить, правильный ответ дадут немногие.

Хозяина рынка, который, по идее, должен был бы напрочь вымарать из памяти потребителей имена полглощенных им фирм, почти никто не знает. Зато уж слова "Tefal", "Rowenta" и "Moulinex" можно прочитать почти на каждом домашнем приборе. Выходит, никакого исчезновения не случилось.

А что происходит, когда SEB становится доминирующим акционером китайской компании Supor? В Китай приходят деньги и европейские патенты, которые позволяют существенно повысить качество продукции. Одновременно, за счет дешевизны азиатской рабочей силы, цены на бытовую технику в Европе заметно падают, но качество остается на должном уровне - производство ведь под контролем!

Получается, это никакое не завоевание, а взаимная помощь, обмен возможностями.

Скажем больше, SEB позиционирует себя не как хозяин, а, скорее, как инвестор, бизнес-ангел, опекающий молодые перспективные проекты. Для этого даже создан специальный фонд.

А вообще, одним из главных принципов компании провозглашено право каждого быть собой. Бедным или богатым, молодым или опытным, русским, немцем или аргентинцем.

Тысячи инженеров и дизайнеров работают над продуктами, призванными удовлетворить самые разнообразные вкусы. Требовательная к качеству и ищущая новизны публика получает супердорогие аппараты, совмещающие в себе все, чего душа пожелает: от вентилятора, отпугивающего мух, и беспроводного утюга до миксера с выходом в интернет. Люди со скромными доходами пользуются новыми технологиями за приемлемую плату.

Такой же плюрализм царит и внутри холдинга, где принято смотреть на подчиненных как на равных и уважать их мнение.

Еще одна характерная деталь: SEB финансово поддерживает социальные программы, направленные на помощь самым незащищенным: бездомным, безработным, недостаточно образованным... - всем, кто вынужден довольствоваться малым, но мечтает быть собой настоящим.


Быть собой?

Бродячему лудильщику, основавшему мировой гигант, это, пожалуй, понравилось бы...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2014