Art--Express

ТРАНСПОРТ С ИСТОРИЕЙ

Представить себе невозможно, сколько изобретений, считающихся достижениями цивилизации, пришло к нам из "темного" Средневековья.

Даже автобус - исключительная привилегия двадцатого столетия - на самом-то деле прикатил из века семнадцатого: прямиком от Людовика-Солнце.



Французский король любил эксперименты, поэтому, когда известный ученый Блез Паскаль предложил пустить по Парижу большие кареты, вмещавшие по восемь пассажиров, монарх охотно согласился.

Идея была хороша: узкие городские улицы, вечно чем-то загроможденные, были крайне трудны для проезда частного транспорта. Да-да, пробки существовали и в семнадцатом веке!

Но если количество карет уменьшить, а вместимость увеличить, да еще и проложить фиксированные маршруты, строго-настрого запретив местным жителям перегораживать улицы, потребные для нужд государственной важности, вполне можно было рассчитывать на успех.

Увы, затея провалилась. Не с треском, правда: предприятие просуществовало пятнадцать лет. Однако напыщенные придворные наотрез отказывались коротать дорогу в компании незнакомых людей: что если они разбойники, солдаты или - хуже того - лакеи?

В итоге, прислуге, крестьянам и прочей черни пользоваться общественным транспортом запретили. А у знати был свой, личный.

И если учесть, что скорость частной коляски ничуть не отличалась от скорости государственного многоместного экипажа, можно понять почему графы и принцы предпочли остаться в своих позолоченных кабриолетах и купе со шторками на застекленных окнах, да с мягкими сиденьями, а не на жестких скамейках общественных карет.

То ли еще будет! Два столетия спустя почтенным господам, сильно спешащим по делам, предложат, за отсутствием свободных мест подняться на второй этаж! Таков омнибус - новшество девятнадцатого века, появившееся во Франции благодаря другому изобретению - паровой машине.

Хозяин огнедышащего чуда решил употребить технику для создания общедоступной бани. Только вот с местом не угадал: бывший мукомольный завод, где стояла машина, находился очень далеко от центра города: клиентов не было. Тогда коммерсант распорядился соорудить несколько больших карет и возить народ в баню бесплатно.

Успех был ошеломительный. Не у бани - у карет. Сословных ограничений давно уже не существовало - страна как-никак пережила Революцию. А до халявы свободные и равные в правах граждане были ой как охочи!

Каретами стали пользоваться в целях весьма далеких от гигиены - благо, входить и выходить из транспорта разрешалось в любой момент. Паровая машина так и стояла без работы, зато у перевозчиков отбоя от клиентов не было.

Несостоявшийся блюститель чистоты увидел в этом знак свыше: он забросил банный бизнес и ввел плату за проезд - вполне приемлемую, что и послужило поводом назвать городские дилижансы омнибусами, ведь в переводе с латыни "omnibus" значит "для всех".

Так провинциальный Нант стал местом рождения новой моды, которую вскоре поддержала и столица: префектура полиции Парижа выдала основателю транспортной компании патент на открытие постоянно действующих маршрутов, осуществляемых сотней вместительных карет.

К несчастью, столичный масштаб оказался для бизнесмена чересчур громадным, требующим недюжинных аналитических способностей, идеального планирования, наряду с безупречным умением балансировать между доходами и расходами. Сил на хватило: всего через два года после начала деятельности компания была объявлена банкротом. Нервы усталого человека не выдержали - он покончил жизнь самоубийством.

Впрочем, многочисленные конкуренты были этому только рады: они сразу же почуяли всю выгодность массовых перевозок.

Слово "омнибус" с тех пор стало нарицательным - оно обозначало большую карету, дилижанс, курсирующий по четко определенному маршруту с жестким графиком движения и фиксированной платой за проезд. В этом его отличие от фиакра - прадедушки такси - легкой маломестной коляски, которую частные лица могли заказать в любое время для поездки из любой точки города в любую другую.

Примечательны названия первых омнибусных компаний: "Горожанки", "Газели", "Ласточки"... - теперь понимаете, откуда взялись ласковые имена современных микроавтобусов?

К концу девятнадцатого века конкуренция на рынке перевозок станет настолько острой, что власти решат создать единое государственное предприятие, которому будут переданы эксклюзивные права на оказание транспортных услуг. За этим последует стандартизация подвижного состава и появление на улицах двухъярусных омнибусов, позволявших перевозить в два раза больше пассажиров.

Ехать на крыше - мечта многих сегодняшних туристов, оказавшихся в Париже: простор, свежий воздух, не прикрытый стеклами вид проплывающих мимо достопримечательностей... Однако в первых двухэтажных омнибусах верхние места относились ко второму - более дешевому - классу. Почему?

Виной тому, конечно, дождь, ветер, пыль, неудобные лесенки, по которым следовало подниматься.

Не будем забывать, кроме того, что омнибус все еще оставался конным видом транспорта. Но помимо широких удобных проспектов, проложенных бароном Османом, в городе были и узенькие улочки с весьма неровной мостовой.

Теперь вообразите, что будет, если карету неудачно качнет? Перспектива вылететь на полном ходу или удариться о стену, наверное, мало кого вдохновляла...

Лекарством от такого страха стал трамвай - тот же омнибус, только едущий по рельсам: стальные направляющие и лошадь дисциплинируют, и карете придают стабильность. Впрочем, как только в обиход начали входить паровые, бензиновые и электрические двигатели, от эксплуатации животных отказались.

Через некоторое время ушли в прошлое и двухэтажные омнибусы - их место заняли транспортные средства с металлическим корпусом и просторным салоном, способным вмещать уже несколько десятков человек. Заимствованное из латыни слово "омнибус" офранцузилось, превратившись в "autobus" - "бус для всех". А потом и вовсе сократилось до "bus".

Дальнейшее развитие связано с повышением уровня комфорта: в автобусах появляются освещение, отопление, мягкие кресла, обтянутые кожей - роскошь, достойная средневековых аристократов.

Годы идут, транспорт едет. И в корне меняет жизнь людей, влияя даже на такие далекие сферы как, скажем, мода.

Кому, вы думаете, мы обязаны правом женщин носить брюки? Автобусам и троллейбусам!

После Второй мировой войны, когда здоровых мужчин, способных стать водителями, было очень мало, места в кабинах стали занимать женщины. Однако как залезть на рабочее место, когда на тебе легкомысленное платье с кучей оборок? Форму одежды пришлось сменить на суровую, грубоватую, но значительно более удобную.

Какая власть! Можно было бы сказать, что автобус стал королем улиц...

Да куда там! - метро, трамваи, электрички, грузовики, фургоны, мусоровозы, велосипеды, мотоциклы, скутеры, роллеры, пешеходы...

И всего этого столько, что порою, прямо как в семнадцатом веке, город замирает от пробок.

Ах, как же нам не хватает светлой головы Людовика-Экспериментатора...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2014