Art--Express

ЭРОТИЧНОСТЬ ТРАКТОРА
шедевры под микроскопом

На полотне, ярко освещенном прожекторами, изображена обнаженная женщина. Однако взгляды окружающих абсолютно бесстрастны. Только владелец картины заметно волнуется: как-никак проверка подлинности!

Впрочем, беспокоиться, кажется, не о чем: дама кисти знаменитого француза Альбера Марке выглядит вполне убедительно: округлые формы, изящные руки, соблазнительный животик...

Погодите, это впечатление дилетанта: инфракрасная камера еще не включена...

А вот теперь посмотрим...

На мониторе компьютера возникает рисунок, совершенно непохожий на то, что видит человеческий глаз: прямые линии, зигзаги... Какая-то железяка на огромных колесах... Трактор с резиновыми шинами!

Таков нижний, недоступный зрителю слой картины.


"Может, это все-таки Марке? - сокрушается неудачливый приобретатель шедевра - Ведь мог же художник, посвящавший много времени пейзажам, на которых фигурируют дома и корабли, нарисовать трактор, а позже - сверху - написать женщину?"

"Не мог! - сурово отвечают эксперты. - Картина датирована 1912 годом: тракторов с такими шинами в то время еще не существовало.

Однако вам, мсье, очень повезло: окажись полотно подлинником, вам пришлось бы подробно объяснять французской полиции его происхождение, потому как подлинник, вообще-то, должен находиться в Национальном музее современного искусства. Если же он у вас - значит, краденый. Так что радуйтесь: это всего-лишь подделка".

Лицо господина меняет выражение с растерянного на испуганное: конечно, здесь, в Женеве, он в относительной безопасности: потому и едут в спокойную и немногословную Швейцарию коллекционеры со всего мира, чтобы провести высокоточную и независимую экспертизу, но представить страшно, как могла бы повернуться ситуация .


Эти стены повидали немало гениев: Пикассо, Ван-Гога, Моне, Леонардо да Винчи. Но еще больше - подделок. Ходят слухи, что половина циркулирующих на рынке произведений искусства - ненастоящие. "Половина?! - удивляются эксперты. - Да что вы! Из тех картин, что проходят через нашу лабораторию, подделки - 90%".

Как же удается сделать столь серьезный вывод? Для этого есть разные инструменты: стереомикроскоп, инфракрасная рефлектография, радиография.

Рефлектография помогает узнать, что кроется на нижних, закрашенных слоях живописи.

Почему мы их не видим? Человеческий глаз способен различать только те объекты, которые не пропускают свет, а отражают его. В сущности, весь видимый нами мир - не что иное, как сумма отражений.

Но солнечный свет - всего лишь луч, и, помимо него, в природе есть другие лучи - невидимые, однако вполне реальные. Например, лучи инфракрасные: они тоже могут свободно проходить через некоторые объекты, как солнечный луч проходит сквозь стекло, а от некоторых поверхностей инфракрасные лучи отражаются.

Непрозрачным, в данном случае, является все, что содержит молекулы углерода: черная краска, набросок углем, эскиз графитовым карандашом. Поэтому, если под одной картиной скрыта другая, инфракрасная камера это сразу же заметит.

С помощью такой камеры удалось выявить немало подделок. Но иногда при подобных "раскопках" взгляду экспертов предстают подлинные шедевры, замазанные малограмотными потомками по незнанию. Или с целью наживы - чтобы провезти бесценное полотно через таможню, а потом снять верхний слой и продать на аукционе.

Конечно же, такое изуверство может серьезно повредить картине, только разве алчных дельцов это волнует?


Еще один интересный метод, применяющийся для определения подлинности произведений искусства - радиография. Она убеждает тогда, когда у рефлектографии маловато доказательств.

Такое случается, если исследованию подвергается работа современного художника, который писал на бумаге или картоне, а не на холсте, загрунтованном белилами.

Первый логичный шаг - сравнить с помощью рефлектографии аутентичную бумагу и краски, которые совершенно точно использовались этим мастером, и "подозреваемый" экземпляр. Если материал разный, его способность отражать свет тоже будет неодинаковой.

Но есть способ куда более эффективный - радиография, позволяющая определить возраст бумаги. Ее выводы безапелляционны, особенно если речь идет о художнике, жившем в первой половине двадцатого века.

На чем они основаны? На простом историческом факте: в пятидесятых годах двадцатого века начались многочисленные испытания ядерного оружия и внедрение в жизнь атомных электростанций. Радиоактивные выбросы повлияли на все без исключения деревья планеты - даже на те, которые находятся очень далеко от источников излучения.

Поэтому бумагу, сделанную во второй половине двадцатого века очень легко отличить: она заметно "фонит". И если такой радиоактивный след обнаруживается на картине какого-нибудь импрессиониста или фовиста, значит, перед вами явная подделка.


Кому нужны такие сложные и, прямо скажем, дорогостоящие исследования? В первую очередь, конечно, музейщикам и коллекционерам. Но к этой традиционной клиентуре в последнее время добавились аукционные дома, репутация которых может сильно пострадать, если какой-то из лотов окажется подделкой. Интересуются научными достижениями также полиция, таможня, банки и страховые компании.

У страховщиков свой резон: кому, скажите на милость, придется раскошелиться в случае утраты или порчи застрахованной картины? Дабы избежать проблем, наиболее дорогие произведения экзаменуют перед каждой выездной экспозицией и после нее.

Банкиры вообще удивляются: когда вы покупаете квартиру стоимостью в несколько сотен тысяч евро, вы требуете от продавца полный комплект документов, тщательно все осматриваете, проверяете состояние стен и пола, оцениваете престижность района и транспортную доступность. А за какую-нибудь картину люди готовы выложить миллионы - просто так, за красивые глаза и слухи, что это - подлинник.


Ну а у экспертов есть собственный интерес - научный.

"Когда исследуешь истинный шедевр, - говорят они, - начинаешь лучше понимать художника: манеру его работы, ход размышлений, сомнения, находки...

Например, при анализе "Дамы с единорогом" Рафаэля вдруг видишь, что роль единорога выполнял щенок.

Порою обнаруживаешь эскиз, который в окончательном варианте картины был сильно изменен.

А бывает, что камера фиксирует на холсте сетку из клеточек: это может значить, что автор пытался увеличить маленький рисунок. Но, с другой стороны, сетка может быть свидетельством подделки - ее часто используют в копировании для точной передачи линий. Надо разбираться..."


В общем, это очень близкое знакомство, очень интимное, любовь, можно сказать.

Вот потому-то рыночная стоимость шедевров для экспертов - не главное.

Любовь бесценна...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2014