Art--Express

КОКО, МАДЕМУАЗЕЛЬ С КРЫЛЬЯМИ

«… И все-таки я счастливая, — рассуждала перед сном маленькая девочка. — Мне всего двенадцать лет, но меня ждет великое будущее, и я об этом знаю.

Наступит дель, когда я стану знаменитой и богатой. Самые отъявленные зазнайки будут искать моей дружбы. Самые влиятельные и благородные мужчины готовы будут отдать капиталы, власть и даже жизнь за одну мою улыбку. Вокруг меня будут художники и поэты, танцоры и музыканты, банкиры, фабриканты, принцы крови…

Ну и что с того, что мои родители — уличные торговцы? Какая разница, что живу в сиротском доме при монастыре, куда меня поместил злой и самовлюбленный отец? Кому, кроме меня, известно, каков он на самом деле?

Кто вообще сказал, что этот ворчун и неудачник — мой отец? Не-е-ет.

Мой папа — процветающий коммерсант, торговец винами, уехавший в Америку для заключения крупной сделки. Он откроет там филиал своей компании и заработает много-много денег.

В дочке он души не чает: прямо-таки забрасывает роскошными подарками. Но в монастыре носить дорогую одежду и шикарные украшения нельзя. Поэтому я веду себя скромно, как подобает послушнице. Хотя это, конечно, временно...»


«Мифомания» — поставят диагноз психиатры. «Блестящий пример компенсации! — возразят адепты психологии успеха. — Замещение болезненного прошлого красивой и вдохновляющей на подвиги выдумкой. Не будь этой сказки, мир никогда бы не узнал великого имени, ознаменовавшего целую эпоху, — Габриэль Шанель».



Девочка и вправду верила, что все вокруг существует для нее. Даже древний монастырь был выстроен с расчетом, что однажды она войдет сюда несмелой походкой — воспитанницей, сироткой, а покинет гостеприимные стены восходящей звездой…

Да посмотрите хотя бы на ажурные окна-витражи: две перекрещенные буквы «С» — ведь это же тайный знак, указывающий на ее блестящее будущее! Неважно, что в фамилии Chanel «C» – только одна, а в имени Габриэль ее и вовсе нет. Недостающая буква обязательно появится!

А монашеская ряса?! Полная противоположность модным нарядам светских дам, но что за грация, что за свобода движений! Никаких тебе корсетов, истязающих тело и доводящих до обморока. Никаких шнуровок, завязать которые невозможно без помощи прислуги. Талии вообще нет. Не одежда — мечта!

Цветовая палитра — тоже удивительная. Черный — строгий, немаркий, пригодный на все случаи жизни, многозначительный. Белый — цвет воротничков пансионерок и платков монастырских послушниц — знак чистоты и безупречной элегантности. Бежево-золотистый окрас стен — зов природы и символ гармонии: этот цвет заставляет кожу светиться и делает женщину притягательной.

Если для контраста добавить еще и четвертый — красный — проявление страсти, цвет любви, крови и огня, получится универсальный набор, с помощью которого можно и изобразить, и завоевать целый мир!

Неслучайны, разумеется, и уроки шитья, и направление подросшей выпускницы интерната в институт, где обучали портновскому делу, а затем устройство в качестве швеи в ателье, специализировавшееся на изготовлении постельного белья.

Впрочем, обрабатывать пеленки и пододеяльники — занятие скучное. Честолюбивой Габриэль хочется большего. В двадцать четыре года девушка берет отпуск и отправляется погостить к дяде в Виши. Там ей представляется случай выйти на сцену провинциальной кафешки. Сначала в массовке, в роли без слов, а потом и соло — с песенкой, изображающей волнения хозяйки, потерявшей любимую собаку: «Кто видал щенка Коко около Трокадеро?».

В городе расквартирован кавалерийский полк. Зал полон военных, которых забавляет и умиляет трогательная забота хорошенькой девицы о своей собаке. В итоге, публика присваивает исполнительнице имя утерянного домашнего питомца — Коко.

Coco Chanel – вот и вторая «С»!

Из зала на Коко глядят десятки влюбленных глаз. И кавалергарды явно ей нравятся. Особенно их униформа: высокие сапоги, брюки-галифе… Почему женщины такого не носят? Странно, ведь это так удобно. А до чего красиво… «Чудачка...» – думают офицеры.

Знакомства завязываются быстро. Одни из кавалергардов, Этьен Бальзан, – богат, знаменит, вхож в высший свет. Он только что вышел в отставку и собирается заняться выращиванием скаковых лошадей. Этьен приглашает Коко погостить в его замке недалеко от Компьена.

Этот бравый военный на долгие годы станет другом, покровителем и ангелом-хранителем мадемуазель Шанель. Но, по правде говоря, в жизни он вовсе не ангел: среди источников дохода — элитный бордель в Париже. Публика в замке — тоже довольно разношерстная. Привыкшая к монастырской строгости Габриэль остро ощущает свое сиротство среди этих расфуфыренных господ.

Не желая быть похожей на них ни в чем, девушка отказывается от традиционного платья-амазонки, предназначенного для верховой езды, заменяя его кожаными брюками-галифе в сочетании с мужским галстуком и легкой косынкой.

С дорогими шляпами строптивица обходится и вовсе непочтительно: безжалостно обрезает перья, оставляя лишь легкую опушку. Иногда добавляет цветок или брошь. Головной убор от этого теряет свою аристократичность. Однако обретает необъяснимую притягательность.

Короче, не гостья, а недоразумение. Кто способен ее понять?

К счастью, такой человек нашелся. Артур Капель, которого друзья по свойски называли «Бой», то бишь «английский мальчик», был потомком древнего аристократического рода, владельцем угольных шахт и коннозаводчиком.

Капель и Шанель… Большая любовь явилась к Габриэль верхом на коне. Позже карикатуристы даже изображали Боя в виде кентавра, танцующего с модисткой.

Капель сразу оценил талант и оригинальность девушки. Она непременно должна стать модельером! Но как помочь? А что, если воспользоваться борделем Этьена Бальзана? Коко создает наряды для кокоток… Забавно... Однако это — шанс…

«Плохие девочки» оказались хорошими покупательницами: им очень понравились элегантные шляпки, основу для которых Габриэль недорого покупала оптом и украшала по своему вкусу. А уж от соблазнительных платьев, скроенных из мужских штанов-трико жрицы любви были просто в восторге: шерстяное трико хорошо согревает, отсутствие талии дает полную свободу, а длина, вернее — краткость, компактность наряда — позволяет демонстрировать ножки…

Время, меж тем, на дворе было непростое — Первая мировая война. Голод, безденежье, дефицит тканей. Хорошей прислуги, которая помогла бы знатной даме надеть платье с кринолином, застегнуть корсет и накрепко завязать многочисленные шнуровки, днем с огнем не сыщешь… Не мудрено, что и приличная публика стала засматриваться на одежду от Шанель.

Мадемуазель вела себя все экстравагантнее: вот она появляется на людях в брюках и мужской матроске, вот надевает берет и обрезает длинные волосы, становясь похожей на мальчика-подростка… И каждое новое безумство принималось на «ура».

Это революция, глоток свободы: женское тело выпущено наконец из корсетной тюрьмы, где оно потело, чесалось и невыносимо маялось. Всемирная победа стиля Шанель становится куда более реальной перспективой, чем иллюзорная победа коммунизма.

В 1918 году Коко Шанель основывает в Париже дом мод. В ее подчинении — более 300 сотрудников. Самое время отдать долги покровителям и отказаться от статуса содержанки. Увы, ответом на стремление к самостоятельности стал разрыв с любимым.

Война закончена. Следуя правилам, установленным в аристократических кругах, Артур Капель должен жениться. Причем, не на модистке, шьющей для парижских куртизанок, а на знатной англичанке. Но ведь это же он, он отправил ее искать клиенток в борделе! Какое унижение…

Габриэль страдает молча, стиснув зубы. Однако через год тайная, подспудная боль становится острой и невыносимой — из-за навсегда утраченной возможности объясниться: Бой погибает в автокатастрофе… Выходит, их расставание было неминуемым… Надо смириться и найти в себе силы, чтобы жить дальше.

Коко Шанель погружается в работу, отдавая всю свою любовь Дому моды. Здание, в котором разместилась компания, по правде говоря, невзрачное: в эти тоскливые серо-зеленые стены приглашать клиентов как-то даже неловко. Но договор аренды категорически запрещает менять раскраску. «Эврика! — восклицает Габриэль. — Это тоже знак судьбы: стены надо закрыть огромными зеркалами, потолок украсить хрустальными люстрами, внутреннее пространство разделить изящными ширмами, для гостей поставить уютные диванчики из позолоченного дерева в барочном стиле… В общем, банальное и неинтересное строение следует превратить во дворец!»

На реализацию увлекательного проекта брошены лучшие силы парижской богемы, и каждый работает с удовольствием, ведь этот частный отель становится не просто юридическим адресом предприятия, а творческим перекрестком, местом встреч, светским салоном, сценической площадкой, а если нужно — и пристанищем на время финансовых или личных невзгод.

У Паболо Пикассо в Доме Шанель есть отдельные апартаменты. Стравинский любит посидеть за роялем — говорит, что музыка здесь сама приходит в голову. Дягилев репетирует свои знаменитые балеты в танцевальном зале… Даже принцы крови охотно посещают этот дворец искусств: герцог Вестминстерский и Великий князь Дмитрий Павлович Романов, двоюродный брат последнего русского царя не скрывают своей дружбы с Коко Шанель.

Про Дмитрия Павловича, кстати, рассказывают, будто у него с Мадемуазель Шанель был страстный роман и что именно благодаря этой любви на свет появилась парфюмерная линия Шанель.

Легенда гласит, что однажды высокопоставленный эмигрант что-то в задумчивости чертил на листке бумаги. Сказывалась тоска по родине: в тонкой паутине линий вырисовывался силуэт солдатской фляжки с водкой. Но француженка Габриэль, незнакомая с подробностями быта русской армии, удивленно воскликнула: «Что это, милый? Ты придумал для меня духи? А какой у них будет аромат?» И пришлось Великому князю свести Коко Шанель с парфюмером русского императорского дома.

На пробу заказчице было представлено несколько ароматов, из которых был выбран образец под номером 5. На вопрос: «Как назовем?» Коко Шанель ответила: «Пусть именем будет номер. Эта цифра принесет нам удачу, тем более, что презентации коллекции назначена на 5 мая — пятый день пятого месяца. Все уже придумано за нас!»


Она брала идеи отовсюду. Знаменитый твидовый пиджак «позаимствовала» у герцога Вестминстерского. На создание прозрачных вечерних нарядов и коротких плиссированных юбочек Коко, скорее всего, вдохновили первые клиентки — «плохие девочки». А маленькое черное платье по своей универсальности схоже с монашеской рясой, адаптированной к мирским условиям.

Дамские сумочки на изящной цепочке, украшения из полудрагоценных камней, фольклорные мотивы, спортивный стиль, свитера, кардиганы, брюки…

Все это существовало и раньше, но как будто таилось за кулисами, ожидая приказа Повелительницы для того, чтобы выйти на подиум.

Могла ли отдать такой приказ бедная сиротка, которую злой отец поместил в монастырский приют? Да что вы?! А вот дочка преуспевающего коммерсанта, чье призвание — стать королевой мира, имела на это все права.


В конце жизни Коко Шанель, к которой до 87 лет обращались исключительно «Мадемуазель», так сформулировала свой секрет:

«Если вы родились без крыльев, не беда.
Просто не мешайте им вырасти».









Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2015