Art--Express
РИСОВАТЬ СЧАСТЬЕ
или
СЧАСТЬЕ РИСОВАТЬ
Древнее искусство, жвачка для мозгов, развлечение для дебилов, работа истинных мастеров... Все это — про комиксы.
Почти каждый, кто хоть раз держал в руках рисованную книжку, уверен, что в два счета сумеет состряпать нечто подобное. Однако прославиться и уж тем более заработать деньги на комиксах удается очень немногим авторам.
Так отчего небрежные с виду каракули столь сильно влекут нас? И существует ли рецепт создания комикса, обреченного на успех?
Апологеты Девятого Искусства (этим высокопарным эпитетом именуют истории в картинках) уверяют: комиксы существовали всегда. Доказательство тому — древние наскальные росписи.
Пусть даже люди и животные изображены там в виде черточек и кружочков — все равно, это попытка создать иллюстрированный рассказ.
А античные орнаменты, повествующие о жизни олимпийских богов? А египетские фрески? Да что там! Даже росписи храмовых куполов и жития святых в гравюрах можно назвать комиксами!
Цель везде одна — донести сложную информацию таким способом, чтобы ваше послание было понятно и ребенку, и иностранцу, и археологу, обнаружившему его через несколько тысяч лет.
Именно поэтому предпочтение отдается рисунку и коротким надписям, о содержании которых легко догадаться даже не зная языка.
И все-таки, в основе своей, комикс — произведение литературное. Оно невозможно без истории, у которой есть начало, развитие и финал. А значит, художнику, решившему встать на непростой путь карикатуриста, стоит сначала попробовать себя в роли писателя.
О чем я хочу рассказать? Где происходит действие? Кто в нем участвует? Какие герои главные, а какие — второстепенные? Какой у истории будет жанр: комедия, детектив, триллер, любовный роман?
В чем заключается интрига, для разгадки которой читатель будет следить за развитием сюжета? Какого результата я хочу добиться? Должен ли читатель удивиться, развеселиться, изменить свое мнение о чем-то? А может, ему нужно совершить нечто конкретное: купить какую-то вещь, скачать фильм, сделать предложение любимой девушке или выйти на демонстрацию протеста?
Лишь после того, как вы внятно ответите на эти вопросы, можно приступать к главному — созданию персонажей. Теперь вы уже режиссер, подбирающий актеров для суперблокбастера.
Прежде, чем проводить кастинг, надо определиться, кого именно вы ищете. Героя-любовника? Бандита? Рохлю и недотепу, который по мере развития сюжета превратится в супермена?
Как характер героя будет отражаться на его внешности? Добряки обычно толстенькие, круглолицые и простодушные, а злюки, хитрюги, мошенники и циники — тощие и нервные. Хотя бывает и наоборот: чрезмерная полнота может быть знаком безграничной прожорливости и вечного недовольства собой.
Впрочем, одной только внешности для успеха недостаточно: с каждым персонажем надо основательно познакомиться. Откуда он приехал? Кто его родители? Был ли он желанным ребенком? Как складывались его отношения со сверстниками? А с противоположным полом?
Женат он или холост? Богат или беден? Образован или глуп?
Как он одевается? Что читает? Какие фильмы смотрит? Кого любит? С кем конфликтует?
О чем мечтает и сможет ли этого достичь? Каков предел его возможностей?
Подробнейшее досье! Причем, личной историей полагается снабдить, как минимум, всех главных героев, а еще лучше — вообще всех, включая массовку.
Особое внимание следует обратить на недостатки — именно они делают персонажа интересным, придают ему объем и реальность.
Просто гениальный сыщик — это скучно, а вот опытная ищейка, громко икающая или чихающая всякий раз, когда хочет задержать преступника — другое дело. Своей икотой незадачливый шерлок все время себя выдает, бандит убегает, но справедливость непременно побеждает...
Одна из разновидностей аномалий — необычная внешность. Именно по этой причине комиксы про вампиров и прочих уродов пользуются огромной популярностью.
Но можно пойти еще дальше: кто сказал, что главный герой непременно должен быть человеком? Мыслящее дерево, говорящая птица, жизнерадостный резиновый мячик...
Причем, как у всякого другого персонажа, у мячика тоже должна быть история: друзья, враги, мечты, планы, личная жизнь...
Представьте себе два мячика: один страдает от неразделенной любви, а второй — живчик и казанова — все время уводит подружек у других мячиков... На этом можно построить не просто комикс — целый сериал!
Итак, кастинг. Надеваем шкурку художника и пробуем наших героев нарисовать.
Это пока что черновик, набросок. Нам надо понять, кто из актеров будет смотреться в предложенной роли наиболее гармонично.
Наши актеры — разные стили изображения. Округлый, плавный — способствует неторопливой манере повествования и создает добродушную атмосферу. Острый, зигзагообразный — нервный и дерганный — повышает уровень напряженности.
Тщательный, подробный рисунок побуждает внимательно рассматривать картинки и запоминать то, что на них изображено. Схематичное изображение мгновенно доносит оригинальную идею, но о мастерстве художника никто даже не вспомнит.
Попробовать надо все, потом выбрать наиболее естественный для вас и гармоничный для задуманного комикса стиль. Теперь, используя этот стиль, мы изобразим героев в разных положениях: сидя, стоя, лежа, на бегу, в профиль, анфас, в повороте на три четверти...
Сотворение мира происходит непросто: вы заметите вдруг, что на бумаге персонаж не всегда выглядит таким, каким вы его себе представляли. Упорствовать бесполезно: рисунок уже живет своей жизнью, руководит вами, заставляет менять сюжет истории. Так доверьтесь же ему — он лучше знает, как надо.
Готово? Теперь снова — к ремеслу писателя. Надо разложить историю на отдельные эпизоды, а каждый эпизод — на коротенькие диалоги.
Обычно комикс состоит из 6-8 кадров. Значит, у каждого персонажа в запасе от трех до шести фраз, не больше. Причем, для текста на картинках очень мало места. На счету каждая буква: все лишнее придется безжалостно вычеркнуть.
К счастью, фон может о многом рассказать без всяких слов. Причем, говорить могут не только изображенные предметы, а даже просто цвет.
Залейте кадр зеленым — получится трава. Замените зеленый темно-синим — в лесу наступила ночь. Первозданная белизна может обозначать зиму, снег, чистоту, радость. Непроглядная чернота — тьму, страх, отчаяние. Или наоборот — шик, люкс, богатство, элегантность.
Немалой изобразительной силой обладают и линии: горизонт, море, горы, дорога, скорость, подъем, спад... — всего пары линий достаточно для того, чтобы обо всем этом поведать.
Кроме того, носителями огромного количества информации могут быть короткие восклицания: "Бум!", "Вжик!", "Ой!!!"... Этот воображаемый аудиоряд заставит безмолвную бумагу звучать.
Персонажи придуманы, диалоги написаны, фон нарисован — пора приступать к сборке готового комикса. Это уже работа чисто техническая: сканирование, чистка, ретушь, подгонка...
Игра, в сущности, окончена. А жаль...
Жаль, ведь именно возможность поиграть, создать собственных кукол, перевоплотиться в писателя, режиссера, художника так притягательна в создании комиксов.
Именно благодаря ей каждый думает: "И я так смогу!"
Более того, именно игровая природа комиксов является причиной их феноменальной популярности.
Это как во дворе: если то, во что вы играете, интересно другим, у вас будет много друзей.
Кстати, помимо денег и популярности, хорошо сделанный комикс может принести своему создателю еще и долголетие.
А все потому, что карикатуристы всю жизнь остаются детьми.
Они такие счастливые...
|