Art--Express

РИСОВАТЬ СЧАСТЬЕ
или
СЧАСТЬЕ РИСОВАТЬ

Древнее искусство, жвачка для мозгов, развлечение для дебилов, работа истинных мастеров... Все это — про комиксы.

Почти каждый, кто хоть раз держал в руках рисованную книжку, уверен, что в два счета сумеет состряпать нечто подобное. Однако прославиться и уж тем более заработать деньги на комиксах удается очень немногим авторам.

Так отчего небрежные с виду каракули столь сильно влекут нас? И существует ли рецепт создания комикса, обреченного на успех?



Апологеты Девятого Искусства (этим высокопарным эпитетом именуют истории в картинках) уверяют: комиксы существовали всегда. Доказательство тому — древние наскальные росписи.

Пусть даже люди и животные изображены там в виде черточек и кружочков — все равно, это попытка создать иллюстрированный рассказ.

А античные орнаменты, повествующие о жизни олимпийских богов? А египетские фрески? Да что там! Даже росписи храмовых куполов и жития святых в гравюрах можно назвать комиксами!

Цель везде одна — донести сложную информацию таким способом, чтобы ваше послание было понятно и ребенку, и иностранцу, и археологу, обнаружившему его через несколько тысяч лет.

Именно поэтому предпочтение отдается рисунку и коротким надписям, о содержании которых легко догадаться даже не зная языка.


И все-таки, в основе своей, комикс — произведение литературное. Оно невозможно без истории, у которой есть начало, развитие и финал. А значит, художнику, решившему встать на непростой путь карикатуриста, стоит сначала попробовать себя в роли писателя.

О чем я хочу рассказать? Где происходит действие? Кто в нем участвует? Какие герои главные, а какие — второстепенные? Какой у истории будет жанр: комедия, детектив, триллер, любовный роман?

В чем заключается интрига, для разгадки которой читатель будет следить за развитием сюжета? Какого результата я хочу добиться? Должен ли читатель удивиться, развеселиться, изменить свое мнение о чем-то? А может, ему нужно совершить нечто конкретное: купить какую-то вещь, скачать фильм, сделать предложение любимой девушке или выйти на демонстрацию протеста?

Лишь после того, как вы внятно ответите на эти вопросы, можно приступать к главному — созданию персонажей. Теперь вы уже режиссер, подбирающий актеров для суперблокбастера.

Прежде, чем проводить кастинг, надо определиться, кого именно вы ищете. Героя-любовника? Бандита? Рохлю и недотепу, который по мере развития сюжета превратится в супермена?

Как характер героя будет отражаться на его внешности? Добряки обычно толстенькие, круглолицые и простодушные, а злюки, хитрюги, мошенники и циники — тощие и нервные. Хотя бывает и наоборот: чрезмерная полнота может быть знаком безграничной прожорливости и вечного недовольства собой.

Впрочем, одной только внешности для успеха недостаточно: с каждым персонажем надо основательно познакомиться. Откуда он приехал? Кто его родители? Был ли он желанным ребенком? Как складывались его отношения со сверстниками? А с противоположным полом?

Женат он или холост? Богат или беден? Образован или глуп?

Как он одевается? Что читает? Какие фильмы смотрит? Кого любит? С кем конфликтует?

О чем мечтает и сможет ли этого достичь? Каков предел его возможностей?

Подробнейшее досье! Причем, личной историей полагается снабдить, как минимум, всех главных героев, а еще лучше — вообще всех, включая массовку.

Особое внимание следует обратить на недостатки — именно они делают персонажа интересным, придают ему объем и реальность.

Просто гениальный сыщик — это скучно, а вот опытная ищейка, громко икающая или чихающая всякий раз, когда хочет задержать преступника — другое дело. Своей икотой незадачливый шерлок все время себя выдает, бандит убегает, но справедливость непременно побеждает...


Одна из разновидностей аномалий — необычная внешность. Именно по этой причине комиксы про вампиров и прочих уродов пользуются огромной популярностью.

Но можно пойти еще дальше: кто сказал, что главный герой непременно должен быть человеком? Мыслящее дерево, говорящая птица, жизнерадостный резиновый мячик...

Причем, как у всякого другого персонажа, у мячика тоже должна быть история: друзья, враги, мечты, планы, личная жизнь...

Представьте себе два мячика: один страдает от неразделенной любви, а второй — живчик и казанова — все время уводит подружек у других мячиков... На этом можно построить не просто комикс — целый сериал!


Итак, кастинг. Надеваем шкурку художника и пробуем наших героев нарисовать.

Это пока что черновик, набросок. Нам надо понять, кто из актеров будет смотреться в предложенной роли наиболее гармонично.

Наши актеры — разные стили изображения. Округлый, плавный — способствует неторопливой манере повествования и создает добродушную атмосферу. Острый, зигзагообразный — нервный и дерганный — повышает уровень напряженности.

Тщательный, подробный рисунок побуждает внимательно рассматривать картинки и запоминать то, что на них изображено. Схематичное изображение мгновенно доносит оригинальную идею, но о мастерстве художника никто даже не вспомнит.

Попробовать надо все, потом выбрать наиболее естественный для вас и гармоничный для задуманного комикса стиль. Теперь, используя этот стиль, мы изобразим героев в разных положениях: сидя, стоя, лежа, на бегу, в профиль, анфас, в повороте на три четверти...

Сотворение мира происходит непросто: вы заметите вдруг, что на бумаге персонаж не всегда выглядит таким, каким вы его себе представляли. Упорствовать бесполезно: рисунок уже живет своей жизнью, руководит вами, заставляет менять сюжет истории. Так доверьтесь же ему — он лучше знает, как надо.


Готово? Теперь снова — к ремеслу писателя. Надо разложить историю на отдельные эпизоды, а каждый эпизод — на коротенькие диалоги.

Обычно комикс состоит из 6-8 кадров. Значит, у каждого персонажа в запасе от трех до шести фраз, не больше. Причем, для текста на картинках очень мало места. На счету каждая буква: все лишнее придется безжалостно вычеркнуть.

К счастью, фон может о многом рассказать без всяких слов. Причем, говорить могут не только изображенные предметы, а даже просто цвет.

Залейте кадр зеленым — получится трава. Замените зеленый темно-синим — в лесу наступила ночь. Первозданная белизна может обозначать зиму, снег, чистоту, радость. Непроглядная чернота — тьму, страх, отчаяние. Или наоборот — шик, люкс, богатство, элегантность.

Немалой изобразительной силой обладают и линии: горизонт, море, горы, дорога, скорость, подъем, спад... — всего пары линий достаточно для того, чтобы обо всем этом поведать.

Кроме того, носителями огромного количества информации могут быть короткие восклицания: "Бум!", "Вжик!", "Ой!!!"... Этот воображаемый аудиоряд заставит безмолвную бумагу звучать.


Персонажи придуманы, диалоги написаны, фон нарисован — пора приступать к сборке готового комикса. Это уже работа чисто техническая: сканирование, чистка, ретушь, подгонка...

Игра, в сущности, окончена. А жаль...

Жаль, ведь именно возможность поиграть, создать собственных кукол, перевоплотиться в писателя, режиссера, художника так притягательна в создании комиксов.

Именно благодаря ей каждый думает: "И я так смогу!"

Более того, именно игровая природа комиксов является причиной их феноменальной популярности.

Это как во дворе: если то, во что вы играете, интересно другим, у вас будет много друзей.


Кстати, помимо денег и популярности, хорошо сделанный комикс может принести своему создателю еще и долголетие.

А все потому, что карикатуристы всю жизнь остаются детьми.

Они такие счастливые...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2015