Art--Express
ЧАРОВНИЦА С СЕКАТОРОМ И ЛЕНТОЧКОЙ
Какую из типично женских профессий можно назвать самой волшебной?
Врач? Навряд ли: таблетки, уколы... Бр-р-р!
Стюардесса? Пожалуй, да. Хотя... Забастовки, задержки рейсов... А уж когда милейшее создание демонстрирует, как надевать спасательный жилет, волшебство куда-то улетучивается.
А как насчет флориста? Тут попадание стопроцентное. Вспомните хотя бы детские сказки: добрая фея появляется в облаке цветочных ароматов, на голове у нее венок, в руках — букет. Ну прямо продавщица из бутика для новобрачных.
А разве не с цветами мы связываем ощущение счастья?
Да что там! Каждый этап человеческой жизни украшен растительным орнаментом. Влюбленность — букет, рождение ребенка — букет, именины — букет, повышение по службе — букет. Даже на похоронах без цветов не обходится.
Повороты судьбы неизбежно сулят волшебную встречу: на нашем жизненном пути появляется Она — девушка с секатором в одной руке и изящной ленточкой — в другой.
ФЕИ ПРОТИВ СУПЕРМАРКЕТОВ
Одно из чудес профессии заключается в том, что, несмотря на всеобщую стандартизацию и приверженность покупателей к крупным магазинам, три четверти флористов (а это около 15 000 человек) работают как частные специалисты.
Цифра, что и говорить, впечатляющая. Причем, количество одиночек на уменьшается. Да, кто-то сходит с дистанции, однако на смену разочаровавшимся ежегодно прибывает пополнение: 500 молодых энтузиастов, только что окончивших специализированное учебное заведение или двухгодичные курсы. И практически все они находят работу — ну не волшебство ли?!
И вот еще парадокс: люди охотно покупают в супермаркетах все, что угодно — праздничные торты и хлеб, нижнее белье и лекарства... Все, кроме цветов.
Композиции из живых растений в соседстве с носками и колбасой продаются плохо — наверное оттого, что не выносят агрессивной конкуренции и бешеных скидок.
Цена в букете — не главное. Главное — его эфемерная красота. Цветок, как драгоценное ювелирное украшение, надо рассматривать долго, осторожно, с любовью. И помнить, что, в отличие от бриллиантов, он живет всего лишь несколько дней...
Супермаркет к таким нежностям, конечно, не располагает. Однако предприимчивые коммерсанты не оставляют надежд привести цветочную отрасль в идеальный, по их мнению, порядок.
Одна из попыток стандартизации — франшизы — сети магазинов, в которых вы можете приобрести абсолютно одинаковые букеты, независимо от того, где располагается торговая точка. Это очень удобно при заказе через интернет: клиенту не нужно заботиться о деталях — букет будет точно такой, как на картинке. И можно не сомневаться: цветы доставят в срок на любой адрес, будь то в Париже, Ницце, Марселе или Гавре.
Но, по правде говоря, такая коммерция попахивает чем-то неприятным. Равнодушием каким-то: то ли общепитовскими хот-догами, то ли стандартными открытками с заранее написанным текстом поздравления — подарил и, вроде как, отделался.
Истинные ценители красоты многотиражной штамповки не приемлют — потому и не иссякает поток покупателей у флористов-индивидуалов. Однако казусы случаются и здесь.
У каждого художника — а флорист, в первую очередь, художник — свой почерк, свои предпочтения в стиле и материалах, свои коронные трюки и слабости.
Вообразите, к примеру, что вы — специалист по букетам из роз, а вот с тюльпанами у вас как-то не ладится. Клиенту же непременно нужны тюльпаны. Что делать? Сказать "нет" и навсегда его потерять? Или сварганить никудышный букет и потерять не только клиента, но и хорошую репутацию?
Специально для таких случаев флористы-одиночки придумали систему взаимопомощи. Вы звоните знакомому специалисту по тюльпанам и — вуаля! — клиент получает именно то, чего хотел. Вам же полагается небольшой процент от суммы покупки... и безмерная благодарность всех участвующих сторон.
Это уже не просто искусство, но еще коммерция и дипломатия.
ВОЛШЕБНИЦА НА ВСЕ РУКИ
На самом деле, умением договариваться с поставщиками, клиентами и конкурентами дело не ограничивается. Настоящая цветочная фея должна уметь еще очень многое.
Вот она перетаскивает тяжеленные ящики с цветами: ведь доставка продукции в магазин — ее забота. Вот, будто Золушка, моет пол и протирает листья. Вот колдует над бухгалтерским отчетом — кудесники от налогов не освобождены!
Кроме всего прочего, флорист должен быть маркетологом: надо чувствовать рынок, понимать, чего хотят клиенты, предвидеть, какие цветы будут пользоваться спросом в предстоящем сезоне, а о каких даже и думать не стоит.
Быть в курсе новых тенденций и постоянно совершенствовать свое мастерство — тоже задача не из легких. Надо отличаться от конкурентов, а их, в общей сложности, — двадцать тысяч! Не затеряться в этом море, демонстрировать свой — особенный — почерк. Поддерживать тонус, одним словом.
А ведь еще и цветы нуждаются в уходе. Их тонус — тоже забота флориста. Освещение, влажность, оптимальная температура... Чуть-чуть недоглядел — товар испорчен, убытки неминуемы.
Теперь представьте, какая изобретательность и сила характера требуются для того, чтобы продать букет именно сегодня, именно сейчас — потому что завтра это будет уже не букет, а веник.
Конечно, необходимо и умение заглянуть в душу покупателя, разобраться какая именно цветочная композиция подойдет ему больше всего. Тут флорист становится кем-то вроде личного психолога, который просто обязан знать, как помириться с любимой девушкой, задобрить сварливую тещу и угодить требовательному начальнику.
Притом, среднестатистические заработки флористов — в несколько раз ниже, чем у психологов, юристов и прочей элиты. Отчего же они так фанатичны в своем стремлении создавать красоту? Не иначе чудо.
КОМПЛИМЕНТ ОТ ШЕФА
Вот еще один парадокс: с супермаркетами продажа цветов почти несовместима, зато в компании с ресторанами и отелями идет на "ура".
Может, дело в том, что ресторан, отель, подиум — это всегда праздник, феерия, а супермаркет — суровые будни?
Цветы и праздник? Ну конечно!
Феи работают именно тогда, когда обычные люди отдыхают. Рождество, день Святого Валентина, международный женский день, день Матери, помолвки, дни рождения, недели моды, концерты, корпоративы... Флористы, подружившиеся с модельными агентствами или организаторами свадеб, зарабатывают значительно больше своих малообщительных конкурентов. Однако и график у них специфический.
В особо торжественные дни волшебницы поднимаются ни свет ни заря, чтобы подготовить цветы, доставить, разместить. Спать же ложатся глубоко заполночь, когда праздничные огни погаснут: ведь контроль над ситуацией — залог хорошей репутации.
А потом — недели затишья, к которым тоже надо адаптироваться: не хандрить, не впадать в депрессию, не терять квалификации. Опять магия...
Однако главная отличительная черта флориста — все-таки женственность.
Именно по этой причине профессию нельзя назвать стопроцентно девичьей: кудесница с букетом так привлекательна, что рано или поздно рядом с ней появляется мужчина.
Заклинания из трех слов бывает вполне достаточно, чтобы он взял на себя самые трудные, самые неволшебные обязанности вроде ведения бухгалтерии или переноски тяжелых ящиков с цветами.
Разве это не чудо?
|