Art--Express
БОЙЦЫ НЕВИДИМОГО ФРОНТА
Они борются за наше здоровье, но как именно? Мало кто знает: больно уж мудреное название профессии.
"Продавец в аптеке" — понятно, "врач" тоже вопросов не вызывает, а вот чем занимается фармацевт?
Кто он: начальник или подчиненный? Ученый или невежда? Что можно увидеть на его рабочем столе? Пробирки с реагентами? Карточки пациентов со списком болезней? Порошки и пилюли?
Все зависит от обстоятельств. На самом-то деле, "фармацевт" — общее название, за которым скрываются несколько разных профессий.
Некоторые фармацевты выполняют чисто управленческие функции, другие занимаются научными исследованиями, а есть и такие, с которыми больные встречаются чаще, чем с лечащим врачом.
— Девушка, у вас найдется что-нибудь от головы? А против гриппа? А вместе принимать эти таблетки можно?
На такие вопросы простой продавец не ответит — тут нужен компетентный специалист: невпопад сказанное слово запросто может убить.
Наверное, это неправильно, ведь почувствовав недомогание, человек должен обращаться в профильное медицинское учреждение, но... Стоимость консультаций становится день ото дня все выше, свободного времени все меньше, уверенность в правильности врачебных указаний и подавно стремится к нулю. А болеть все равно не хочется...
И вот итог: роль семейного доктора переходит к аптекарю. Катастрофа? Вовсе нет: трансформация профессии. Кстати, аптекари осознают полноту ответственности: требования к персоналу становятся все жестче.
— То есть, фармацевт — это тот, кто скажет вам, какие лекарства можно совмещать, а какие нет?
Не только. В первую очередь, фармацевт должен быть психологом.
— О своих постоянных клиентах мы знаем практически все, — рассказывает Мария, фармацевт маленькой аптеки в пригороде Парижа, — кто за кем замужем, у кого какие отношения с родителями. И конечно же, кто чем болеет и какие лекарства принимает.
Бывает, человек обращается сразу к нескольким врачам: кардиологу и гастроэнтерологу, например. Тогда фармацевт обязательно должен проверить, нет ли в рецептах противоречий, ведь лекарства, поддерживающие один орган, могут нанести непоправимый вред другому.
Важно также уметь с первого взгляда определить, в каком состоянии находится покупатель. Сможет ли он самостоятельно добраться до дома и воспользоваться лекарством?
Если налицо высокая температура или предынфарктное состояние, нужно срочно вызывать "скорую помощь". А в случае травмы или кровотечения требуется правильно обработать рану.
За день аптечный фармацевт решает множество проблем: от профилактики простуды или выбора зубной пасты до предупреждения нежелательной беременности. Посоветовать, успокоить, строго-настрого запретить, известить лечащего врача о том, что пациенту стало хуже — все это входит в круг обязанностей стоящего за прилавком.
А вот приготовлением лекарств, которое лет пятьдесят назад считалось основной работой фармацевтов, нынешние аптечные работники занимаются крайне редко — создание и фасовка лечебных смесей стали функциями специализированных центров. Фармацевту же отводится в этой цепочке роль администратора: принять товар от поставщиков, проконтролировать качество, выявить недостатки, предотвратить возможные проблемы.
Опытный фармацевт, умеющий к тому же ладить с персоналом, может стать директором или владельцем торговой точки. Однако большинство предпочитают оставаться продавцами, ведь жизнь продавца аптеки полна общения, ярких впечатлений, интересных встреч.
А вот ситуация совершенно противоположная: контролер качества на заводе по производству медикаментов.
Это тоже фармацевт, но он (или она) почти никогда не встречается с пациентами — разве что в ходе тестирования новых лекарств.
Впрочем, если вы думаете, что контролер качества повсюду ходит с микроскопом, пробирками и кучей приборов, которыми тычет в таблетки, надеясь услышать возмущенный писк и увидеть тревожное мигание красной лампочки, это ошибка.
По правде говоря, контроль давно уже осуществляется в автоматическом режиме. Задача ответственного за качество — разработать процедуры аудита, то есть направить работу искусственного интеллекта в нужное русло.
Этот же специалист работает с оптовыми компаниями, закупающими лекарства, выясняет, на какие медикаменты спрос растет, а на какие снижается, участвует в подготовке рекламных кампаний, чтобы информация в телевизионных роликах и газетных объявлениях была корректной, предлагает дизайн упаковки и текст инструкции по пользованию, изучает жалобы покупателей...
Маркетинг, продажи, логистика, владение английским, аналитический ум, безупречная логика, ответственность, бескомпромиссность в борьбе с недостатками, гибкость и приспособляемость, коммуникабельность, умение быть частью команды, готовность к самостоятельной работе и, конечно, медицинское образование — вот неполный список требований к фармацевту, делающему карьеру в медицинской промышленности.
Однако пора сменить обстановку. Фармацевтов-менеджеров мы уже видели, пришло время встретиться с фанатами науки, которым знакомы манипуляции с микроскопом и лабораторными стеклами. Заглянем в медико-биологический центр, где принимают анализы. Да-да, там тоже трудятся фармацевты.
Единственный надежный способ, позволяющий со стопроцентной уверенностью говорить о наличии или отсутствии болезни, — анализ биологических материалов. Стало быть, в лаборатории фармацевт становится оракулом, изрекающим истину в последней инстанции.
Ответственнейшая миссия!
Как правило, один эксперт-фармацевт курирует несколько медицинских центров. Он разбирается во всех сложных и непонятных случаях, если нужно, беседует с пациентом, дает индивидуальные рекомендации. Объясняет, например, отчего повышен уровень сахара крови и как этого избегать.
Разумеется, знания эксперта-фармацевта ни в коем случае не должны быть теоретическими: доктор обязан быть готов в любой момент взять в руки пробирки и реагенты, чтобы самолично переделать спорный анализ.
А в завершение — еще одно знакомство: с профессионалом-универсалом.
Он и с пациентами общается, и анализы делает, и врачебные назначения контролирует, и работой студентов-практикантов руководит, не забывая попутно о закупках лекарств, их распределении, контроле качества и прочих административных функциях.
Где обитают эти замечательные суперспецы? В больницах. Там широчайшее поле для применения всевозможных талантов: медицинских, научных, хозяйственных...
Вот такие они — фармацевты: называемые одним словом, но совершенно непохожие друг на друга.
Впрочем, где бы они не работали — у аптечного прилавка, за компьютером или в лаборатории — цель повсюду та же:
фармацевты помогают нам
ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ.
|