L'esprit de Paris  

Жак Ле Гофф
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ,
РАССКАЗАННАЯ ДЕТЯМ

ГОРОДА, КУПЦЫ И ШКОЛЫ

Если еще в начале XX века большинство европейцев жили в деревнях и поселках, то в XVIII и XIX веках городское население и вовсе составляло всего 10 процентов от общего населения континента. однако в Cредние века появились новые города и начали бурно развиваться старые. самыми крупными из них были, конечно, столицы королей и князей.

Города, с умелыми ремесленниками, многолюдными рынками и шумными ярмарками, превратились в торговые центры: например, в XII—XIII веках были очень популярны ярмарки в Шампани. появились новые люди: купцы и банкиры. Их интересы уже не ограничивались только Европой, они торговали и с Азией, и с Африкой.

Самыми влиятельными и богатыми считались итальянцы (флорентийцы, генуэзцы, венецианцы), а также фламандцы и немцы, образовавшие огромный торговый союз — Ганзу, в который входили купцы более семидесяти городов. Главными ганзейскими городами стали Лондон, Брюгге, Антверпен, Гамбург, Любек, Данциг, или Гданьск (теперь он принадлежит Польше), и Рига.

По всей Европе ходили золотые и серебряные деньги, очень разные и неравноценные, потому что любое королевство, княжество или даже город могли чеканить свои монеты. Самыми надежными считались флорентийский флорин и венецианский дукат.

Отсутствие общей денежной системы и сложность обмена затрудняли переход к новой экономической системе, основанной на деньгах: к капитализму.

Города стали центрами культуры. Здесь впервые появились школы, в которых учились писать, читать и считать дети мирян. В некоторых городах корпорации учителей и студентов учредили школы высшего образования: университеты. Самые знаменитые университетские города в Великобритании — Оксфорд и Кембридж, в Испании — Саламанка, в Португалии — Коимбра, в Чехии — Прага, в Польше — Краков.

В Болонье лучше всего преподавали право, в Париже — теологию, в Салерно и Монпелье — медицину. Студенты и профессора, кочуя по всей Европе, из одного университета в другой, способствовали распространению рукописных книг, а также впервые ввели систему сдачи экзаменов.

А знаете ли вы, что летние каникулы придумали еще в Средние века?

Города стали архитектурными центрами. С X века в Европе царил романский стиль: невысокие строения с маленькими окошками и крепкими стенами. И вдруг в XII веке, словно взрыв, появился новый стиль — готика.

Она заиграла разноцветными бликами в огромных витражах-окнах высоких и стройных соборов. Возродились забытые со времен Античности театры, все чаще и чаще устраивали праздники, самыми веселыми из них стали ежегодные карнавалы.

В городах богатели, учились, развлекались. Но в погоне за наживой многие купцы и горожане разорялись, богатство города привлекало нечистых на руку людей, поэтому росли городская нищета и преступность.

ЕВРОПА БАРОККО

В Италии, в первую очередь в Риме и Турине, к началу XVII века появился новый художественный стиль: барокко. Ведь Европа — это еще и последовательная смена моды; сегодня приверженная к правильным, простым и симметричным линиям, завтра она захочет сложности, асимметрии, вычурности. Первое направление принято называть классицизмом, второе — модерном.

В XVII веке классицизм еще оставался главным стилем Франции и Великобритании, хотя большая часть Европы уже приняла барокко. Новый стиль проник в архитектуру и скульптуру, в живопись, литературу и музыку.

Джан-Лоренцо Бернини (1598–1680), знаменитый итальянский художник, скульптор и архитектор, работавший в стиле барокко, создал проект перестройки Лувра, но, поскольку классицизм во Франции был еще очень силен, правительство отказалось от его услуг. И все же Бернини прославился на всю Европу своими знаменитыми статуями Людовика XIV, Карла I Английского и чудесными фонтанами, что украшают в Риме площадь Навон.

Стиль барокко покорил всю Европу: от Сицилии до Литвы, от Палермо до Вильнюса и Москвы. В Италии — Турин, Венеция, Генуя и Неаполь, в Испании — Саламанка, в Богемии (Чехии) — Прага стали городами барокко. Великолепные образцы барокко есть и в России — в первую очередь Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Величайший художник барокко фламандец Питер Рубенс (1577–1640) жил и работал чуть ли не во всех городах Европы, от Италии до Антверпена. В Лондоне он рисовал для английского короля, в Париже для французской королевы Марии Медичи.

Стиль барокко нашел свое выражение и в музыке. концерт венецианца Антонио Вивальди, фуга немца Иоганна Себастьяна Баха, опера француза Жана Филиппа Рамо, оратория немца, жившего в Англии, Георга Генделя — сокровища европейского барокко.

Слово «барокко» пришло к нам из португальского языка и первоначально обозначало жемчужину неправильной формы. И в самом деле, произведения в стиле барокко похожи на прекрасные, необычные жемчужины.

ГОСУДАРСТВО И КНЯЗЬЯ

С XIII по XVI век почти всей Европой правили короли и князья. Под их властью находились огромные королевства, крупные княжества, графства и независимые города с прилегавшими к ним землями, например в Италии — Венеция, Милан, Флоренция, в Германии — Кельн, Франкфурт, Нюрнберг.

Самыми мощными и сплоченными королевствами можно назвать Великобританию, Францию, Испанию и Португалию.

Выше королей была только идея власти, которой служили сами короли и которую мы назвали бы идеей государства, а в Средние века называли «короной».

Священнослужители, знать и буржуазия стремились ограничить королевскую власть. В Великобритании и Франции появились парламенты, в Испании кортесы. Но только в Великобритании парламент действительно играл большую роль в жизни страны, только в этой стране королевская власть не была абсолютной.

Угнетенные народы, не находя другого способа заставить власть пойти навстречу своим требованиям, не раз поднимали восстания и против королей (например, в Париже), и против пап (в Риме).

Чтобы управлять государством, финансами, вести войну и вершить суд, короли назначали чиновников. Их становилось все больше. Реальная власть переходила из рук аристократии в руки бюрократии.

ЕВРОПА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ,
ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА

Престиж литературы и искусства поддерживает мощь государства. С середины XVI до середины XVII столетия свой золотой век переживает Испания. Лучший писатель Европы — Сервантес, лучший театр — испанский. История Испании становится любимой темой писателей и драматургов всей Европы: вспомним, например, знаменитую трагедию «Сид» Пьера Корнеля. В Испании родились известные всему миру герои: Дон Кихот и Санчо Панса, Дон Жуан.

Франция Людовика XIV, так называемая «классическая Франция», тоже внесла свой вклад в литературу и искусство Европы. Достаточно упомянуть писателя Мольера, Версальский дворец и конечно же французский язык, на котором до начала XX века предпочитали разговаривать европейская знать, мещанство и образованные люди.

Италия оставалась сердцем европейского искусства. каждый молодой художник стремился посетить эту страну, чтобы припасть к истокам прекрасного, пожить в ней подольше, побывать в Риме, в вечном городе высокого европейского искусства. Многие французские художники XVII и XVIII веков подолгу жили в Риме, например Николя Пуссен.

В XVIII веке огонь просвещения зажегся на севере Европы, в Англии. Началось победное шествие английской философии, передавшей затем эстафету философии французской. В XVI веке смелые умы стали критиковать религию, часто ценой своей жизни.

Наука и разум питали философскую мысль, и она становилась все более дерзкой, свободной и непочтительной по отношению к религии и политической власти. Во всей Европе — от Португалии до России — наступила эпоха Просвещения, новый пласт в культурном слое континента.

Многие европейские монархи хотели прослыть либеральными правителями и приглашали в советники французских философов, таких как Дидро и Вольтер. Но прусский король Фридрих II, русская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II быстро разочаровались в своих советниках-философах, впрочем, как и философы в них.

В большинстве европейских государств правительства под давлением католической церкви ввели очень строгую цензуру на книги, сочинения, картины и спектакли. Но книги, правда, все равно издавались: запрещенные авторы скрывали фамилии под псевдонимами и печатали свои книги в Голландии, либеральной протестантской стране.

РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ

Древний Китай славился своей наукой. Здесь раньше, чем в Европе, придумали компас, бумагу, порох, книгопечатание, бумажные деньги и часы. Но практического применения эти открытия не нашли: в руках китайских императоров, чиновников, мандаринов и ученых они оставались забавными игрушками.

Европейцы соединили в одно целое изобретение и распространение, теорию и практику, идею и ее использование в повседневной жизни.

Начиная примерно с XV века благодаря наблюдениям, вычислениям и экспериментам в Европе бурно развивается наука. Приведем несколько примеров.

ЕВРОПЕЙЦЫ ВРАЩАЮТ ЗЕМЛЮ И ПЛАНЕТЫ

Уже в средние века европейцы знали, что Земля круглая, но никто не оспаривал теорию Птолемея, полностью совпадавшую с учением церкви о неподвижности Земли и о вращении вокруг нее всей вселенной.

Польский астроном Николай Коперник (1473–1543), наблюдая и вычисляя движение планет, открыл, что они вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца. Вместе с ними вокруг Солнца вращается и наша планета. Из осторожности Коперник позволил опубликовать свое открытие, только почувствовав приближение смерти.

Немец Иоганн Кеплер (1571–1630) и итальянец Галилео Галилей (1564–1642) пошли дальше Коперника, Галилей сконструировал подзорную трубу и с ее помощью смог наблюдать фазы движения планеты Венеры вокруг Солнца. Его модель вселенной положила начало астрономии, а его открытия в области механики послужили толчком к изобретению часов с маятником и многих других механизмов.

Галилей известен своими работами в области физики. Осужденный Папой Римским и приговоренный судом инквизиции (ее создали в Средние века для борьбы с еретиками), он был вынужден публично отречься от своих убеждений. Но, говорят, после этого Галилей пробормотал: «А все-таки она вертится!»

ЕВРОПЕЙЦЫ ОТКРЫВАЮТ КРОВООБРАЩЕНИЕ

Английский врач Уильям Гарвей (1578–1657), который учился в Кембридже в Англии и в Падуе в Италии, в 1616 году открыл циркуляцию крови в организме человека и в 1628 году опубликовал свои работы. Он первым рассчитал количество крови, содержащееся в сердце и во всем теле человека.

Благодаря его открытиям стало значительно легче изучать и лечить болезни, связанные с этой жизненно необходимой для человека жидкостью.

ЕВРОПЕЙЦЫ НАБЛЮДАЮТ ПАДЕНИЕ ЯБЛОКА

Англичанин Исаак Ньютон был великим экспериментатором и наблюдателем. Рассказывают, что, увидав, как к его ногам упало яблоко, он открыл закон всемирного тяготения, позволяющий рассчитать силу, с которой два тела притягивают друг друга. Этот закон применим к земным телам и небесным.

Ньютон прославился также своими открытиями в оптике: изобрел зеркальный телескоп, показал разложение солнечного света, проходящего сквозь призму, на основные цвета спектра (фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный).

В фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» он сформулировал метод рационального научного познания.

У ЕВРОПЕЙЦЕВ ЗАКИПЕЛ КОТЕЛ

Француз Дени Папен (1647–1712) открыл силу водяного пара. Так как он был протестантом, то в 1685 году ему пришлось покинуть Францию и переехать в Англию. Именно в Англии он сконструировал «котел», в котором под давлением пара двигался поршень в цилиндре.

Это была настоящая революция в физике. Прежде человек использовал только силу своих рук, а в Средние века еще и силу ветра и воды (на мельницах, в прядильнях, кузницах). Изобретение парового двигателя способствовало развитию современной индустрии в Европе. Пар заставил двигаться различные механизмы; прошло немного времени, и появились паровозы и пароходы.

ЕВРОПЕЙЦЫ ИЗОБРЕТАЮТ CОВРЕМЕННУЮ ХИМИЮ

Весь мир знает имена француза Антуана Лорана Лавуазье (1743–1794), россиянина Михаила Ломоносова (1711–1765), шведа Карла Вильгельма Шееле (1742–1786), англичанина Генри Кавендиша (1731–1810) и других ученых. Они открыли некоторые химические элементы, например водород, изучили состав воды и воздуха, строение многих веществ, проводили химические реакции, занимались анализом и синтезом.

Их открытия нашли широчайшее применение в индустрии, медицине и в повседневной жизни. В 1800 году итальянец Алессандро Вольта (1745–1827) изобрел электрическую батарею. Все эти открытия и изобретения изменили знания и жизнь людей.

ЕВРОПЕЙЦЫ СОВЕРШЕНСТВУЮТ МАТЕМАТИКУ

Многие открытия опирались на математические расчеты. Достижения бурно развивающихся математических наук, особенно алгебры, находили широкое применение в естественных науках и физике.

Самыми значительными в этой области стали труды француза Рене Декарта (1596–1650), немца Готфрида Лейбница (1646–1716), швейцарца Леонарда Эйлера (1707–1783), работавшего в Петербурге и Берлине, и итало-француза Жозефа Луи Лагранжа (1736–1813), работавшего в Турине, Берлине и Париже.

ЕВРОПЕЙЦЫ ОТКРЫВАЮТ СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

Достижения научной мысли дали новый толчок развитию астрономии. Француз Пьер Лаплас (1749–1827), астроном, математик и физик, предложил свою «мировую систему», согласно которой солнечная система и, в частности, наша Земля произошли из вращающегося космического облака — туманности. Все открытия со времен Ньютона он объединил в одной книге и назвал ее «Трактат о небесной механике».

ПРОГРЕСС — НОВАЯ ИДЕЯ ЕВРОПЫ

Как вы уже поняли, открытия и изобретения, лежащие в основе современной науки, связаны между собой, вытекают одно из другого, все они — плод коллективной работы содружества европейских ученых, где младшие учатся у старших, а современники встречаются, переписываются, обмениваются знаниями и делятся открытиями. Так появилась современная научная Европа.

Ученые сознавали, что развитие науки неразрывно связано с прогрессом в технике — особенно наглядно это видно на примере пара. Но наука и техника также связаны и с философскими идеями эпохи Просвещения.

Чтобы подтвердить нашу мысль, давайте откроем «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». С 1751 по 1772 год вышло целых семнадцать томов этой знаменитой энциклопедии; впервые в мире такое количество сведений, фактов, открытий было собрано под одной обложкой. Этот труд выполнила группа французских ученых и философов под руководством философа Дидро и философа и математика Д'Аламбера. Энциклопедия имела огромный успех, ее прочитала вся образованная, знающая французский язык Европа.

Энциклопедия выдвигала идею прогресса. Она утверждала, что открытия последних лет в прикладной, научной и философской областях превосходят все достижения человечества со времен античности. Идея прогресса охватила весь мир и подвигла европейцев к новым достижениям.


Мы, люди XXI века, оглядываемся назад и видим все зверства, кризисы, варварство и бессилие, все ужасы, пережитые человечеством за два с половиной века, прошедшие с момента выхода Энциклопедии. Это обескураживает нас, и мы уже не так уверены в необходимости прогресса.

Но если прогресса нет, то нет и движения вперед, а значит, есть опасность возврата к прошлому.

Предотвратить катастрофу можем только мы сами.

Европа должна вернуться на тот путь развития, который она нашла первая и указала всему человечеству.



Перевод Н. Кудряковой

Источник:

Жак Ле Гофф
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ,
РАССКАЗАННАЯ ДЕТЯМ
— М.: Текст, 2016.

Сайт издательства: TextPbl.Ru






Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2016