Art--Express

НА КОРАБЛЕ — ЧЕРЕЗ БУЛЬВАР...

– Дожили! Людей больше не селят в дома — их складируют в некие конструкции, придуманные дизайнерами и архитекторами, – это ворчливое замечание можно было услышать на презентации проектов будущего Парижа.

По правде говоря, затея, о которой мы хотим рассказать, относится как раз к новой архитектуре, так яростно критикуемой радетелями традиций. Но, с другой стороны, франко-японский план трансформации старого автовокзала был принят публикой куда теплее, чем все прочие дизайнерские фантазии.


Причин несколько. Во-первых, осуществление задумки вполне реально, а во-вторых, при всей необычности внешнего вида, в постройке будут использоваться хорошо известные и уже опробованные в деле технологии.

Какой же эксперимент ожидает обитателей французской столицы? Переходной мост через окружной бульвар, поверх которого разбит парк из 1000 деревьев. А внутри моста — магазины, офисы, кафе, автовокзал, отель и даже жилые дома. Причем, некоторые — с огородами.

Кусочек тихой деревни посреди пыльного и шумного города…



Разве подобное возможно? Архитекторы говорят, что вполне.

– Более того, – утверждают они, – именно таким пасторально-зеленым должен стать весь мегаполис будущего.

ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА

Началось все почти как в сказке: «Пойди туда, не знаю куда, сотвори то, не знаю что». Мэрия Парижа решила облагородить самые неухоженные городские территории, не потратив при этом казенных денег.

Решено было привлечь инвесторов, Но что можно предложить взамен за многомиллионные вложения? Право собственности на заброшенный склад или никому не нужный кусок железной дороги?

И тут в головы чиновников пришла гениальная мысль: в нагрузку к земле продавать воздух, еще точнее — дарить его в качестве бонуса.

Земля в Париже, даже самая завалящая, стоит баснословно дорого, но если все, что над землей, инвестор получает бесплатно, скидка выходит совершенно фантастическая.

Разумеется, некоторых инициатива мэрии, вкупе с требованием отдать половину построенного жилья городу, повергла в ступор, однако нашлись и те, кто воспринял головоломку как вызов.

Ученик знаменитого архитектора Жана Нувеля — того самого, что умудрился возвести на сваях музей на набережной Бранли, не повредив при этом расположенного под зданием парка, — заинтересовался одним из предложенных мэрией участков: автовокзалом, откуда транспорт направляется в аэропорт Бове.

Вокзал предписано было сохранить — прямо как парк в случае с музеем. А вот об озеленении территории речь не шла — требовать еще и этого, с точки зрения чиновников, было бы совсем уж невыполнимым условием.

Совместить бетон, металл, пластик и живые растения — идея группы молодых французских архитекторов, к которым присоединился еще и японский коллега. В густонаселенной Японии зелень ценить умеют, поэтому компания с готовностью взялись за воплощение в жизнь невозможного.

ДОМ-КОРАБЛЬ

Сбоку макет сооружения напоминает многопалубное судно с округлыми боками и горделиво задранным носом. Корабль бесстрашно рассекает бесконечные потоки автомобилей, снующих по окружному бульвару. У бригантины важная миссия: перевозить людей из столицы в пригород через бушующий океан машин.

Если смотреть сверху, это скорее бумажный самолетик, на крыльях которого растут ландыши — до того похожи на нежные бутоны белые крыши коттеджей.

А вот если воспользоваться специальной программой и взглянуть на конструкцию снизу, становится понятно, что перед нами перевернутая треугольная пирамида, у которой срезали острый кончик.

На земле основание пирамиды занимает куда меньше места, чем в воздухе — вот она, экономия! При этом стены 35-метрового здания, нависающие над бульваром диагонально, сохраняют равновесие, благодаря тому, что угол наклона везде одинаков.

Не рискованно ли это? Архитекторы уверяют, что ничуть. Технология, по сути своей, очень проста, она давно используется в возведении домов, мостов и кораблестроении.

А смогут ли прижиться на бетонных плитах деревья? Тут тоже все продумано: тщательно подобран состав почвы, определены сорта растений, которые комфортно чувствуют себя в городской среде, уменьшают уровень шума и снижают загазованность воздуха.

Деревья в парке высадят разные по возрасту: и огромные, взрослые — двадцатипятилетние, и совсем маленькие. Экосистема будет развиваться гармонично: на смену стареющим экземплярам постепенно станут приходить молодые и здоровые.

Зеленых уголков на «корабле» будет несколько. Самый верхний, приватный, окажется доступным исключительно для владельцев расположенных в доме квартир и коттеджей, зато по нижнему парку можно будет перейти с одной стороны окружного бульвара на другую.

Как альтернатива — просторная галерея из ресторанов и кафе. Этажом выше — бизнес-центр, игровая площадка для детей и четырехзвездочный отель, который должен приглянуться пассажирам автовокзала. Отправление в аэропорт — в самом-самом низу.

Изюминка проекта — наличие в жилой зоне пространств для неформального общения соседей: большая общая кухня, прачечная, зал для собраний, терраса для барбекю, гостевые комнаты, куда каждый из жителей может ненадолго поселить своих иногородних друзей…

Что же касается отеля, туристов ждут 250 номеров с идеальной звукоизоляцией, благодаря которой шум машин с окружного бульвара будет абсолютно неслышен.

По замыслу создателей, в крохотных комнатках отеля будут помещаться только кровать и микроскопический душ. Туалет, кухня и доступ в интернет — общие, на этаже. Для транзитных пассажиров такого сервиса должно быть вполне достаточно.

ЗАКУЛИСЬЕ АРХИТЕКТУРЫ

А вот интересно, от кого зависит будущее лицо мегаполиса? Кто принимает судьбоносные решения?

Конечный результат — это всегда компромисс между желаниями и возможностями множества людей.

Архитектурное агентство разрабатывает проект и представляет его публике, однако в процессе строительства играет далеко не главную роль.

Многое зависит от инвестора и застройщика, которые могут не одобрить план в целом или отказаться финансировать какие-то отдельные направления. Надо учитывать также возможности технических служб: строительные материалы, предписанные к использованию дизайнерами, должны быть в свободной продаже, иначе проект останется, пусть и красивой, но всего лишь картинкой.

В итоге, команда из 15-20 архитекторов, работающих над будущим зданием, превращается в координационный центр, который разрешает проблемы, улаживает нестыковки, находит приемлемые для всех решения.

Обычно все происходит дистанционно: каждый сотрудник выполняет свою собственную задачу, однако после синхронизации файлов разрозненные кусочки проекта становятся одним большим целым — совершенствующимся день ото дня.

Впрочем, виртуального общения не всегда достаточно: наиболее важные вопросы обсуждаются на вполне реальных совещаниях, где могут присутствовать до сотни человек, причастных к решению той или иной проблемы. Во время одного собрания экзаменуется электропроводка, в течение другого детально разбирается конструкция стен.

И в этом, наверное, одно из главных отличий архитекторов сегодняшнего дня от их предшественников: нынешние не только не работают с бумажными чертежами — их роль в принципе не сводится к созданию эскизов. Это теперь миссия посредника, штурмана, движущей силы.

Да и движение происходит куда быстрее, чем раньше, когда на постройку дома отводилось 15-20 лет. Дом-корабль должен принять на «борт» первых «пассажиров» уже в 2022 году.

… КАК БУДТО В БУРЯХ ЕСТЬ ПОКОЙ…

А все-таки ворчливые скептики в чем-то правы. Если откровенно, и реальность проекта, и его привлекательность для потенциальных покупателей вызывают много вопросов.

Захотят ли, к примеру, туристы, чтобы их «складировали» в малюсеньких номерах четырехзвездочного отеля, где нет туалета, микроволновки и доступа в Интернет? По меркам турбизнеса такой отель даже на одну-то звезду с трудом натягивает… Кто будет распоряжаться общим имуществом дома? В чей карман пойдут деньги от сдачи внаем гостевых комнат?

Архитекторы отвечают честно: «Мы этого не знаем».

Строить планы на пять лет вперед бессмысленно: жизнь все равно окажется другой.

Еще совсем недавно мы понятия не имели о том, что такое планшетный компьютер, а нынче пользуемся им едва ли не чаще, чем пультом от телевизора. За пятилетку наше сознание изменилось радикально.

Вот поэтому бесполезно гадать, станет ли популярным микроотель или его комнаты будут использоваться с какой-то другой целью. Неизвестна судьба коттеджей, офисов, зон отдыха и прачечных.

Невозможно предсказать даже то, как на самом деле будет выглядеть дом-корабль через пять и, уж тем более, через двадцать лет: какие-то деревья погибнут, другие разрастутся, изменив до неузнаваемости первоначальный дизайнерский замысел.

Неужели такие проблемы — не повод для беспокойства?!

– Абсолютно нет! – говорят бесстрашные творцы.


И это — уже философия. Настоящая, новая.

Создавать растущие проекты. Приспособиться к естественному течению жизни. Сделать природу частью архитектуры, а человека — частью природы...

Принять мир таким, какой он есть.


Готовы к плаванию в счастливое будущее?

Мэрия дает зеленый свет…








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2017