Art--Express

ПРОСТО ПЕСНЯ…

Как вы представляете себе успех?

Многие уверены: пик достижений — это разноцветные вспышки прожекторов, крики восторженных поклонников, раздача автографов…

А что нужно для успеха? Совершенно верно — песня.

Только удачная музыкальная композиция может привести вас к вершинам хит-парадов, подарить славу и любовь публики.


А есть ли у успеха рецепты? Вообще-то да.

Однако учтите: как и рецепты кулинарные, они подходят не всем. Любой, кто мучился с выпечкой обыкновенных блинов, но запросто осваивал приготовление сложнейшего торта, подтвердит: волшебная формула может быть «вашей» или «не вашей».

Так что мотайте на ус, но в случае чего не обессудьте…


ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НАЧАТЬ

Итак, вы хотите сочинить песню. А для чего?

В каком-то смысле музыка похожа на кулинарию: повседневные и праздничные блюда готовятся по-разному, вегетарианские и безглютеновые — тоже. Соответственно, цели композиторов могут отличаться.

Вот, например, песня, посвященная событию или человеку: тема определена заранее, слова и мелодия должны соответствовать сюжету. То, что логично в произведении о войне, совершенно не подойдет в качестве музыкального подарка ко дню рождения хорошенькой девушки.

Призыв к действию. Есть произведения, носящие ярко-выраженный агитационный характер: от защиты Родины или охраны природы до предложения купить новый товар. Тут не до лирики: композиция обязана энергично и прямо вести слушателя к намеченной цели.

Бывает музыка, предназначенная для фонового прослушивания в магазине или ресторане. Она, как правило, довольно однообразна — клиенты не должны зацикливаться на том, что слышат, а выполнять свою основную миссию — покупать. И делать это в хорошем темпе — чтобы побыстрее освобождать места для новоприбывших.

Такую музыку легко писать с помощью специальной компьютерной программы, соответственно, она может стать источником заработка. Однако добиться славы с ее помощью невозможно — слушатели вас просто не запомнят.

Если же вы хотите прославиться, стратегия будет совсем другой: простые тексты, навязчивые, застревающие в мозгу мелодии. И все это — без лишней заумности, чтобы среднестатистический обыватель не ощущал вашего интеллектуального превосходства.

Есть, конечно, и способ блеснуть талантом, продемонстрировать свой поэтический дар и способности мелодиста, но тогда не стоит рассчитывать на немедленный успех: сначала придется найти единомышленников, которые сумеют в полной мере оценить все изыски вашего творчества.


Цель, с которой вы создаете произведение, поможет заранее определить музыкальный жанр. Есть жанры, в которых стихи играют самостоятельную роль, а бывают и такие, где человеческий голос превращается в инструмент, потому слова не имеют почти никакого значения.

Так часто случается в популярной музыке: мы не запоминаем из песни ничего, кроме «на-на-на-на» или «бум-бум-бум-о-о-о-бум-бум». И притом мы в восторге.

Это, кстати, основная причина успеха песен на иностранных языках, об истинном смысле которых мы порою даже не догадываемся — вокал в них становится частью мелодии.

Помимо поп-музыки, к жанрам, где инструменты превалируют, можно отнести джаз: здесь в качестве главного «рассказчика» выступает саксофон, а вокал всего лишь дополняет его.

Рэп, хип-хоп и ритм-энд-блюз, напротив, отдают приоритет тексту. По сути, это чтение стихов, музыка же играет роль виньетки, обрамляющей слова.

Есть жанры, позволяющие уравновешивать значимость слов и музыки: это авторская песня или шансон (во Франции ее называют «варьете»), некоторые направления рока и электро. Последний жанр, кстати, подталкивает ко всевозможным экспериментам, вроде применения несуществующих инструментов и искажения голоса.


Как подобрать подходящий вам жанр? Для начала нужно определить, ваши сильные и слабые стороны.

Если вы любите и умеете писать стихи, которые хвалят не только ваши друзья, но и профессиональные поэты или хотя бы преподаватели литературы, а в музыке делаете лишь первые шаги, имеет смысл начать с рэпа или хип-хопа.

Если же, наоборот, у вас в голове есть яркая, интересная мелодия и вы знаете, как ее сыграть, но представления не имеете о том, какими могут быть слова, джаз, дэнс или поп-музыка примут вас с распростертыми объятиями.

Вы талантливы во всем? И так бывает. Тогда при написании первой песни в жанре варьете или электро заручитесь советом профессионала: он поможет проанализировать ошибки и сделать готовый материал по-настоящему сильным.


Тема песни тоже может повлиять на выбор жанра: о войне лучше всего расскажет хард-рок, хип-хоп часто поднимает социальные проблемы. О любви же можно говорить в любом жанре, но везде — по разному.

Чем больше в музыке радостных, танцевальных оттенков, тем счастливей должна быть история. Жизнь не удалась? Добро пожаловаться в стиле рэп или всласть порыдать в блюзе.

Я ХОЧУ СКАЗАТЬ…

С чего начинается хороший песенный текст? Ответ, вроде бы, напрашивается сам собой: с рифмы, но это неправильно.

Как часто публике приходится страдать, слушая вирши поэтов-самоучек: рифма там, вроде бы, присутствует, однако произведение все равно оставляет неприятное впечатление из-за какой-то корявости, неопрятности.

Все дело в ритме.

И стихи, и музыка рождаются за счет регулярного повторения сильных и слабых звуков.

Давайте похлопаем в ладоши. Произнесите какую-нибудь фразу, например, «Я хочу писать стихи», отмечая каждый слог хлопком.

А теперь сделайте то же самое, только пусть хлопок во время ударного слога будет чуть громче, Похоже на барабан, правда? «Бум-бам-бум-бам-бум-бам-бум». Это потому, что фраза — ритмичная.

Добавим в предложение всего одно слово и повторим упражнение: «Я хочу научиться писать стихи».

Ничего не получается: все время хочется добавить один или несколько хлопков, замедлить или ускорить темп. Логично: у слова «научиться» совсем иной ритмический рисунок, чем у «хочу» или «стихи».

Проще всего это увидеть на бумаге: соседей тревожить больше не будем. Запишем нашу исходную фразу, обозначая безударные слоги с помощью тире, а ударные — наклонной линией:
/ - / - / - /

Это самый простой ритм, где чередуются один ударный и один безударный слог, хотя, конечно, безударных слогов может быть больше, главное, чтобы рисунок повторялся:
- - / - - / - - /
/ - - - /- - - /
и так далее.

Заметьте, что с помощью некоторых приемов ритм фразы можно подтянуть к желаемому. Короткие слова часто произносятся как безударные слоги, а ударную гласную иногда можно превратить в две безударных, перенеся ударение в конец слова:
«Я хочу написать пе-есню...»
- - / - - / - - /

Эстрадную композицию такая хитрость может спасти, но при простом чтении стихов она, как правило, не срабатывает. Если ритм ломается, лучше подобрать новые слова, чтобы вас не считали дилетантом.

Разумеется, ритмический рисунок фразы может быть довольно сложным, и эта сложность способствует созданию красивой мелодии.

Даже предложение «Я хочу научиться писать стихи» может стать основой музыкального хита. Для этого нам придется сочинить строчку, ритм которой будет точно таким же и регулярно повторять рисунок.

Лишь после этого можно вспомнить о рифме.


Но пока что вернемся к теме.

Музыка — это не только кулинария, ее можно сравнить еще и с литературой: каждое удачное произведение, пусть даже чисто инструментальное, содержит в себе какую-то историю. Нет истории — нет успеха.

Однако музыкальный рассказ — особенный: он ограничен во времени. Вы должны передать свою мысль слушателю за 3-5 минут, часть из которых, к тому же, будет потрачена на мелодическое вступление, заключение и припевы.

12-16 стихотворных строчек. Немного… Но достаточно для того, чтобы поведать о чем-то одном. Только одном — не стоит втискивать в песню размышления всей жизни.

Сосредоточьтесь на главном. Способность укорачивать, удалять лишнее очень важна для поэта.

Попробуйте, в качестве тренировки, пересказать в шестнадцати строках любимый роман или фильм. Получилось? Вот теперь можно начинать говорить со слушателем о своем, сокровенном.


Сразу же сформулируйте ключевую идею — она станет припевом: будет повторяться после каждого куплета, может быть, с некоторыми изменениями.

Припев должен быть коротким: одна-две строчки, максимум четыре.

Первый куплет — вступительная часть, где вы знакомите слушателей с персонажами и обстоятельствами истории. Последний — заключение, хэппи-энд, вывод.

Как и большие литературные произведения, песня должна содержать в себе движение, развитие сюжета, конфликт.

В какой-то момент напряжение достигает кульминации — это центр музыкальной и поэтической композиции, потом все успокаивается. Нет развития и кульминации — забудьте об успехе.


И наконец о рифме. Вы, разумеется, знаете, что нельзя рифмовать «любовь» и «морковь». Это как посмотреть…

Представьте, например, рассказ о любви с точки зрения кастрюли: как она жила в большой семье, мучилась, готовя бесконечные супы, а дети тайком выплевывали морковку. Да еще и кот все время норовил мясо стащить… Потом хозяйка осталась одна, обленилась, перестала готовить. И вот — новая жизнь: девушка встретила того, ради кого кастрюлька снова работает день и ночь. И обе счастливы…

Дело, конечно, не в морковке, однако в целом, правило — верное: избегайте банальностей и несуразностей.

Если тема избитая, поменяйте персонажей, посмотрите на ситуацию с новой точки зрения, добавьте юмора — тогда даже банальная рифма может заиграть новыми красками.

Опасайтесь халявы, вроде автоматических помощников поэта, лучше откройте толковый словарь и словарь синонимов, поработайте головой и переформулируйте фразу.

В этом смысле у поэзии есть нечто общее с созданием одежды: все, во что вы не вкладываете своего личного труда, выглядит как дешевая бесформенная хламида универсального размера. А вот творение «от кутюр» требует времени и упорства.

Впрочем, когда вы войдете во вкус, то поймете, что найти красивую рифму намного легче, чем кажется: некоторые слова пишутся по-разному, однако на слух звучат очень похоже.

Постарайтесь только не рифмовать между собой однотипные глаголы и существительные: «купить» – «тупить» – «любить» – «убить», «администрация» и «демонстрация».

СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ,,,

Пора, пожалуй, приняться за музыкальную часть. И хотя она во многом подчиняется тем же правилам, что и написание текста, особенности все-таки есть.

Чем ярче и нестандартнее текст, тем лучше. В музыке же, наоборот, полагается экономить выразительные средства.

Самое время сравнить песню с произведением живописи: у художника огромный выбор красок, но истинные шедевры рождаются, когда используются всего три.

Причина музыкальной экономии в том, что вы пишете песню не для себя. Ваша истинная цель — поделиться чувствами и мыслями с другими людьми.

Те, кому песня придется по вкусу, скорее всего, захотят вам подпеть — с этого и начинается популярность.

А раз так, значит, песня должна быть простой для исполнения: лучше всего, если нотный диапазон будет охватывать всего одну или полторы октавы.

Вот почему у оперы гораздо меньше поклонников, чем у поп-музыки: мало кто решится исполнить оперную партию в душе. Да и соседи не позволят — это вам не эстрадное мурлыканье под нос.

Поэтому, как бы вам ни хотелось продемонстрировать мелодическую виртуозность, делать этого не стоит ни в куплетах песни, ни во время припева. Показать мастерство можно с помощью бриджа — музыкальной вставки, которую слушатели не обязаны повторять.

Аналогично следует подходить и к выбору инструментов: миди-секвенсер, конечно, позволит вам использовать 30 скрипок, 20 гитар и с десяток разновидностей духовых, да только кто ж, на самом деле, предоставит в ваше распоряжение такой оркестр?

Трех инструментов вполне достаточно: один — для мелодии, главной линии, второй в качестве фона, бэкграунда, третий — в ритм-секции. Такой набор позволит сделать виртуальную музыку пригодной для «живого» исполнения, а значит, продлит ее популярность.


И все-таки правило скромности не отменяет необходимости контраста, движения, развития, даже конфликта.

Мелодии куплета и припева должны ощутимо различаться. Бридж обязан быть ярким и запоминающимся — иначе он просто бесполезен. Даже внутри куплетов могут быть вариации за счет замены отдельных нот.


Дальше все познается методом тыка. В прямом смысле — по клавишам.

Увязать ритм музыки и текста, задать правильную тональность, выбрать бас и ударные…

Пробовать, пробовать, пробовать…

АПЛОДИСМЕНТЫ... АПЛОДИСМЕНТЫ?

А когда же все-таки начнутся вспышки прожекторов, безумные крики фанатов и астрономические гонорары?

В большинстве случаев — никогда.

Рано негодовать: присмотритесь повнимательнее к беснующимся толпам поклонников эстрадных звезд. Адекватны ли они? Понимают ли, о чем их кумир говорит в своих песнях?

Для чего пришли на концерт: дабы поддержать талантливого исполнителя и выразить ему свое восхищение или чтобы показать себя любимых?

Ищут ли они искренней дружбы с певцом или мечтают примазаться к чужой славе?

И ключевой вопрос: хотите ли вы, чтобы эта толпа орала под вашими окнами, провоцируя недовольство соседей и ежедневные вызовы полиции?


Что же касается гонорара, научившись писать песни, вы свое уже получили.

Музыка — это язык. Новый для вас. Почти иностранный. Он позволит вам найти единомышленников.

Разного возраста и пола, с непохожими профессиями и цветом кожи. Они и станут истинными почитателями вашего таланта — пусть немногочисленными, зато верными и понимающими.

Да что там! Даже животные чутки к музыке. Разве вам не хочется поговорить по душам с вашим котом?

А еще, подбор рифм и анализ ритмического рисунка фразы — увлекательная семейная игра, которая поможет привить ребенку вкус к хорошей поэзии и музыке. Впрочем, в нее можно играть и одному, притом, почти бесплатно: из материала понадобятся только лист бумаги и ручка.

Если же вы превратите сочинение песен в хобби, которое станете практиковать постоянно, без скидки на возраст, здоровое и счастливое долголетие вам гарантировано: это ведь сразу тренировка памяти, творческих способностей и мелкой моторики рук.

Может ли быть гонорар щедрее?


Даже не сомневайтесь, однажды, взглянув на вас с восхищением, кто-нибудь из восторженных поклонников скажет:

«Ах, что за жизнь?!
Просто песня!...»








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2017