Art--Express

ХОЛОД
горячая любовь науки

Как изобразить стужу и что о ней рассказать?

Посвятить выставку морозу — задача почти невыполнимая для большинства музеев. Но только не для Городка науки и индустрии, где как раз такая экспозиция собирает удивленных детишек всех возрастов — от младших школьников до лицеистов.

Да и взрослые с трудом отрываются от некоторых стендов. Примерзли что ли?



Взрослые размышляют о вечном.

Оказывается, понятие холода связано в нашем сознании со смертью — именно поэтому мы так его боимся. И не напрасно, ведь экстремально низкие температуры, в самом деле, могут оборвать жизнь.

Но разве испепеляющая жара не способна убивать? Вспомните пустынные пейзажи: безжизненные песчаные дюны, раскинувшиеся на сотни километров. Разве они — не творение «ласковых» солнечных лучей?

А пламя? Если его вовремя не укротить, оно может превратить все живое в пыль. Холод же просто усыпляет, сохраняя тело в превосходном состоянии. Мамонты, замерзшие десятки тысяч лет назад, до сих пор выглядят молодыми и сильными — вот только душу им вернуть не получатся...

Выходит, в природе нет сил безоговорочно хороших и безусловно плохих. Каждая из стихий может стать нашим врагом или союзником.

Все зависит от нашей способности взаимодействовать с окружающим миром: пользоваться благами, которые он дает, защищаться от опасностей, а иногда и договариваться, предлагая природе свои условия сотрудничества.


Но как же музейщики умудрились изобразить холод?

В самой строгой манере: ничего лишнего, приглушенные цвета, полупрозрачные перегородки и шторки, свет, падающий на посыпанные песком или матовые поверхности.

Экспозиция разделена на три тематических пространства. Первое рассказывает о том, как холод влияет на живые организмы. Второе интересуется, какие возможности низкие температуры предоставляют обществу и какие проблемы они вызывают. Еще один зал демонстрирует научный взгляд на стужу.

А коридор, отделяющий площадки друг от друга, символизирует гигантский термометр. Посетители движутся от высоких температур по направлению к абсолютному нулю.

Вот столбик, обозначающий 37 ºС, — это нормальная температура внутри нашего тела. 12 º — температурный рекорд, зафиксированный у живого человека. Вот 4 º — как в холодильнике — вполне подходит для хранения продуктов.

-18 º — тут уже морозилка. Зябко? Да ладно вам! Это ничто в сравнении с самой низкой температурой на Земле — минус 93,2 °C. Что уж говорить об условиях, в которых кислород становится жидкостью, — минус 182,96 °C или настоящем космическом холоде — 270,42 °C.

Однако предел близок: -273 °C — абсолютный ноль. Считается, что более низких температур в природе существовать не может.

А вот для жары границ нет — об этом свидетельствует зеркальная стена в другом конце коридора, благодаря которой путь вперед кажется бесконечным.


Итак, холод — понятие относительное. На самом деле, это не только температура. Множество факторов окружающей среды играют роль. Например, атмосферное давление.

Представьте Меркурий — самую близкую к солнцу планету — невероятно раскаленную, но почти лишенную атмосферы.

И вот удивительный факт: окажись земной космонавт на Меркурии вечером, он не только не сгорел бы, но, напротив, ощутил бы даже легкую прохладу — термометр показал бы температуру ниже нуля.

А ведь планета-то горячая — Солнце совсем рядом! Однако ж ночью там — настоящий мороз, градусов за сто пятьдесят. Зато днем — спасайся кто может! — четырехсотградусная жара.

Отчего такие перепады? Все дело в отсутствии атмосферы — слоя облаков, который окружает планету, давит на нее и за счет этого равномерно распределяет температуру по поверхности.

Атмосфера пропускает не все солнечные лучи, а лишь их часть, поэтому даже жарким летним днем температура на Земле остается пригодной для жизни.

И та же самая атмосфера не позволяет драгоценному теплу уходить. Наши морозные зимние ночи не сравнить с теми, что на Меркурии.

Понимаете теперь, почему нужно холить и лелеять земную атмосферу? Она — наша защитница.


И вот еще важный вывод: холод, это не температура, а процесс потери энергии, передачи ее от одного — остывающего — предмета к другим — нагревающимся.

На этом принципе основана работа холодильника: хладагент, циркулирующий по трубкам внутри стенок, забирает энергию у продуктов и отдает ее в окружающую среду — в комнату.

Внешние трубки — теплые, так что холодильник работает еще и обогревателем.

А можно ли энергию не отдавать? Конечно! Для этого нам, как и планетам, понадобится слой воздуха.

Вместо облаков, удерживающих воздух, животные используют шерсть, а люди — одежду.

В теплоизолирующем арсенале полярного медведя — густой подшерсток и длинная шерсть. Кстати, обратите внимание на комплекцию зверя — он огромный, толстый; лапы, по сравнению с телом, коротенькие. Это тоже защита от холода.

Слой подкожного жира не дает морозу подобраться к внутренним органам, а сальная пленка на шерсти, от которой ворс кажется не белым, а чуть желтоватым и висит сосульками, как грязные волосы у людей, отталкивает воду. Белый медведь даже в лютую стужу может искупаться в море и не заболеть!

Примерно так же — с помощью шерсти и жира — защищаются от холода другие теплокровные животные. А те, у кого кровь холодная, с наступлением зимы впадают в спячку, чтобы проснуться весной.

Человек в этом смысле похож на белого медведя — он ведь теплокровный. Да и телосложение у жителей морозных регионов, как правило, не соответствует южным канонам красоты.

Широкая талия, необъятные бедра, питание, богатое жирами и белками... И пусть диетологи говорят что хотят!

Худеньким европейцам на Крайнем Севере (как, впрочем, и на Крайнем Юге — в Антарктиде) приходится трудновато.

Вот небольшая выдержка из списка одежды, необходимой покорителям ледяных просторов: кофта из плотного флиса; двое длинных подштанников из флиса; куртка-ветровка с капюшоном; ветрозащитные брюки; пуховик с капюшоном; маска из неопрена для защиты от ветра и снега...

Далее — бесконечное перечисление носков, шапочек, варежек и перчаток. С учетом оборудования, необходимого для функционирования экспедиции, вес «багажа» каждого участника достигает ста килограммов!


И все это — для того, чтобы заручиться помощью воздуха и не позволить коварной воде отобрать тепло.

Да-да, невинная с виду жидкость, без которой невозможно представить жизнь, ворует у нас энергию.

Особенно опасны небольшие количества воды, распределенные тонким слоем по поверхности тела. Именно поэтому, выходя из бассейна в жаркий летний день, мы стучим зубами от холода: вода, испаряясь, уносит с собой тепло.

Совсем иные процессы происходят, когда воды много: в реке или море температура распределяется равномерно. Поэтому зимой в воде гораздо теплее, чем на берегу.

Еще одна опасность, исходящая от воды, — расширение при замерзании.

Если наполнить доверху пластиковую бутылку, закрыть ее и положить в морозилку на сутки, пластик лопнет. То же самое происходит с живыми клетками, когда крошечные капли воды, превращаясь в льдинки, буквально разрывают их изнутри.

Именно поэтому вкус продуктов, замороженных в домашних условиях, не идет ни в какое сравнение со вкусом продуктов свежих.


Но если подходить к природному явлению без страха, можно многого добиться.

Понимание механизма образования льда привело к разработке технологии глубокой заморозки, когда продукты подвергаются шоковому воздействию низких температур в течение короткого времени.

Кристаллы льда при этом получаются очень мелкими — гораздо меньше размеров клетки, ткани не повреждаются, вкус продуктов не меняется, даже витамины сохраняются!

Следом появилась технология сублимации — когда из продуктов полностью удаляется вода. Вес при этом значительно уменьшается, лед не образуется, болезнетворные бактерии не развиваются.

Идеальное питание, которое может храниться сколь угодно долго! Блюда из сублимированных продуктов оказались вполне пригодными для космонавтов.

Так способность совладать с одним страхом помогла преодолеть многие другие.


Чувствуете? Вовсе не слабостью, беспомощностью и смертью веет от холода, а силой, мощью и цветущей жизнью!

Низкие температуры широко применяются в науке, промышленности, сельском хозяйстве и медицине. С помощью холода можно делать хирургические операции, консервировать органы и ткани для использования в будущем, омолаживать лицо, дарить бездетным парам надежду на родительское счастье...

А еще холод — это отличная тренировка для организма, закаливание физическое и духовное. Обратите внимание, с какой легкостью северяне, приезжающие в столицу, побеждают в конкурентной борьбе изнеженных комфортом южан.

Даже теоретическое соприкосновение с темой стужи, как, например, на выставке, дает энергичный толчок к развитию множества способностей.

Тут вам и физика, и химия, и математика вкупе с историей, географией и астрономией. Практические занятия по созданию айсберга в тарелке, конструирование термоса и холодильника, которому не нужно электричество.

Просмотр фильмов и встречи с учеными. Даже ораторское мастерство пригодится — для дискуссий о том стоит ли осваивать Арктику — ведь это очень выгодно с точки зрения экономики — или лучше поберечь природу и драгоценный озоновый слой — он ведь у нас один и заменить, в случае разрушения, его нечем.


Спорить о холоде можно долго и горячо — это ж излюбленная тема эрудитов всех мастей.

Но хватит — такой кипучей энергии никакой лед не выдержит.

Растает...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2018