L'esprit de Paris  

МАСКИ-ШОУ
Сержа Генсбура


У меня нет
ни малейшей претензии
быть самим собой.

У меня зоркий взгляд,
способный проникать
в самые глубины души.

Я утопающий
в собственном зеркале,
ибо не умею плавать.




Носить маску —
это защитная реакция.

Я думаю,
что если когда-то
надел маску
и ношу ее уже лет двадцать —
то теперь мне
ее уже не снять,
она приросла к моей коже.

На поверхности
весь карнавал бытия,

а загляни вглубь —
там лицо негра:

вот это я и есть.



Удача — хищная птица,
летающая над головой
слепца с завязанными глазами.


От успеха и славы седеем не мы,
а лишь наши виски.


Глупость — это
беспечность разума.


Я люблю ночь
за то, что самые светлые мысли
приходят ко мне в темноте.


Ночами хмельны и серы
все печали.


Я не могу дать вам рецепт,
как написать хорошую песню.
Зато рецепт мятного «Джулепа» —
завсегда пожалуйста:
толченая мята, сахар и бурбон.


Так, видимо, было нужно
Но какие приходят слова
Какими красивыми стали
Когда утонули в бокале



Повесь над дверью окорок и скрипку
Узри друзей счастливую улыбку


Я пытался понять, что значит дружба:
это еще труднее, чем любовь.


Дружба встречается реже, чем любовь,
и требует
абсолютной самоотдачи.


Все мои попытки дружить
завершались полным разочарованием.

И вот чем все кончилось:
я парень-одиночка.


У меня мало приятелей.

Когда мне было пятнадцать лет,
мне нравились те, кому уже тридцать,

когда стукнуло тридцать —
я стал поглядывать на пятидесятилетних,

а что уж говорить теперь,
когда мне и самому полсотни…



В одной любви
может таиться другая.


Череда радостей и измен
Следом за страстью — мелкая месть
Дурными делами взаимообмен —
Вот это любовь и есть

А ты рабом своей страсти
Сам сделал себя из-за них —
Мостится райское счастье
Обломками дел дурных



Неукротимый яд —
вот что такое любовь.


Говорят: «люблю!» (aime),
а бывает, что хотят
вместо этого сказать:
«ненависть!» (haine).
На слух почти одинаково!


Фокус в том,
чтобы не превышать дозу!

Это как в автомобиле:
на счетчике 180;
нельзя превышать скорость 190;
расход бензина 200.



Женщин нужно воспринимать
не такими, какие они есть,
и оставлять на их совести то,
что они представляют собой
на самом деле.


Женщины, как ни крути,
обожают женоненавистников.


Будь я пареньком посмазливее,
к нынешнему дню
давно бы умер от истощения.



Я полагаю, что
самые великие соблазнители —
те, кто позволял женщинам
их бросать.


Я соблазняю легким намеком.
Мой шарм лукав,
как игральная карта:
везучая и…
шулерская.


Любовь без всяких философий —
Что быстро выпить чашку кофе

Зайдя в кофейню просто так
Небрежно бросивши медяк

Ты хочешь, чтоб я так и делал —
А мне надоело.

Хватит, больше не будем
Подождем и забудем



Ш-ш-ш!
Любовь — это кристалл,
который разбивается в тишине.


Сотри из памяти все что там есть
Эту любовь года ноль

Все телефоны все адреса
Сплетни истории боль

Снова поставь на ноль
Тот счетчик что в сердце у нас

И каждому мерит свой час



Я неспособен сочинить
оптимистическую, счастливую песню,
любовный гимн.

Я не нахожу слов,

мне нечего сказать о счастье,
я не знаю, что это такое.

Оно невыразимо.

Все равно что вы нацелите
объектив вашего фотоаппарата
в безоблачно голубое небо.

На пленке ничего не окажется.

А вот если вы сфотографируете
небо грозовое,
с великолепными серыми и черными тучами, —
выйдет превосходный снимок.



Сердце не бейся так не робей
Утихомирь свои «бум» и «банг»
Это любовь моих прошлых дней
Вернулась как бумеранг


Я не хочу,
чтобы меня любили,
и все-таки хочу.



Я был создан для многих
И один я в итоге
Житие мое
Не для жизни вдвоем


Мне трудно дается общение с людьми.
Это моя черта.

Ибо мне никто не нужен,
и я сам не могу
ничего никому дать.

Я — губка,
впитывающая воду
и не дающая себя выжать.

Сам знаю.

Но потому и считаю,
что другим выносить мозг не стоит:
они ведь чего-то от меня ждут
и ничего не получат.



Я не от мира сего.
Я вообще ни от какого мира.


Никогда я не был
так верно услышан,
как наедине с никем.


На самом деле я всюду.
Но совершенно ничейный.


Когда я был ребенком,
то отождествлял себя
С игрой в конструктор
фирмы «Меккано»:

мог разобрать самого себя
и снова собрать
как мне нравилось.

У меня имелся ключик
(разводной —
наверное, предчувствие)
и болты.



Одиночество —
мое естественное
состояние.

И оно мне в радость.
Это как дар Провидения.


Мне не нужно
ничего предпринимать,
чтобы стать одиноким.

А между тем
в моей среде
так трудно уединиться!


Моя частная жизнь —
это мой бункер.

Кто знает о моей личной жизни?
Ее не знает даже моя мама.

Для мамы я по-прежнему
тот воспитанный малыш,
каким я был в 1932—1934 годах,
в том возрасте,
когда формируется характер.

Она думает,
что во мне нет ничего плохого.
Но она не знает
моих личных передряг.

Не будь их,
я бы так не изменился.
Думаю,
у меня душа подростка.

Вот в этой хрупкости
и есть моя сила.



Пройдемся по моему «я»
Пока нет здесь вашего «вы»
Ибо если б было здесь «вы»
Оно съело бы наше «мы»


Я не знаю, что делать,
зато знаю,
чего делать не надо.


Мы сказали друг другу ты
Мы сказали друг другу всё
Мы сказали друг другу вы
И больше мы не сказали ничего



В действительности застенчивость —
это крайнее проявление
нарциссизма.


Тот, кто выгуливает
свою собачку,
сам
на другом конце поводка.



Красота —
вот единственная
месть женщин.


Неприятные лица
вроде моего
обладают выразительностью —
и, когда исполняется сорок,
начинают казаться интересными


Неплохой афоризм у Лихтенберга:
«Преимущество уродства
перед красотой в том,
что оно обладает способностью
развиваться».


Мне кажется, что мужчины
следят за собой,
когда начинают стареть.

Женщины — те себя запускают,
а вот мужчины прихорашиваются;

несправедливо,
но что поделаешь.


Когда любить больше нечего,
приходится любить то,
что у тебя есть.


В уродцах скрытая красота
Сразу видна,
Светла и чиста



Ваше любимое занятие?
Слушать, как растет
моя борода.


Предоставляю всему
идти своим чередом.

Предпочитаю пользоваться
привилегией
ничегонеделания.


Мне кажется,
что я все больше люблю
тишину,

а вот музыку —
все меньше.

У тишины есть
своя мелодия:

она в лае собак,
шуме проезжающих машин,
дребезжании моторов,
шелесте платьев…



Унылые периоды жизни
нарисованы углем,
потрясения — сангиной,
китайской тушью,
подтемненной сепией с акварелью,

а пером «Сержант-майор»
с толстым нажимом —
это тревоги

и когда прикладывают
мордой об стол.



Переписал набело
Грязные мысли

Выпрямил и
Творческий почерк

Теперь
Все как ты хочешь

Твои охи-вздохи хе-хи
А приколы мои как штрихи


Некоторые тушуются
перед лицом своей судьбы.

Я же заковываю ее
в крепкие цепи.

Надеваю на нее
самые тяжелые вериги.



Людям, привыкшим
сидеть перед телевизором,
хочется смотреть
на артистов в смокингах,

а самим блаженствовать дома
в тапочках
и за пластиковой скатертью.


Я признаю только один
тип людей в смокингах —
тех, кого я могу
одним щелчком пальцев
попросить принести
еще одну
бутылку шампанского.


По мне, джинсы —
символ естественности,
беспечности, непринужденности.

Да и элегантности,
чего уж там.

Когда я отправляюсь в «Максим»,
я под костюм от Сен-Лорана
надеваю
джинсовую рубашку


Вызывающее поведение —
броня,
а одиночество —
кольчуга.

Я неплохо защищен!



Умоляю, только не говорите мне
о поэзии в песне.

Поэзия проявляется во взгляде
и в тишине.


Глагол «делать» —
исконный, главный.

Говорят:
«Я делаю песню»,
«я делаю фильм»,
«я делаю фотографию»,
«я кое-что делаю в поэзии»…

Но вот малыши говорят:
«Мама, а я наделал...»



Фоторепродукция
портрета Шопена —
вот она у меня, здесь,
стоит на пианино.

Он так смотрит,
будто очень строго
Судит меня.

Ища мелодию,
я на него поглядываю,
а он как будто хочет
вынести свой вердикт:

«Отвратительно на редкость!»

— а потом,
если получается приятная мелодия:
«Ну, куда ни шло».

Это моя совесть.



Желать сохраниться
в памяти людей —
чудовищное высокомерие.

Единственный способ
воспроизвести самого себя —
это родить.

Как собаки.


Не существует рецепта —
как стать «сернокислым»,
то есть скандалистом-бунтарем.

Нужен рацион из серы,
но кроме нее —
еще и щепотки серого вещества,

а еще надо быть объектом
кислых насмешек
со стороны всякой серости.

Но мой мир,
даже сернокислый,
все равно остается
целомудренным.


Бросать вызов —
все равно что
отдавать приказы.

Это приводит к поединкам,
неприятию, бунту.

Но еще и к союзам,
к дружеским связям.


Скандал — это потребность духа.


Когда взмываешь за облака,
возникает зона турбулентности.

Пристегните ремни.
Будьте начеку.
Сейчас затрясет…

Но как же это здорово!



Я преуспел во всем,
кроме собственной жизни.


Уведи меня за руку
из царства прописных истин
Мне не нужна мысль,
которую можно выразить
только банальностью


Прощаться мы будем врозь...



Перевод Дмитрия Савосина

Источник:


Серж Генсбур
МЫСЛИ, ПРИКОЛЫ
И ВСЯКИЕ ВЫКРУТАСЫ
— М.: Текст, 2017.

Сайт издательства: TextPbl.Ru






Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2018