Art--Express

МНОГОТОЧИЕ ДЛЯ БОЛЬШОГО ЭКРАНА

Снять фильм — настоящий, качественный полнометражный. В свободное время, любительской камерой, без денег.

Каждый здравомыслящий человек скажет вам, что это невозможно. Решиться на такое способен или наивный безумец, или прожженный авантюрист. И ничего у него не выйдет.

Однако компания молодых людей — вчерашних студентов — не поверила наставлениям старших. В течение трех с половиной лет они работали над картиной, героями которой стали Париж, происходящие в нем события и чувства парижан.

Сейчас, когда эпопея завершена, повзрослевшие и умудренные опытом создатели фильма делятся рецептами успеха. И замахиваются на новую авантюру — продвижение на большой экран.



На самом деле, эта затея — не для новичков. Да и наши храбрецы не были профанами в искусстве. Все они так или иначе связаны с миром кино: к началу съемок одни заканчивали учебу на актерском факультете, другие уже были дипломированными профессионалами видеосъемки.

Но всем хотелось сотворить что-то новое, неизведанное. Да куда там! В индустрии кино каждый шаг распланирован на месяцы вперед. И без утвержденной сметы расходов никто не пошевелится.

Все решает кошелек. Но даже когда у вас есть деньги, съемки начинаются не сразу. Сначала пишется сценарий. Потом следует найти режиссера, который будет диктовать актерам свои условия: делай то, не делай этого. К тому же и продюсеру нужно угодить...

Помимо конфликтов, раздирающих съемочную площадку, фильм — это еще и множество бюрократических процедур: справок, согласований, разрешений.

А молодые и дерзкие решили сломать все правила и ни у кого разрешения не спрашивать. Даже у родственников Эрнеста Хемингуэя, у которого позаимствовали название.


Несмотря на «фамильное» сходство с «Праздником, который всегда с тобой», «Париж — это праздник» рассказывает о вещах совершенно противоположных: о том, как мало радости в городе, где царит атмосфера тревоги, страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Теракты, наплыв мигрантов, экономическая нестабильность... Но счастья все равно хочется. И веселые по натуре французы умудряются находить крупицы радости повсюду — даже в самых трагических обстоятельствах.

В фильме нет главных действующих лиц: у каждого персонажа своя, особенная история.

Один из рассказов — о том, как влюбленная девушка купила билет на самолет, чтобы лететь к молодому человеку, но забыла эту драгоценную бумажку дома и вынуждена была вернуться. А самолет разбился...

Есть и другие сюжетные линии, однако судьбы всех персонажей неразрывно связаны с судьбой города.

А вот заранее прописанных диалогов — нет: сценарист предлагает только идею развития сюжета. Актерам предоставлена полная свобода импровизации.


Почти все сцены снимались на улице, маленькой любительской камерой, которую оператор держал на плече. Благодаря этому полиция не принимала компанию друзей всерьез и не требовала никаких разрешений.

Хотя случались и казусы: когда студенты пытались затесаться в толпу протестующих во время демонстраций, их арестовывали — наравне с другими нарушителями порядка.

Вообще, съемка на улице учит приспосабливаться к обстоятельствам. Неожиданные встречи могут случиться не только с полицией, но и с хулиганами.

Бывает, и праздные зеваки пытаются вмешаться — просят закурить во время важного диалога героев, машут рукой в камеру, показывают язык... Реакция всякий раз должна быть мгновенной. И адекватной. Нужно и конфликта избежать, и работу не переделывать.

Впрочем, помимо риска, уличная съемка дает очень важное преимущество: она позволяет запечатлеть неповторимую городскую атмосферу. На площадке, под софитами такое при всем желании не сыграешь...


Именно это обстоятельство побудило студентов взяться за масштабный проект. Все началось с любительского видеоклипа, посвященного Дню музыки.

Будущие актеры должны были продемонстрировать свое мастерство на пленэре. И результат превзошел все ожидания.

А что, если продолжить эксперимент? Среди друзей актеров нашлись сценарист, продюсер, звукоинженер.

Миниатюрная, по меркам кинематографа, команда. Но очень спаянная и весьма эффективная.

На первом месте — общее дело. Личные амбиции каждого — на почетном семьдесят седьмом.

Это только сказать легко. А вы попробуйте внушить какому-нибудь сценаристу, что не артисты должны подстраиваться под его тексты, а он обязан выполнять пожелания актеров.

Авантюристам от кино повезло — девушка, которой пришла в голову идея фильма, согласилась идти на поводу у своих друзей и довериться их интуиции.

И так — с каждым: абсолютное доверие по отношению к коллегам, взаимовыручка и самоотдача.

Только не всякий ведь согласится тратить драгоценные часы отдыха на съемки, когда есть еще работа, учеба, романтические отношения... А наши герои променяли все это на беспокойную киношную жизнь, которая длилась — страшно подумать! — три с половиной года.

Для студентов это целая вечность. Да и те, кто постарше, скажут: ни один полнометражный фильм столько времени не снимают.

Зато им удалось показать настоящий, живой, меняющийся Париж: Праздник музыки, теракты, демонстрации протеста, президентские выборы, похороны Джонни Холлидея...


Решение о съемках часто принималось накануне, а иногда и за несколько часов до выезда на место. А значит, следовало быть в курсе самых свежих новостей и всегда — в полной боевой готовности.

Впрочем, фильм потребовал от своих создателей не только времени и сил, но и солидных расходов.

Когда все уличные сцены были готовы, оказалось, что для полной убедительности и поистине хорошего качества нужен еще эпизод в театре, снятый профессиональной камерой с использованием операторского крана.

Кран — это машина, позволяющая оператору с камерой плавно перемещаться вокруг сцены и фиксировать происходящее с разных точек зрения: снизу, сбоку и даже из-под потолка.

В общем, техника очень сложная и очень дорогая. И если большую кинокамеру удалось выпросить на время у знакомых, то крана, понятное дело, ни у кого не нашлось.

Студенты вынуждены были объявить сбор средств на аренду. А сумма понадобилась немалая — 4 000 евро! Но и это наши смельчаки осилили.

Правда, договорились впредь деньги из друзей и близких не выжимать. По окончании съемок, когда встал вопрос о монтаже, спецэффектах, звуковой дорожке и музыке в исполнении настоящего, живого оркестра, финансирование искали уже через Интернет — с помощью краудфандинговой платформы.


И опять — удача. Кажется, эти неисправимые оптимисты всего добиваются с легкостью.

— Самым трудным было поставить точку в нашей истории. Мы так привыкли к сумасшедшей жизни, к непредвиденным съемкам, к странным и забавным встречам, что просто не можем вообразить будущее без всей этой кутерьмы.

А в самом деле, что же дальше?

Фестивали, кинотеатры, большой экран и большой успех.

Ну вот, точки не получилось.

Многоточие...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2018