Art--Express

ИГРЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
ужин в белом

Июнь. Воскресный вечер. Половина девятого. Магазины и рестораны закрыты. На улицах не видно спешащих по делам горожан. Только туристы, но и тех нынче немного — забастовки...

И вдруг... На пустой площади перед Дворцом Инвалидов появляется группа людей в белом. Потом еще одна. И еще...

Вот уже пришельцев десятки, сотни... А площадь все наполняется. Через несколько минут кругом бело как зимой — семнадцать тысяч гостей. Немыслимо...


Однако сюрпризы только начинаются.

Облачение у оккупантов такое, будто они собрались на бал, но руки заняты вовсе не веерами и перчатками.

Сумочки тут далеко не дамские: тележки, чемоданы на колесиках, пакеты и баулы. Кое у кого под мышкой раскладные столы и кресла.

Все — исключительно белое.

Что за странное переселение народов?



Гомон голосов и стук расставляемой мебели становятся все громче. Еще через пять минут на выстроившихся в идеально прямые ряды столах появляются накрахмаленные скатерти, посуда из фарфора, живые цветы и серебряные подсвечники.

Крупнейший в мире флешмоб — Ужин в белом — объявляется открытым.


Кому в голову пришла столь экзотическая затея? Самому обыкновенному парижанину.

Впрочем, тридцать лет назад, когда вернувшийся из длительной заграничной поездки Франсуа Паскье решил повидать разом всех своих друзей, никто еще и слова-то такого не знал: «флешмоб».

Просто-напросто, Франсуа с женой несколько лет провели на чужбине. Им очень хотелось похвастаться, а приводить в порядок дом и сад было лень.

Да и, по правде говоря, запыленные антресоли и заросшие травой дорожки как-то не вязались с роскошным образом великих путешественников, которым полагается поднимать хрустальные бокалы в сверкающих позолотой и мрамором интерьерах дворцов.

Посему решено было схитрить: друзьям назначили встречу в Булонском лесу.

Стол, кресло и еду каждый должен был принести с собой.

Элегантности это не отменяло: дамы заявили, что непременно наденут белое. Мужчины согласились из практических соображений: если кто-нибудь заблудится, разглядеть светлую одежду среди деревьев будет гораздо легче, чем темную.


Вылазка на природу так всем понравилась, что эксперимент решили повторить — ровно через год.

На этот раз друзья четы Паскье могли пригласить уже и своих знакомых. Круг участников расширялся. На облюбованных лесных опушках всем поместиться было трудновато.

Когда же число участников мероприятия превысило сотню, организаторы пустились в авантюры.

Следовало найти удобное и просторное место, за которое не нужно платить. Таковым, кроме леса, могла быть только городская площадь.

Однако тут есть один важный нюанс: любое массовое мероприятие полагается согласовывать с полицией, чего веселой компании в белом категорически не хотелось.

Они пошли ва-банк: оккупировали площадь без спроса, на глазах у изумленных стражей порядка установили столы и стулья, развернули белоснежные скатерти, расставили дорогие фарфоровые тарелки, разложили серебряные вилки. Поужинали при свечах, а ровно в полночь закрыли импровизированный ресторан и тщательно за собой убрали.

Последний факт поразил полицейских больше всего: ни одной бумажки!

Такой аккуратной демонстрации в Париже еще не было. Ни перевернутых урн, ни разбитых витрин, ни подозрительных луж желтого цвета... Даже запаха пива или крепкого алкоголя не ощущалось: аристократы поднимали себе настроение при помощи легчайших дорогих вин. А бутылки и объедки унесли домой.

По правилам, конечно, следовало разогнать это незаконное сборище, но уж больно красиво все выглядело. Полиция предпочла не вмешиваться.


Так и повелось год за годом: люди в белом — то на Елисейских Полях, то перед Лувром, то на набережной или на каком-нибудь мосту, а стражи порядка — в черном — чуть в стороне.

Впрочем, со временем организаторы акции поняли, что полиции бояться не стоит и начали, как и полагается, заранее предупреждать власти о грядущем мероприятии.

Ответ не всегда был положительным. В этом году, например, в связи с угрозой терактов, ужинать на Елисейских Полях запретили. Пришлось выбрать эспланаду Инвалидов.

Однако веселые и находчивые обладатели белых костюмов сделали неуверенность частью игры. Никто из участников флешмоба заранее не знает, где именно предстоит расставить столики.

Есть несколько мест, где элегантно одетые, но нагруженные, как мулы, люди встречаются. И только когда все в сборе, в половине девятого вечера, лидеры групп получают СМС с указаниями о том, куда направляться дальше.


Зато меню оговорено заранее, и ему надлежит строго следовать, чтобы, как в настоящем ресторане, у всех в тарелках было примерно одно и то же.

Каждый участник может приготовить праздничные блюда самостоятельно или заказать у аккредитованных шеф-поваров. Однако доставлять их к месту торжества в любом случае придется без посторонней помощи — пешком или на общественном транспорте.

Никаких такси и персональных лимузинов! Тут все равны, все одинаково шикарны, невзирая на чины и уровень дохода.

Организаторы уверяют, что даже для Президента Франции, если вдруг он решит поучаствовать в Белом Ужине, не будет никаких привилегий. Его, конечно, примут радушно, но тележку с едой, посуду, кресло и столик глава государства вынужден будет тащить на себе из Елисейского дворца.

Забавно...


Можно было бы предположить, что трудности сделают затею малопривлекательной, что через годик-другой игра в ресторан надоест взрослым дядям-тетям и они увлекутся чем-нибудь другим.

Ан нет — Ужин в белом проходит уже в течение тридцати лет, и число его участников неуклонно растет. Нынче даже был побит исторический рекорд — 17 000 человек на одной парижской площади.

Но и это не предел: как любое модное поветрие, элегантный пикник стремительно завоевывает новые города и страны. Канада, США, Мексика, Китай, Россия... География все расширяется. Общемировой счет поклонников игры уже перевалил за сотню тысяч.


Как же так? Почему, когда одни выходят на демонстрации протеста против темного, беспросветного будущего, другие демонстрируют благополучие и добиваются успеха, ничего не требуя взамен?

— Все дело в светлом взгляде на жизнь, в естественном стремлении к радости, счастью, празднику. — считает Франсуа Паскье.

Люди устали он негатива. Поэтому, когда, раз в год, мы надеваем белое, расставляем столы и зажигаем свечи где-нибудь на набережной, мы забываем на несколько часов обо всем плохом.

Сидящие напротив кажутся нам необыкновенно красивыми.

Мы улыбаемся им, они — нам.

И в этот миг будущее становится светлее...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2018