Art--Express

В ЭТОМ ВСЯ СОЛЬ…


Лекарство и яд. Символ дружбы и повод для вражды. Бесценное сокровище, а с виду — просто грязь…

Морскую соль добывают в долине Луары, на болотах.

Под ногами — липкая и топкая жёлтая глина. В руках — подобие швабры с длиннющей пятиметровой ручкой.

Бр-р-р! Ну и работёнка…



Догадываетесь ли вы, что перед нами — предел технического совершенства?

Средневекового — да. Но эти вот прямоугольные бассейны, по которым люди со шваброй гоняют воду, на деле — гигантский завод по производству драгоценных кристаллов. И двуногие существа здесь — не более чем подсобники. Основную же работу выполняют солнце, ветер и жара.



Назначить Бога главным инженером предприятия… Кто мог на такое решиться? Только монахи.

И они не прогадали: производство соли неподвластно никаким кризисам.

Курсы валют взлетают и падают. Приходят и уходят моды. Разоряются банкиры, грызутся меж собой политики… А спрос на соль есть всегда.

Даже перемены климата, от которых стонет, кажется, весь мир, солезаводчикам идут только на пользу: «урожай» обещает быть как никогда хорош.

И что примечательно, именно соль становится средством первой помощи беднягам, обессилевшим от нестерпимого зноя: крошечной щепотки, растворённой в стакане воды, вполне достаточно для восполнения дефицита натрия, магния и других необходимых организму микроэлементов.


Словом, в мудрости и прозорливости настоятелям монастырей не откажешь.

Однако и техническая смекалка им пригодилась, да такая, которую по меркам Х века можно считать истинным прогрессом.

На том месте, где в доисторические времена бушевали волны Атлантики, через тысячу лет после Рождества Христова образовался мелководный залив, почти полностью ограждённый от океана. Только маленькая дверка шириной в каких-то 500 метров пропускала солёные брызги во время прилива.

Монахи увидели в этом добрый знак: они обустроили в заливе хитроумную систему из прямоугольных бассейнов, соединённых между собой каналами. Настоящий лабиринт, попав в который, вода уже не могла выбраться назад — только испариться.


И вот тут начинаются чудеса химии. Натуральная солёность воды Атлантического океана — 25 граммов на литр. Но в результате испарения под воздействием солнца и ветра количество соли возрастает до 280 граммов на литр.

Десятикратное увеличение! Кристаллы соли буквально плавают на поверхности. Остаётся только согнать их в кучи при помощи скребков на длинных ручках, так похожих на швабры, и очистить от водорослей, пользуясь граблями (что поделаешь — мы же на болоте).

Дальнейший успех — снова миссия солнца и ветра. Горки соли сохнут, постепенно меняя оттенок.

Та, что сверху, становится белоснежной. Она мелкая, как песок, и необычайно вкусная.

Цвет соли. Белое золото. Идеальное дополнение к любому блюду. Такую соль кладут не только в мясо, но и в шоколад.

Чуть пониже — соль крупная, сероватая, с примесями глины. Она, очень богатая морскими минералами, славится своими целебными свойствами.

Лучшая подружка красавиц, с успехом применяется для косметических процедур. А если нужно, может и по хозяйству помочь: трубу, например, прочистить или сковородку отдраить до блеска.


В начале осени, когда соль хорошенько просохла, её собирают в тачки и отвозят в хранилища, где никакие дожди белому золоту уже не страшны.

Завершающий этап перед отправкой в торговую сеть — просеивание, в результате которого крупная соль отделяется от мелкой.

Все! Никакой химической обработки, как это часто бывает с обычной столовой солью. Никакого рафинирования или отбеливания, никаких искусственных добавок. Перед вами стопроцентно натуральный продукт.


Выходит, что добыча соли — ремесло тяжёлое, но очень мирное.

Ой, не скажите! Соль ведь — сокровище, а за сокровища всегда шли такие битвы, что и представить страшно…

Как только продажа соли превратилась в настоящую коммерцию, власть имущим захотелось поиметь с этого свою выгоду. В 1343 году соляной промысел стал монополией государства. А потом был введен даже налог на соль.

«Хорошо, что не на воздух» - ответили ушлые граждане и платить, разумеется, отказались.

На волне этого противостояния, там и сям стали появляться продавцы поддельной соли и контрабандисты. Первые приобретали соль по дешёвке где-то за границей, а продавали как родную — французскую. Вторые, наоборот, тайком скупали белое золото в долине Луары, потом увозили его за кордон и, поплутав немного на чужбине, привозили обратно — как заморский, импортный товар, не облагаемый налогом.

Государство, чувствующее, что его дурачат, зверело все больше.

Нелегальная торговля солью была объявлена тяжким преступлением. Деятелей, которые ею занимались, отправляли на галеры, если в момент ареста они были без оружия. А как путешествовать без мушкета или шпаги? Вооружённых же преступников ожидала смертная казнь.

Игра в кошки-мышки продолжалась аж до 1 декабря 1790 года, когда решением Национальной Ассамблеи налог на соль наконец был упразднён.


Настали новые времена, но испарились ли проблемы от жарких лучей Свободы, Равенства и Братства? Увы, нет.

В двадцатом веке лакомым кусочком для властей стала уже не соль, а земля, на которой её добывают. По соседству с лунками солепромышленников решено было построить огромный бальнеологический санаторий, где хворые туристы могли бы принимать грязевые ванны, а в свободное от процедур время осматривать окрестности и давать ценные советы странным людям со швабрами.

Кооператив, объединяющий владельцев соляных бассейнов, выступил категорически против этой инициативы и после нескольких лет борьбы своего добился: о проекте санатория забыли. Так же настойчиво пришлось воевать и с идеей постройки аэропорта.


Отчего они несговорчивы? Причину может объяснить совсем недавний случай, заставивший одного из соледобытчиков стать ещё и детективом.

В пробах соли, поступившей в крупную сеть супермаркетов, был обнаружен свинец.

Всю партию товара — а по объёму это два года работы — пришлось отозвать.

После тщательных исследований удалось выяснить, в какой именно лунке вода заражена опасным металлом. Но как он туда попал — загадка.

Хозяин участка приобрёл лунку всего пару лет назад, до этого территория была заброшенной. А почему?

Новоявленный комиссар Мегрэ ведёт бесконечные задушевные беседы с местными жителями и узнаёт, что когда-то, в конце девяностых или начале двухтысячных, неподалёку от соляных бассейнов любили развлекаться охотники.

Они соревновались в стрельбе по летящим мишеням: подбрасывали вверх тарелки и целились в них — кто точнее.

А пули-то были свинцовые, и отлетали они довольно далеко в сторону…

Несколько таких пуль (а может, всего одна?) угодили прямиком в лунку.

Трудно представить, что крошечная пулька весом в 32 грамма, сгинувшая в бесконечной водной глади, может оборвать карьеру солепромышленника, однако именно это и случилось.

Хозяин участка, обнаружив на своей территории следы охотничьих игр, вызвал нотариуса и представителя страховой компании. Страховщики компенсировали ему причинённый ущерб, а сразу после этого было написано заявление о прекращении предпринимательской деятельности.

Что делать новому владельцу участка? Ему теперь предстоит сменить костюм детектива на снаряжение для осушения болот: из злополучной лунки придётся откачать всю воду. Потом нужно найти и выловить коварную пулю, убрать окружающую её глину, наполнить очищенный бассейн свежей водой и опять провести замеры количества свинца.

В общем, в жизни все куда сложнее, чем может показаться. Соляной промысел зависим и от безумств властей предержащих, и от капризов погоды. Дожди, ураганы и элементарная человеческая глупость могут свести на нет результаты многомесячного труда.


Получается, добытчиками соли становятся от безнадёги и отсутствия выбора?

А вы спросите об этом у кого-нибудь из новых владельцев соляных бассейнов.

Их на свободные места набирают по конкурсу. В среднем, 60 человек на 5 вакансий, то есть, 12 претендентов на каждый свободный участок.

Среди счастливых победителей состязания — люди разных профессий, в том числе — программист, разработчик интернет-магазинов и торговых площадок, забросивший своё суперприбыльное ремесло ради бескрайнего неба, свежего морского ветра и щедрого солнца.

Согласится ли он променять крупицы белого золота в ладонях на душный офис, натянутые улыбки коллег и нескончаемую погоню за деньгами?


- Да ни за какие коврижки!!!

Вот.

И в этом вся соль.








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2018