Art--Express

НЕ В СВОЕЙ ШКУРЕ
музей в ожидании человека

Поводом для сегодняшних размышлений о судьбах мира стала выставка, проходящая в парижском Музее человека. Она посвящается кожному покрову.

Бесчисленные световые панно, инфоматы и видеопроекторы рассказывают о том, какую важную роль выполняет кожа, как она защищает нас от агрессивных воздействий внешний среды, а также о том, как мы можем спасать и лечить этого верного друга.

В общем, всё как надо. Нет ни малейшей причины возмущаться, лезть в драку или даже просто высказывать спорные идеи.

Но уж больно многозначительным оказалось сочетание: человек, музей, «шкурный» интерес…

Сдержаться, простите, не получилось…


ВСТАНЬТЕ, ДЕТИ, ВСТАНЬТЕ В КРУГ…

Были времена, когда посещение музеев считалось уделом пенсионеров и старых дев. Нынче ни тех, ни других в стенах культурных учреждений не сыскать.

Старые девы, как особый психологический тип — любознательный, чувствительный, но чрезмерно экзальтированный и наивный, — давно исчезли с лица земли: их нет не только в музеях, а вообще нигде.

Стиль жизни вышел из употребления. Следовательно, обсуждать эту разновидность Homo sapiens не будем.

Иное дело пенсионеры — люди искушенные и опытные. Они всегда интересовались наукой, с завидной регулярностью посещали новые экспозиции. Отчего ж теперь их можно заманить в музеи разве что в качестве сопровождающих для пятилетних внуков?

А вы представьте прогулку такого опытного человека по той же выставке, посвященной коже.

Вот три анимированных картинки, показывающих, что с возрастом на коже человека образуются морщины. Перевалив за полувековой рубеж, вы всё еще ничего об этом не слышали?

Вот целая стена, демонстрирующая различия в оттенках кожного покрова в зависимости от географической зоны. У жителей Африки кожа темная, у северян — светлая, в Китае — желтоватая. Для вас это тоже открытие? Тогда приложите к стене руку и постарайтесь угадать, к какой расе вы принадлежите.

Вот видеоролик, рассказывающий о том, из чего состоит кожа и какую функцию выполняет каждый слой. Вы пропускали школьные уроки биологии? Что ж, добро пожаловать!

Манипулируя кнопочками меню на инфомате можно узнать, что происходит в коже, если на неё надавить или ущипнуть. А подключенный к чуду техники видеопроектор покажет, к тому же, механизмы переохлаждения и перегрева.

Венец творения — спасение пострадавшего от ожогов: нечто среднее между тестом и простенькой компьютерной игрой, где вы оказываетесь в роли доктора. А поскольку нынешние врачи, как известно, ничегошеньки не смыслят в медицине, к вашим услугам многочисленные подсказки. Смело тыкайте наугад: больной в любом случае выживет.

Есть и совсем серьезная информация. Настенное панно повествует о невероятном научном открытии: оказывается, оттенок кожи контролируют не меланоциты, а фибробласты!

Вам это интересно? Ну тогда, наверное, вы догадываетесь, что трехминутный поиск в Интернете даст куда более полные сведения, чем получасовое блуждание среди голых стен, на которые проецируют видеоролики.

Да и, по правде говоря, удобно устроившись в любимом кресле перед родным компьютером или планшетом, вы сэкономите не только время, но, вдобавок, деньги и нервы.

Почему же вы все-таки здесь? Исключительно потому, что дети — в восторге.

Хотя может быть, что малышня рада самой возможности все щупать и на все нажимать — в других «солидных» учреждениях это категорически запрещается.

Так или иначе, вам придется смириться, сказав себе, что это — общемировая тенденция. И имя ей — инфантилизация.

ДА ВЫ — ЭКСПОНАТ…

Библиотеки, музеи и прочие чуждые простым смертным заведения всегда были прибежищем для странных людей.

Инопланетяне-очкарики, говорившие на им одним понятном языке, могли часами разглагольствовать об устройстве атома, латинских идиомах или судьбе каких-нибудь глиняных черепков, найденных на океанском дне.

Теперь с этим покончено.

Пора модернизировать культуру и сделать её доступной широким массам — такая мысль пришла в светлые головы отдельных чиновников, а затем распространилась по свету со скоростью вируса гриппа.

Поначалу идея модернизации привела очкариков в восторг: вот он — прогресс! Теперь о сложных научных проблемах сможет рассуждать даже пятилетний карапуз!

Только как преподнести ему объемный и часто противоречивый материал?

Надо упрощать!

Так в музеях появились анимированные картинки, настенные панно, инфоматы и видеопроекторы.

Замечательное новшество!

Но осталось ли в просветительских учреждениях место для очкастых умников?

Увы…

Да и что им там делать? Взрослые и опытные люди ведь искали в выставочных залах настоящие экспонаты — поистине редкие вещи, которые нигде больше увидеть невозможно.

В современных интерактивных музеях они — лишние: изображение с видеопроектора гораздо удобнее направлять на девственно белую стену пустой комнаты.

К тому же, старинные вещи требуют особых условий хранения. Контролировать нужно всё: температуру, влажность, освещенность. И на всё тратиться, покупая специальное оборудование.

То ли дело — видеопроектор: воткнул в розетку, и можешь продавать входные билеты.

Конечно, сказанное относится, в первую очередь, к музеям молодым — борзо выскочившим на рынок с единственным желанием: «поиметь» побольше богатеньких туристов. Однако и в солидных учреждениях, вроде Лувра или Музея человека, новые экспозиции все чаще превращаются в череду интерактивных аттракционов с повторением избитых истин и показом псевдодокументальных фильмов, не содержащих ничего нового.

Предпочитаете смотреть видео дома? Да вы — экспонат! Идите отсюда и не выпендривайтесь!

НИЧЕГО ЛИЧНОГО…

Nothing personal, only business — секрет успеха американских миллиардеров, заработавших свои капиталы на продаже гамбургеров и спекуляциях с ценными бумагами, был унаследован ими от Отто Бермана - гангстера с мозгами гениального математика, большого любителя поиграть на скачках.

Формула удачи заокеанских толстосумов показалась учреждениям культуры чрезвычайно привлекательной.

И вот уже, принимая на работу нового сотрудника, ему говорят:

«Помните, что мы трудимся в сфере услуг. Это — бизнес. Посетитель — наш клиент.

Категорически запрещается разговаривать с клиентом на темы, выходящие за пределы его заказа. Ни в коем случае нельзя интересоваться его жизнью, здоровьем, настроением, мечтами и потребностями.

Попытка залезть в душу клиента карается штрафом. Попытка раскрыть душу собственную ведет к увольнению».

А вы ещё удивляетесь, куда подевались экскурсоводы-энтузиасты, фанаты науки, истории и культуры, ради встречи с которыми очкастые чудики были готовы ехать на край света...

Нынче музейный смотритель выполняет, скорее, роль билетера или охранника. А пройдет ещё немного времени, и это уже станет ненужным: на входе, как в метро, поставят автоматы, а за порядком будут следить камеры.

Хотите лекцию по теме экспозиции? К вашим услугам аудиогид: плеер с заранее записанным текстом, автоматически переведенным на ваш родной язык, который робот зачитает вам приятно-бесстрастным голосом.

И так — почти всюду.

Модернизация, помноженная на монетизацию, дает в итоге унификацию: сотни одинаковых музеев проводят тысячи похожих выставок, куда приходят миллионы ничем друг от друга не отличающихся людей.

Все запрограммировано заранее: слова, цифры, путь по выставочному залу и даже внешний вид посетителей.

Пример тому — казус, случившийся на входе в Версальский дворец.

Девушку-дизайнера одежды, страстно увлеченную историей и отстоявшую двухчасовую очередь, не пустили в музей из-за того, что в её облике чувствовалось явственное влияние девятнадцатого века.

Длинная юбка, элегантная шляпка, с большим вкусом сшитое пальто… Просто скандал!

Нет чтобы явиться в обитель французских королей как все — в пуховике и кроссовках…

Словом, собираясь на экскурсию, учтите: чрезмерный энтузиазм со стороны зрителей не поощряется.

Это не значит, конечно, что у умных и образованных людей нет вообще никаких шансов попасть в учреждение культуры. Тот же Музей человека активно сдает помещения под корпоративные вечеринки.

Насколько активно, можно понять, посетив сайт Музея: в меню разделу «Выставки» посвящена всего одна строчка, зато предложения съёма занимают целых семь — каждый готовый стать рестораном зал имеет собственную.

Так что, если вы согласны уплатить несколько десятков тысяч евро за право выпить кофе (или что-нибудь покрепче) любуясь фонтанами Трокадеро и Эйфелевой башней, вас примут с распростертыми объятиями независимо от того, как вы одеты.

Ну а если вы представляете какую-нибудь крупную компанию, лучше мирового масштаба, есть еще и вариант меценатства.

Тогда, в обмен на щедрые пожертвования, музей устроит вашу выставку. И неважно, что материалы банальны, а лекции — скучны. Квитанция об уплате спонсорского взноса станет для вас входным билетом в анналы истории.

Именно так случилось с выставкой про кожу — её спонсором и соорганизатором выступила компания L’Oréal.

Цель, видимо, в том, чтобы доказать: производству косметики предшествуют серьёзные научные исследования.

Это, конечно, правда. И деньги культурным учреждениям нужны — тут тоже не поспоришь. Но, если начистоту, все эти презентации-инсталляции до уровня Музея человека явно не дотягивают.

РАБЫ ИДЕИ

Пытаясь автоматизировать свою жизнь при помощи всевозможных алгоритмов, программ, процедур, кодексов поведения, мы грезили о всемогуществе.

Мечтали создать виртуального слугу: трудолюбивого, аккуратного, покорного, на всё согласного, никогда не возражающего.

А в итоге сами стали рабами.

Это особенно заметно при взгляде на культурно-просветительские учреждения: раньше они были местом, где распространялись новые знания, нынче происходящее там больше похоже на форматирование мозгов до среднего уровня.

Почему до среднего? Да потому, что со «средним» человеком, пусть даже существующим только в теории, легче работать.

Мы придумали этого «среднего», более того — сделали его своим божеством.

Мы стали служить мифу, а всё, что за рамки мифа выходит, подвергать безжалостному обрезанию.

Так может, пора остановиться?

Может, настало время признать, что универсальных рецептов успеха не существует?

Погоня за прибылью, совершенно необходимая в торговле гамбургерами или операциях с ценными бумагами, существенно снижает качество «продукта», предлагаемого культурными учреждениями.

А унификация, нетерпимость ко всему индивидуальному, вкупе с запретом на простые человеческие отношения, грозит и вовсе такие заведения убить.

Это видно как раз по настойчивым предложениям аренды помещений: как ни стараются организаторы, автоматизированные и стандартизированные выставки не дают желаемого дохода.

ВОЗВРАЩАЙСЯ — И ОСТАВАЙСЯ…

А что, если главный экспонат музеев — вовсе ни инфоматы и видеопроекторы, и даже не старинные вещи, а люди?

Что, если именно ради общения с себе подобными тянулись в музеи очкарики-инопланетяне и просто энтузиасты науки — без очков?

Их ещё можно вернуть: в отличие от старых дев, этот вид Homo sapiens пока не вымер.

Энтузиасты нашли для себя массу интересных занятий — от частных уроков и неформальных экскурсий до ролевых игр и видеоблогинга. Но как было бы здорово, если бы им позволили пропагандировать новинки науки в музейных стенах!

Дать им власть над музейной техникой.

Позволить беззастенчиво демонстрировать высокий интеллект и нестандартные взгляды.

Разрешить долгие разговоры на отвлеченные темы.

Сделать музей пространством, где чудаки и умники могли бы чувствовать себя уютно, по-домашнему.


Вот тогда и жизнь культурных учреждений, в погоне за прибылью оказавшихся не в своей шкуре, радикально изменится.


Только вообразите: музеем Человека станет каждый — АБСОЛЮТНО КАЖДЫЙ — музей.

Да, такая стандартизация пойдет им на пользу…








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2018