Art--Express

ИЗМЕНЕНИЯ БЕЗ СТРЕССА

А разве так бывает?

Разве можно остаться здоровым и вменяемым в мире, где от нас ежедневно требуют использовать только новейшие гаджеты и обновлённые программы, соблюдать новые законы, действовать по новым правилам?

Назавтра правила меняются, гаджеты устаревают, а программы, убитые очередными обновлениями, перестают работать.

Реально ли сохранить рассудок в этом дурдоме?

Жан-Поль Люган, автор книги «Изменения без стресса» уверяет, что да.


Книга ориентирована на руководителей крупных предприятий, затевающих грандиозные реформы, однако высказанные в ней идеи могут быть очень полезны и обыкновенным людям.

Как приспособиться к переменам? Почему некоторые гениальные идеи внедряются в жизнь, а другие — нет? Как управлять своими эмоциями? Интересно? Тогда помчались к новым горизонтам!

МЕНЯТЬСЯ ИЛИ…?

Начнём с шокирующего заявления, к которому вам нужно приспособиться прямо сейчас: заголовок книги лжёт — изменений без стресса нет и быть не может.

Другое дело, что на этот стресс мы реагируем по-разному: кто-то адаптируется за считанные секунды, а кто-то страдает годами. Или умирает от инфаркта, не выдержав испытания новизной.

Так или иначе, сопротивление переменам — явление совершенно естественное, присущее всем без исключения живым существам.

Происходящие в нашем организме процессы можно сравнить с компьютерными программами. Эти программы рассчитаны на выполнение той или иной задачи в конкретных условиях.

Когда обстановка стабильна, программы работают безотказно. Но если условия меняются, случается поломка: софт нужно переписать, чтобы приспособить к новым реалиям.

Иными словами, сопротивляясь переменам, мы просто экономим жизненную энергию.

Правда, «цена» изменений не всегда одинакова: чтобы попробовать новое блюдо нужно одно количество усилий, чтобы ходить на работу или в магазин новой дорогой — другое, чтобы стать начальником отдела или директором компании — третье. А теперь представьте энергозатраты, необходимые для получения медали чемпиона мира или для того, чтобы баллотироваться на выборах в президенты страны…

Если расход энергии — приемлемый, мы легко принимаем новшество. Пространство, в котором происходят такие изменения, можно назвать зоной комфорта. Если же затраты — неподъёмные, следует категорический отказ.

«Нет» может ответить мозг. Да не один — их у нас, как выясняется, целых три.

ОТ РЕПТИЛИИ ДО СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Строго говоря, называть мозгом орган, первым реагирующий на стресс, нельзя, потому что это далеко не всегда голова.

Многим знакомо выражение «медвежья болезнь» — это когда перед важной встречей неожиданно прихватывает живот. Однако есть и проявления стресса, не имеющие отношения к кишечнику. Например, жесточайший приступ кожной аллергии, из-за которого вы не можете подать руку сомнительному знакомому.

Спорить о том, где именно находится механизм, выводящий человека из строя в ответственный момент, можно долго, но отрицать его существование бессмысленно. Посему ученые решили назвать этот орган «мозгом рептилии», подчеркнув тем самым, что он задействует базовые инстинкты, свойственные всем живым существам.

Любой организм, включая вирусы и бактерии, заботится о сохранении свой жизни. Об угрозе жизни свидетельствует страх. Чтобы его ощутить, не обязательно иметь большой и сложно устроенный мозг: тараканы, комары и мухи виртуозно спасаются бегством от приближающейся опасности.

У человека страх может возникать не только в случае угрозы жизни, но и при выходе из зоны комфорта. Берегитесь, чувствительные натуры!


Второй «мозг», тоже, на самом деле, не мозг, а лишь его часть — это области, ответственные за эмоциональное мышление. Правда, находятся они всё-таки в голове, стало быть, название оправдывают.

Эти зоны заведуют ощущением комфорта, удовольствия, симпатии и антипатии.

Если вам предлагают купить новый прибор, который очень полезен, но крайне некрасив, предложение будет отвергнуто с негодованием.


И, наконец, неокортекс — участок головного мозга, ответственный за логическое мышление.

Именно здесь обитает совесть. Тут поднимаются вопросы «Правильно ли я поступаю?», «Хорошо ли это?», «Законно ли?».

Неокортекс анализирует информацию, поступающую от всех органов чувств и делает судьбоносные выводы.

Правда, делает их не первым. Сначала решение принимают «мозг рептилии» (назовем его для простоты Телом) и «мозг эмоций» (пусть от будет Сердцем).


Итак, Тело, Сердце и лишь потом — Голова: вот раз и навсегда заведённая бюрократическая процедура, через которую проходят все новшества.

Если изменение грозит опасностью, оно будет заблокировано Телом. Если прогрессивная идея не доставляет удовольствия, против окажется Сердце.

Вправе ли Голова проигнорировать решение нижестоящих инстанций? В принципе, да. Но обиженные «подчинённые» могут отомстить в самый неподходящий момент — так возникают психосоматические заболевания.

ВСЁ НИЖЕ, И НИЖЕ, И НИЖЕ...

Поведение человека, в жизни которого происходят серьёзные изменения, напоминает падение в бездну.

Вначале он отказывается от нововведений и всеми силами пытается сохранить статус кво, ведь того, что у него уже есть, вполне достаточно для нормального, комфортного существования.

Однако перемены не всегда зависят от нашего желания. Если реформы продолжаются, наступает фаза активного сопротивления.

Замедление работы, отказ от обучения использованию новых технологий, болезни — как реальные, так и выдуманные. Способов сопротивления — множество: от молчаливого бойкота до шумных акций протеста.

Особо заметим: данная стадия не просто неизбежна — она совершенно необходима. И чем грандиознее перемены, тем более ужасающим выглядит протест.

С этой точки зрения, движение «желтых жилетов» парализовавшее нормальную жизнь французов на целых полгода, свидетельствует о том, что перемены в обществе уже начались. И, как ни парадоксально, о том, что правительство всё делает правильно.

Ну а постепенный спад недовольства подтверждает ещё одну истину: бездонных пропастей не бывает.

В какой-то момент летящий вниз касается ногами твёрдого основания и обретает стабильность. Тогда наступает фаза адаптации и открытия неведомых ранее возможностей.

В этот период человек многое делает неправильно, однако он учится использовать новые технологии и достигает всё больших успехов.

Хотелось бы считать адаптацию окончательной победой прогресса, но это опасный соблазн.

Память о том, как хорошо было раньше, и сознание того, что сейчас положение дел не идеально, могут вызвать множество сомнений в необходимости новшеств. А от сомнений недалеко и до возврата к исходной точке — полному отказу от перемен.

Фаза адаптации, даже если выглядит она не так кошмарно, как бурный протест, — самая сложная. Именно в этот период человек больше всего нуждается в помощи, поддержке и понимании.

И лишь потом наступает стадия полного принятия изменений, когда возврат к прошлому уже совершенно невозможен. Только тут можно расслабиться. Или искать адреналина в новых реформах.

ПРЫЖОК В БУДУЩЕЕ

Понимание механизма адаптации к изменениям очень полезно для планирования важных событий.

Чтобы свадьба, новая работа или переезд в другой город не стали причиной болезни, важно, чтобы решение об этом не было чисто теоретическим — принятым исключительно Головой. Тело и Сердце тоже должны поучаствовать и «высказать» свое мнение.

Если сама мысль о переезде вызывает у вас приступ панической атаки — помедлите.

Посетите город несколько раз в качестве туриста: дайте Телу и Сердцу возможность освоиться на новом месте, увидеть и почувствовать, что там красиво, уютно, безопасно.

Страх не исчезает? Откажитесь от затеи — это не для вас.

Однако и в том случае, когда все части вашего «Я» согласны принять новшество, не стоит рассчитывать, что изменения пройдут идеально гладко.

Фаза сопротивления непременно будет. И период адаптации — тоже.

То, что теоретически выглядит как движение вперед или вверх — прыжок в светлое будущее, — на деле ОБЯЗАТЕЛЬНО окажется падением.

И лишь достигнув дна пропасти, а затем с силой оттолкнувшись от него, вы сможете не просто выпрыгнуть из ямы, но взлететь — подняться на новый уровень. Только тогда и наступит прогресс.

На примере переезда, не стоит рассчитывать, что на новом месте жительства у вас сразу же появятся друзья. Напротив, вас часто будут отвергать, отталкивать как чужака. И это совершенно естественно.

Чувствовать себя одиноким и никому не нужным в чужом городе, а тем более — в чужой стране, — вполне логично. Это фаза сопротивления переменам.

Чтобы поскорее перейти к адаптации, не цепляйтесь за прошлое, не тешьте себя воспоминаниями. Вместо этого постарайтесь сделать чужой город своим: отыскивайте красивые места и магазины с выгодными ценами, заводите полезные знакомства, учитесь, развлекайтесь, получайте удовольствие.

ПРЕДСКАЗАТЬ УСПЕХ

Допустим, вы — руководитель, решивший внедрить в компании прогрессивную идею. А может, изобретатель, программист, дизайнер или продавец новой техники. Реально ли угадать, будет ваше предложение принято на «ура» или с вами не станут даже разговаривать?

В принципе, это несложно. Если идея не таит в себе никакой опасности, выглядит красиво, а действия, необходимые для её освоения, не выходят за пределы зоны комфорта, шансы услышать «да» весьма велики.

Когда же речь идет о настоящей революции, сколь бы соблазнительными ни были её плоды, знайте: у вас обязательно будут противники. И чем амбициознее проект, тем внушительнее будет выглядеть клан оппозиции.

Ещё один важный фактор — ваш авторитет среди людей, жизнь которых вы собираетесь реформировать.

Если вас уважают, это плюс. Когда же рационализатор — посторонний человек, слово которого ничего не значит, рассчитывать на понимание не приходится.

Третий ключ к успеху — союзники.

Сколь бы велика ни была ваша личная власть, справиться в одиночку вряд ли получится.

Обязательно должна быть группа единомышленников, которые согласны с вашим мнением, готовы вам помочь и уже применяют на практике технологии, которые вы продвигаете.

Четвертое: ваши союзники также должны пользоваться авторитетом. При этом, они обязаны вести себя не как начальники-бюрократы, а как чуткие педагоги-наставники.

Именно им придётся выслушивать жалобы, показывать, как правильно, и учить подчиненных исправлять ошибки.

Если такой группы нет, проект может провалиться в самом начале фазы адаптации.

Другая причина, по которой всё может сломаться в этот критический момент — ваши собственные сомнения.

Если вы не уверены в нужности и полезности своего изобретения, на пороге реформ эту неуверенность можно скрыть. Однако всё тайное когда-то становится явным. Малейшее проявление слабости в фазе адаптации грозит свести на нет предыдущие усилия.

Хотите добиться цели? Поверьте сами в то, к чему призываете.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ СТРЕСС!

Изменения — процесс сложный и потому болезненный. Но его можно сделать более приятным.

Как? Во-первых, нужно ставить перед собой реальные цели.

Если вы хотите без всяких усилий получить олимпийскую медаль или Нобелевскую премию, вашей мечте точно не суждено исполниться. И это станет поводом для пожизненного самоедства.

Во-вторых, следует отличать результат от прогресса.

В чём разница? Представьте спортсмена, который пробегает стометровку за 15 секунд. После упорных тренировок он преодолевает ту же дистанцию за 14 секунд. Это и есть прогресс.

Результат же может быть довольно средненьким, учитывая что во время соревнований наш бегун приходит к финишу двадцать восьмым из шестидесяти участников.

Когда вы зациклены на результате, депрессии не миновать, а она неизбежно будет способствовать ухудшению будущих результатов.

И наоборот, если радоваться прогрессу, праздновать каждое достижение, пусть даже малюсенькое, шансы на успех значительно повышаются.

Чем больше вы радуетесь, тем легче адаптируетесь к изменениям.


А ещё, умение приспосабливаться к переменам — залог долголетия. Именно это ценное качество, а вовсе не какая-то особенная диета, объединяет счастливчиков, приблизившихся к вековому юбилею.

Они пережили войны и революции, богатство и бедность, славу и забвение.

Стресс изменений превратился из их врага в союзника и тренера.

Если хотите, он поможет и вам.

Вперед?








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2019