Art--Express

КРАСОТА НА ТАРЕЛКЕ

– «Кулинарный стилист»? Ну вы и загнули!

Стилист — это ж парикмахер. Или визажист. В крайнем случае, помощник модельера одежды. На кухне-то ему что делать?

– Не «ему», а «ей» — кулинарными стилистами, как правило, работают женщины.

Повара мужского пола обычно больше заботятся о вкусе блюд, а для девушек самое главное — чтобы было красиво. Поэтому при подготовке важных мероприятий шефы-мужчины частенько зовут на помощь кулинарных стилистов.



Незаменимы услуги дизайнера и для издания книги рецептов, публикации в престижном журнале или съемки видеоклипа.

– То есть, стилист сервирует стол?

– Не только. Одной лишь посуды недостаточно.

Красивыми должны быть и само блюдо, и убранство стола, и вся окружающая обстановка.

Да не просто красивыми — нужно чтобы у зрителя слюнки текли при одном взгляде на фотографию.


Стиль начинается со вкуса, поэтому декоратор работает рука об руку с персоналом кухни. Они вместе изобретают новые блюда, придумывают дизайн тортов, размышляют о том, из какого материала должны быть сделаны креманки, чтобы мороженое подольше не таяло и сохраняло соблазнительную форму.

В идеале, кулинарный стилист — это повар. Притом, очень опытный. Просто придумать некий образ мало: надо еще и понимать, послушаются ли вас продукты, будут ли они вести себя именно так, как вы этого хотите?

Несведущий в кухонных делах дизайнер может, к примеру, потребовать, чтобы суп выложили на тарелку горкой. Кулинарный стилист подтвердит: идея не так уж безумна — суп ведь можно превратить в желе или сделать из него кубики льда. Но вот вопрос: будет ли это вкусно?


Наш художник обитает сразу в двух вселенных: в мире радостей для желудка и в пространстве, где удовольствие получают глаза. Совместить то и другое — непростая задача. Стилист обязан и аутентичный рецепт сохранить, и блюдо эффектно преподнести.

А как быть, если ингредиенты простые, ничем не примечательные? Надо суметь из любого набора продуктов сделать шедевр. В этом плане, кулинарный стилист похож на ювелира, превращающего невзрачные стекляшки в роскошные украшения.

Кроме того, нужно уметь останавливать время — хотя бы на часок-другой, чтобы фотограф успел все заснять. Как такого добиться, не меняя рецепта, — большой вопрос.


Однако и это еще не все. Порою важен не только результат, но и сам процесс приготовления: так бывает, когда какое-нибудь издание заказывает статью с иллюстрациями или видеоклип. Здесь кухонный декоратор становится одновременно журналистом-репортером, действующим лицом и сценаристом.

Важен каждый жест, поэтому все продумывается заранее. Время рассчитывается с точностью до минуты.

Немыслимо испортить блюдо, пережарив его или, наоборот, недостаточно подрумянив. Вот где ценен многолетний поварской опыт!

А крем для пирожных? Одно неверное движение — и все пропало! Тут стилист — как цирковой акробат без страховки.


Заметьте, пока что речь шла только о кулинарных выкрутасах: про посуду-то мы забыли!

Тарелки, бокалы, вазы, ложки, вилки, ножи, скатерти… Все это стилист покупает сам — и в немалых количествах, ведь обстановка каждой фотосессии должна быть уникальной.

Одна из девушек, избравших кулинарный дизайн своим ремеслом, признается: «В моем гараже хранятся сотни разных тарелок и десятки скатертей — в квартиру это богатство уже давно не помещается».

И если любой благоразумный человек скажет: пора остановиться, перестать покупать посуду, стилист в ответ только усмехнется. Дизайнеру останавливаться нельзя. Мода, в том числе кулинарная, — скоротечна, а профессионалы всегда должны быть на гребне волны.


– А где учат специальности кулинарного стилиста?

– Нигде. Художником нужно родиться.

Кто-то приходит в профессию прямо с кухни — побыв некоторое время поваром или кондитером.

Это — идеал. Рецепты от такого шефа воистину вкусны, но довольно сложны для исполнения. Их публикуют не столько для того, чтобы новички пытались приготовить блюдо у себя дома, сколько для подтверждения блестящей репутации ресторана, в котором шеф работает.

Есть стилисты от журналистики. Их сила — в умении колдовать над текстом.

Хороший журналист может даже самый головоломный рецепт объяснить простым языком. Прочитав статью, вы сразу же захотите взяться за стряпню.

Но имейте в виду: обещанный волшебный результат не гарантирован — мало кто из журналистов пробует блюда, о которых пишет.

– Ай-ай-ай! Стыд-то какой!

– Погодите браниться: есть еще стилисты-фотографы. Для тех вообще важен только цвет и свет.

Вот на кого стоит обрушить свой гнев: бессовестный фотограф запросто может преподнести горчицу под видом крем-брюле, а вспененный стиральный порошок — вместо молочной пенки на кофе.


Потому и говорим мы о врожденных склонностях. Быть просто фотографом недостаточно — нужно уметь и любить готовить.

Приобщиться к кухонным премудростям с самого детства. Уметь накрывать на стол. Получать удовольствие от красивого убранства и вкусной пищи. Радоваться возможности угостить друзей и поделиться хорошим рецептом.

Щедрость души — незаменимое качество: хотя кулинарный стилист часто работает в одиночестве, профессия тесно связана с общением.

Кроме того, нужно уметь приспосабливаться к жестким редакционным графикам. Изобретать что-то новенькое, когда начальству срочно нужен материал, чтобы заткнуть очередную «дыру». Мириться с задержками публикаций и нестабильными гонорарами…


– А сколько зарабатывает кулинарный стилист?

– По правде говоря, не слишком много.

Наиболее удачливые умудряются поучаствовать в двух фотосессиях за месяц. Результат каждой — 5-7 фотографий ценой в несколько десятков евро. Все расходы — за свой счет.

В общем, крохи. Поэтому серьезной, самостоятельной профессией дело кулинарного стилиста никто не считает. Это, скорее, полезное хобби.


А еще — игра.

Вот чем похвасталась девушка-стилист, участвующая в телевизионном кулинарном шоу:

«С самого детства, еще когда мне не разрешалось прикасаться к настоящим продуктам, я любила играть в кухню. Ну и, конечно, всегда мечтала попасть в телевизор.

Детство давно закончилось, а я, по-прежнему, целый день играю.

Вокруг камеры.

И мне, к тому же, за это платят…


Кла-а-асс!!!»








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2019