Art--Express

УСТРОИТЕЛЬНИЦЫ СЛАДКОЙ ЖИЗНИ

Они — самые дисциплинированные горожанки: забастовок не организуют, начальство не критикуют, повышения зарплаты не требуют.

Впрочем, это понятно: работают исключительно на себя. Хоботком, лапками, крыльями, а порою и головой — утрамбовывая в сотах воск.

Миниатюрные домики для полосатых красавиц становятся модным атрибутом парижской жизни: обзавестись ими рады музеи, министерства, крупные компании. Видимо, в назидание сотрудникам, которые относятся к производственному процессу с гораздо меньшим энтузиазмом.

Однако не стоит думать, что мохнатых малюток так уж просто приручить — поставил на крыше улей, и готово.

Пчелки, конечно, скромницы и труженицы, но отнюдь не рабыни. Если жилищные условия придутся им не по вкусу, весь рой — а это несколько десятков тысяч особей — покинет вас при первом же удобном случае.

И не питайте иллюзий насчет сладкой жизни: будни пчел — отнюдь не сахар.

Это — чистый мед, для добычи которого требуются колоссальные усилия.


МЕГАПОЛИС ИЗ ВОСКА

В пчелином городе, как и у людей, есть свои промзоны, детсады, спальне районы для рабочих, магазины и престижные кварталы для избранных.

Но располагаются элитные дома вовсе не в центре — там слишком много шума и суеты, а граждане, точнее, гражданки с привилегиями должны полноценно отдыхать.

Королевы как-никак.

У них и планировка квартир совсем другая — не стандартные шестиугольники, как у рабочих пчел, а просторные апартаменты в форме капли.

Такие соты строятся по краям улья — подальше от входа. И да, их может быть несколько. Однако пчеломатка, царица улья, все равно одна.

Кто она вообще такая и откуда берется?

РОДИТЬСЯ КОРОЛЕВОЙ

Тот факт, что едва вылупившееся из яйца существо — еще даже не пчела, а всего лишь личинка — может быть царицей, становится очевидным примерно на третий день.

У юной красотки очень большое брюшко — гораздо больше, чем у всех остальных.

Такое брюшко может вместить много сперматозоидов, что позволит отложить достаточно яиц, вывести много здоровых личинок, а следовательно, обеспечить улей свежими рабочими лапками и хоботками.


Пчеломатка — единственная дама в улье, которой позволяются сексуальные отношения с мужчинами — трутнями. Живет она четыре-пять лет, в то время как рабочие пчелы буквально сгорают на работе.

Продолжительность жизни обычной труженицы, появившейся на свет весной — около полутора месяцев. Чуть большее везение выпадает на долю девушек, родившихся осенью: зимой население улья отдыхает. Но как только начинает пригревать солнце, осенних неженок отправляют за нектаром.

А ведь чтобы произвести всего один грамм меда, пчеле нужно совершить около семидесяти полетов, порою очень дальних — на многокилометровые расстояния. Этот каторжный труд убивает мохнатых красавиц за несколько недель.

Однако королеве улья унылая смерть от истощения не грозит: ее ожидают просторная квартира, прислуга и хорошее питание. Всю свою жизнь пчеломатка будет употреблять только маточное молочко — изысканнейший деликатес, о котором другие жители улья даже мечтать не могут.


Как только няньки, ухаживающие за личинками, определяют, что брюшко малышки достойно королевских почестей, ее немедленно переселяют из стандартной ячейки в шикарные апартаменты.

Ну а если толстушек родится несколько?

Все они на некоторое время переедут в элитные дома. Но потом все равно случится неизбежное: вопрос первенства решит конкурентная борьба.

Царицей улья станет лишь одна из дам — та, которая сумеет убить соперниц и выжить после полученных в битве травм.

ТЫ ТОЛЬКО СВИСТНИ…

Самцов в пчелином сообществе мало, но это не смущает полосатых тружениц. Чем меньше бездельников приходится содержать, тем больше еды достается честным гражданкам.

К работе трутни непригодны: они слишком большие, неповоротливые, и у них совершенно не развиты органы, необходимые для сбора меда.

Единственное назначение этих увальней — осеменить королеву, поэтому им предоставляют просторное жилье и кормят, как на убой.

А чтобы трутней не было слишком много, пол личинок программируют заранее. Достигается это за счет размера ячеек в сотах.


В принципе, яйца способна откладывать любая пчела — не только королева. Однако девочки — ценнейшие трудовые резервы улья — появляются лишь из тех яиц, которые осеменены сперматозоидами трутней.

В большом животе пчеломатки яйца буквально плавают в семенной жидкости, но контакт со сперматозоидом не гарантирован на сто процентов.

Чтобы увеличить шансы на успех, ячейки, в которые матка откладывает яйца, делаются очень тесными. Царица трется брюшком об ограждение, пространство внутри живота сжимается, и вот она — желанная встреча.

Если же квартира для личинки — просторная, трения нет. Тут можно с почти полной уверенностью сказать: будет мальчик.

Выходит, что представители «золотой» молодежи — трутни — рождаются, как правило, в элитных районах. Для рабочих кварталов такие случаи — большая редкость.


Трутни живут одной мечтой — они грезят о встрече с королевой. Хозяйка улья об этом знает и заранее планирует брачную церемонию.

Как только начинает пригревать весеннее солнце, пчеломатка вылетает из улья одна и исследует окрестности, чтобы составить маршрут движения свадебного кортежа.

Через пару дней после этой прогулки она издает резкий свист, вибрируя перепонками крыльев, и вновь покидает улей — на этот раз в сопровождении всех имеющихся в наличии мужчин.

Кому-то из них удастся осуществить свою мечту — осеменить царицу улья. Если брюшко красавицы очень большое, таких счастливчиков может быть даже несколько.

Увы, опьянение страстью длится недолго: во время акта любви у самца отрывается половой орган. А поскольку подобная травма несовместима с жизнью, одноразовый муж королевы вскоре погибает.

Ну а ошарашенные происходящим трутни, которым не довелось вкусить плотских утех, возвращаются в улей. Рабочие пчелы будут до самой зимы досыта кормить их свежим медом — видимо, в качестве компенсации нанесенного морального ущерба.

Впрочем это — только иллюзия счастья. Тунеядство в пчелином государстве карается смертной казнью.

В начале зимы, когда будет введен режим строгой экономии ресурсов, ставших обузой трутней без малейшего сожаления выбросят на мороз.

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ — ВЫБИРАЙ НА ВКУС

После свадьбы для королевы улья наступает время трудов праведных. Нужно отложить много — очень много! — яиц: от шестисот до двадцати тысяч.

Количество потомства зависит от породы пчеломатки, ее комплекции, а также от щедрости супружеских ласк трутней. Но даже при скромных результатах кладка яиц — процесс довольно утомительный.

В одиночку с такой работой не справиться, поэтому королеву сопровождает медперсонал.

Эти пчелки чистят и подкармливают госпожу, когда та устает, а также принимают яйца, убеждаются, что приплод хорош, и запечатывают воском ячейку, в которой помещается яйцо.


Отныне это — ясли. И скоро в каждой восковой кроватке начнут происходить изменения.

Из яйца выведется крошечная личинка, червячок. Постепенно взрослея, она обретет крылья. Прямо, как бабочка…

Нет, даже лучше, намного лучше! Помимо крыльев, молодая пчелка получит большие зоркие глаза, похожие на превосходно ограненный бриллиант; хоботок для сбора нектара; шесть лапок, две из которых оснащены мешочками для транспортировки пыльцы; да еще и жало для защиты от врагов. Превосходная экипировка!


Пока личинки растут, они находятся на попечении нянек-кормилиц, которые питают их маточным молочком. Впрочем, детство в улье заканчивается быстро: уже через три дня будущих рабочих пчел переводят на гораздо более скромный рацион. От этого они становятся стерильными — неспособными откладывать оплодотворенные яйца.

О любовных глупостях труженицы даже не помышляют. Зато они с увлечением осваивают новые профессии.


А занятий в улье — множество. Вот, например, строительство.

Пятьдесят тысяч квартир, сооруженных из воска и отделанных прополисом.

Все — своими силами. У пчел есть специальные железы, которые вырабатывают воск. А прополис они делают из липкой смолы, собранной из нераспустившихся почек деревьев.

Прополисом укрепляют стенки, выстилают пол жилищ, заделывают щели.

Чтобы в улей не проникли враги — крысы, например, — входные отверстия делают совсем крошечными и обмазывают со всех сторон прополисом.

В такую дырочку крыса пролезть не может, а вот прилипнуть к прополису — это запросто.

В итоге, агрессор ретируется с громким возмущенным писком. Но на шестиэтажный крысиный мат пчелы внимания не обращают — это наименьшее из возможных зол.


А еще в улье есть разведчицы.

Ранней весной они обследуют окрестности и выясняют, где находится больше всего растений-медоносов. От сообразительности и хорошей памяти этих девушек зависят сытость и благополучие всего пчелиного сообщества.

Если условия жизни не пасеке — не очень благоприятные, разведчицы присматривают для пчелиного роя новое жилье: хороший, удобный куст, дерево с дуплом, пустотелый камень, старый камин, дымоход, брошенный кем-то ящик…

Бывают и очень деликатные миссии. Если царица улья уже стара и не дает хорошего потомства, а достойных конкуренток нет, может встать вопрос о воссоединении с другим роем.

Но каким именно? Чтобы все разузнать и сделать правильный выбор, разведчице предстоит проникнуть в соседние ульи, а это совсем не просто.


На пути у шпионок встают бравые девицы — охранницы, пограничницы, контрразведчицы.

Каждую входящую в улей ожидает тщательный досмотр. В первую очередь, это нужно для того, чтобы не пускать в пчелиный город ос, которые работать не любят, но горазды полакомиться свежим медком. Однако и пчелам, если они принадлежат к другим роям, вход воспрещен.

Впрочем, хитрые разведчицы знают: чтобы войти в чужой улей, нужно принести с собой немного цветочной пыльцы. Это очень ценный продукт, который трудно добыть. За такую взятку вас пустят куда угодно.


Пыльцой, смешанной с медом и водой, кормят личинок. Приготовлением этого блюда занимаются повара.

Взрослые пчелы питаются исключительно медом. Принесенный в улей нектар попадает на склады, где постепенно созревает, превращаясь в золотистое сокровище.

Зимой, когда растения не цветут, а значит, насытиться частью только что собранного нектара нет возможности, пчелы вынуждены идти за медом в прикрепленный к складам магазин.


Бывают у пчел и совсем прозаические специальности: уборщицы, например.

Впрочем, они не только порядок наводят, выбрасывая вон случайно занесенные в улей веточки и всякую грязь, но и мертвых хоронят.

А когда надо, могут и киллерами поработать — если бездельники-трутни слишком много о себе возомнят.

Еще бывают пчелки-вентиляторы: эти создают в улье хорошую погоду, изо всех сил размахивая крыльями.


А кем бы хотели работать вы?

Вентилятором? Уборщицей? Пчеломаткой, откладывающей 20 000 яиц?

Или дегустаторшей кофе и пирожных? Болтательницей ерунды? Флиртовщицей высшего разряда?


Тогда оставайтесь человеком —
— в сладком пчелином мире таких профессий нет.








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2019