Art--Express

РАБЫ? ГОСПОДА? МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ?
есть ли жизнь рядом с роботами?

Электронный мозг завоевывает планету. Пылесосы, дроны, медсестры, секретари и даже телеведущие — кажется, роботы уже повсюду.

Стоит ли людям бояться конкуренции? Может ли роботизация мира таить в себе какие-то опасности? Как нам сосуществовать с новыми «братьями меньшими»?

Обо всем этом предлагает порассуждать выставка, устроенная в крупнейшем специализированном музее Франции — Городке науки и промышленности.



А роботы ли они?

Странные существа, логику которых невозможно понять, всегда вызывают страх. Привидения, лесные духи, оборотни — список можно продолжать бесконечно.

Однако за привидение в темноте запросто можно принять куст или болтающееся на веревке белье. Точно так же, не все, что нам кажется роботом, на самом деле им является.

Чтобы разглядеть пугающего монстра поближе, при свете дня, попробуем его описать.

Прежде всего, робот — это механизм, который осуществляет движения в пространстве при помощи разного рода моторов.

Таким образом, все, что не существует в реальности, роботом считаться не может: ни телеведущие, которых мы видим только на экране, ни чатботы, ни виртуальные ассистенты.

Это всего лишь компьютерные программы, которые воспроизводят текст, заранее подготовленный людьми. Никаких самостоятельных решений они не принимают и с внешним миром не контактируют, хотя порою изо всех сил это изображают.

А ведь именно способность взаимодействия и является вторым отличительным качеством настоящего робота.

Для этих целей он оснащен множеством датчиком: одни позволяют узнавать о том, что происходит вокруг, другие оценивают состояние самого робота.

С данной точки зрения, марсоход и «умный» пылесос — близкие родственники: оба видят препятствия и умеют их объезжать, а в случае поломки или разрядки аккумулятора подают сигнал хозяину.

И наконец, электронный мозг — компьютер, расположенный внутри корпуса робота. Он обрабатывает поступающую от датчиков информацию и принимает решения о дальнейших действиях.

Вот здесь есть о чем поспорить. Если дрон совершает полностью автономный полет, это, без сомнения, робот. Когда же оператор дистанционно дает указания: повернуть, приблизиться или отдалиться, сделать снимок, рейтинг гаджета заметно снижается. Он становится всего лишь инструментом. Пусть и высокоточным, но все же менее «умным» чем робот-пылесос.


Итак, в основе своей, робот — машина. И не стоит думать, что попытки создания таких механизмов — достижение исключительно двадцать первого века.

О перспективах автоматизации тяжелой работы размышлял еще Аристотель. А первыми аппаратами, самостоятельно взаимодействующими с окружающей средой, можно считать ветряные мельницы.

Не зря Дон Кихот с ними дрался: смелый рыцарь был абсолютно уверен, что эти монстры — живые существа. Логично: мельницы выполняли сложные и трудоемкие задачи практически без участия человека.

Несколько веков спустя, в эпоху Просвещения, пришел черед роботов человекообразных. Движущиеся куклы умели говорить, писать, играть на музыкальных инструментах. Однако со временем эти дорогие игрушки были забыты.

Наступила пора механизмов более серьезных. Джеймс Уатт изобрел паровую машину. А когда в обиход вошло электричество, инженерная мысль поднялась на новый уровень.

В шестидесятых годах двадцатого века на заводе General Motors появился настоящий промышленный робот, соединявший тяжелые детали автомобилей с точностью до миллиметра. А уж потом умные машины стали доступны широкой публике в виде пылесосов и стиральных машин, беспилотных автомобилей и поездов, дронов и кухонных комбайнов.

Но не только инженерам обязаны своим существованием роботы: к их появлению на свет приложили перо и писатели. Карел Чапек, к примеру, придумал само слово «робот», произведя его от чешского «робота» — «тяжелое, неприятное занятие, ярмо». А Айзек Азимов предложил законы робототехники — правила, которым машины обязаны неукоснительно подчиняться.


Как делают роботов? Это можно увидеть на выставке. А можно и самому попробовать.

Для начала, следует понять, какую миссию вы роботу доверите.

Существует множество областей применения умных машин: научные исследования, медицина, сельское хозяйство, уход за домом, развлечения. В каждой из этих сфер роботы совершенно не похожи на своих собратьев, занятых другими делами. У них и внешний вид, и «начинка», и программное обеспечение — совсем разные.

Скажем, глубоководный аппарат, изучающий жизнь рыб, обязан уметь плавать, а все его механизмы должны быть надежно защищены от воды. Трактору это ни к чему, зато ему требуются специальные колеса — совсем не такие, как у автомобиля, — чтобы передвигаться по вспаханному полю.

А вот роботу, развлекающему публику на выставке, больше подойдут две руки и две ноги, чтобы он был похож на человека. Хотя можно и внешность какого-нибудь зверя ему придать — так будет даже интереснее.

От того, как должен двигаться робот зависит, какие моторчики будут использоваться. А то, в каком пространстве он перемещается, определяет тип необходимых датчиков.

В некоторых случаях будет вполне достаточно одной или нескольких видеокамер. В других могут понадобиться GPS-навигатор, термометр, барометр и прочие сложные приборы.

Будет ли робот перемещать объекты и каким образом?

Для этих целей могут пригодиться руки, похожие на человеческие. Но порою лучше оперировать щипцами или щупальцами, как у краба. К некоторым предметам можно присосаться с помощью вантуза. А всякие металлические штуки легко двигать, орудуя мощным электромагнитом.

С деталями определились? Теперь надо решить, в каком порядке разместить их внутри корпуса робота и как между собой соединить, чтобы компьютер принимал сообщения от датчиков и командовал двигателями.

Да не просто командовал — его указания должны выполняться. Если детали соединить неправильно, робот может оказаться ленивым и непослушным.

Завершающий этап: написание программы. Следует объяснить роботу, на понятном ему языке, что делать в той или иной ситуации.

«Если впереди препятствие, нужно

- проверить, есть ли слева свободное пространство;

- если слева от препятствия есть свободное пространство, нужно

- объехать препятствие слева;

- если свободного пространства слева нет, нужно

- проверить, есть ли свободное пространство справа...»


И так далее.

Занятие это — довольно нудное, но когда все сделано на совесть, бездушные датчики, колесики и синтезаторы речи вдруг оживают.


Еще более высокий уровень — взаимодействие между роботами. Коллективная работа — как в муравейнике или пчелином улье. И без всякого участия человека.

От перспектив дух захватывает. Но представьте, какой сложной должна быть программа, способная управлять не одной машиной, а целой группой!

А ведь такие программы уже существуют. И роботы разных видов между собой контактируют.

Однако о восстании машин автоматы даже не помышляют — в их алгоритмы такие глупости просто не заложены.

«Интерфейс человек-машина должен быть эргономичным, способным понимать желания пользователя и помогать ему в осуществлении этих желаний, ни в коем случае не причиняя вреда». Этот базовый постулат робототехники очень похож на законы, разработанные когда-то Айзеком Азимовым.

Что же касается говорящих кукол, якобы готовых заменить людей повсюду — от офисов до супружеских постелей — не забывайте, что перед вами роботы, предназначенные для сферы развлечений.

Это всего лишь шоу-бизнес. И главная задача таких машин — привлечь побольше зрителей.


Смогут ли механические клоуны в самом деле кого-то заменить? В восемнадцатом веке им это не удалось. В двадцать первом шансов еще меньше.

Вволю натешившись, человечество забудет об этих забавных игрушках.


Кто же составит нам компанию в будущем?

Настоящие роботы: умные, сильные, полезные.

Это вам любой пылесос скажет.








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2020