Art--Express

СОВОКУПНОСТЬ АТОМОВ И ЭЛИКСИР ЛЮБВИ

А все-таки сохранились еще в нашем мире сокровища!

Иногда, перелопачивая груду опусов самозванных гуру психологии, которые с умным видом пытаются втолковать очевидные вещи, находишь под этой кучей хлама нечто совершенно особенное.


Вот книга, которая вышла в свет в Париже почти сто лет назад — в 1932 году. Пьер Жане, профессор Коллеж де Франс, «Любовь и ненависть».

Переизданный в электронном виде труд был полностью набран от руки канадскими добровольцами. Из-за этого текст содержит такое количество ошибок, что каждый, кто мало-мальски знаком с элементарными правилами орфографии и спряжения французских глаголов, должен, наверное, поморщиться.

Но прочитанное так завораживает, что о многочисленных ляпах забываешь почти сразу.

И вдруг понимаешь: сама книга служит примером того, что в ней написано.

Отчего мы любим одних и ненавидим других? Как может получиться, что человек с виду неказистый притягивает огромное количество симпатий, а тот, кто, вроде бы, соответствует всем требованиям общества, не играет в этом обществе никакой роли?

Вы даже не догадываетесь? А доктор Жане умудрился не только раскрыть эти секреты, но еще и передать их в будущее с помощью канадских добровольцев.

ЭЛЕМЕНТАРНО...

Одного ученого, большого поклонника теории о том, что мир состоит из атомов, как-то спросили:

- Что такое бикарбонат натрия? Сода?
- Нет, совокупность атомов.
- А что такое пробирка?
- Совокупность атомов?
- А человек?
- Совокупность атомов.

В мире чувств тоже есть свои «кирпичики», из которых сделано все остальное. Прежде, чем рассуждать о столь сложных эмоциях, как любовь, стоит присмотреться к элементарным частицам.


Пьер Жане работал на стыке психологии — дисциплины всепонимающей, всепрощающий, ультратолерантной — и психиатрии, отрасли медицины, где любое нестандартное поведение считается опасным и подлежит лечению. За счет этого у него было много пациентов, эмоции которых можно исследовать.

Простим доктору привычку называть людей больными, тем более, что иногда он совершенно прав.


Первая базовая эмоция, о которой Жане рассказывает в своей книге, это чувство опустошенности.

Ощущение, хорошо знакомое тем, кто подвержен депрессии. Ничего больше нет: ни любви, ни ненависти, ни удовольствия от жизни, ни даже страдания.

Словно невидимая стена отделяет человека от окружающего мира, который кажется ему странным, чужим, враждебным.

Но вот, что любопытно: чисто физические ощущения сохраняются. Пациент чувствует боль, жар, холод. Исчезают только эмоции. Все происходящее подопытному абсолютно безразлично.

Но почему? Да потому, что пропадает интерес.

Именно интерес делает нашу жизнь яркой, насыщенной, наполняет ее смыслом.


А вот когда интерес есть, возникает второе базовое чувство, совершенно противоположное опустошенности: усилие.

Мобилизация ресурсов организма для достижения цели. Это и ускорение при беге, и настойчивое изучение иностранного языка, и завоевание того, кто вам приглянулся.

Усилие — всегда действие. Однако не всякое действие — усилие.

Когда вы совершенно здоровы и спокойно прогуливаетесь в парке, вы можете пройти два-три километра, не прилагая при этом почти никаких усилий. Но если решите отправиться в кругосветное путешествие, инвестиции неизбежны — как в финансовом плане, так и в чисто физическом. Для серьезных авантюр нужны серьезные тренировки.

Итак, усилие — это инвестиция, вложение энергии, состояние мобилизации, погоня за результатом.


Только будет ли бег продолжаться вечно? Вряд ли. Рано или поздно на смену усилию придет усталость.

Это ощущение, когда хочется сказать: «Все! Больше не могу!», можно разделить на два вида.

Усталость, вызванную физическим перенапряжением, правильнее будет назвать истощением. Длится оно сравнительно недолго: достаточно отдохнуть, покушать, словом, восполнить затраченную энергию, и погоню за успехом можно продолжать.

Совсем другое дело — усталость моральная, психологическая. Это уже сродни болезни, потому что человек чувствует себя разбитым и ни на что не способным даже в состоянии покоя.

Впрочем, покой этот — чисто внешний. За ним скрываются глубокие внутренние противоречия, сомнения в правильности выбранного пути.

Усталость — предупреждение, красный сигнал светофора, призыв еще раз все проверить, свести дебет с кредитом.


На фоне физического истощения интерес к достижению цели снижается — правда, немного и совсем ненадолго. А при усталости моральной он может пропасть вовсе.

Но самое главное, прекращает свое действие еще одна движущая сила — удовольствие.

Человек может упрямо, как баран, продолжать выполнять задуманное, однако без интереса и удовольствия вложение сил теряет всякий смысл.


Но не будем запугивать вас раньше времени. Усталость — всего лишь остановка, передышка. Это еще не конец.

Каким же может быть финал? Озвучим сначала плохую новость.

Это просто ужас — мы имеем в виду эмоцию.

Степень страха может быть разной — от легкого беспокойства до паники. Но в любом случае страх связан с еще одной движущей — вернее, останавливающей — силой ощущением неудачи, краха, потери.


Об успехе можно забыть.

Некоторые реагируют на это тихими, молчаливыми слезами, другие громко ругаются и ломают все вокруг. Конечно, кому ж понравится чувствовать себя болваном, который не в силах ничего сделать для исправления ситуации…

На самом деле, и молчуны, и буяны ощущают страх, беспокойство за свое будущее, боязнь совершить ужасную ошибку, которая еще больше ухудшит положение.

Вот потому они ничего не предпринимают. Страх — это полная остановка.

Что потом? Пустота…


Но бывают ведь и счастливые развязки? Конечно. Пьер Жане называет это триумфом, радостью, катарсисом.

Успех пришел, а значит, надо устроить пышный праздник. И чем дороже нам досталась победа, тем мощнее должен быть размах.

Завершение войны отмечают парадом и грандиозным салютом. После защиты диплома или удачной сделки друзей приглашают в ресторан. Ну а долгожданная встреча с «половинкой» знаменуется романтическим ужином.

Кстати, чтобы люди понимали, что такое истинный восторг, природа сделала нам подарок — соитие с любимым человеком. Но только с любимым: тот же самый сексуальный акт, совершенный по принуждению, никакой радости не принесет.


Итак, триумф. И успех — мощнейшая движущая сила. То, чего хотят абсолютно все, даже если утверждают, что ни к какому успеху не стремятся.

Впрочем, праздновать тоже нельзя бесконечно — на это никаких ресурсов не хватит.

Следовательно, триумф — остановка. Но не от безнадеги, а, скорее, от физического истощения после бурого торжества. Затем наступает состояние покоя — такое же, как у счастливых влюбленных.

Ну а потом? Потом можно гнаться за новым успехом.

КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ

Вот он — секрет любви (и дружбы — тоже): мы испытываем симпатию к тем, кто приводит нас к успеху. Или к тем, кто самим фактом своего существования помогает проявлять наши лучшие качества и таким образом достигать новых вершин.

Теперь понятно, почему принудить к любви невозможно. Насилие всегда вызывает страх и ощущение неудачи. Это тупик: о радости, которой «питается» любовь тут речи быть не может.

Впрочем, представления об успехе и радости у каждого — свои. Доктор Жане составил даже классификацию пациентов в соответствии с их амурными предпочтениями.


Потребность в подчинении — довольно частая нужда, встречающаяся не только у женщин, но и у мужчин. Человек не любит принимать решения и нести за них ответственность, поэтому ищет кого-то, кто давал бы ему указания: начальника, родителя, друга, супруга.

Это проявление детской части личности, которая, в принципе, есть у каждого. Просто, здесь она время от времени становится главной, заставляя своего владельца поступать в сложных ситуациях как ребенок.

Считать ли это болезнью? Нет. Любителю подчиняться для создания гармоничной семьи достаточно встретить любителя (или любительницу) слегка доминировать. Тот, кто привык быть главным на работе, с готовностью подставит плечо и в личной жизни.

Важно только, чтобы степень отклонения от нормы была одинаковой. Склонному подчиняться нужен не тиран, а мудрый начальник. Это значит, что оба партнера в паре психологически здоровы.


А вот случай, ставший сюжетом множества фильмов: любовь меркантильная.

Мужчина, долгие годы живший впроголодь, мечтает жениться на поварихе. Девушка из бедной семьи грезит о том, чтобы связать жизнь с сотрудником банка, потому что банк — место, где хранятся деньги…

Горемыкам невдомек, что не все поварихи хорошо готовят (посетители дешевых забегаловок это подтвердят), а у сотрудников банка бывают такие финансовые проблемы, что мало не покажется.

На самом деле, за наивной расчетливостью скрывается еще одно проявление детскости — на сей раз более ярко выраженное, чем у любителей подчиняться.

Искатель комфорта просто-напросто нуждается в родительской заботе, которой ему, видимо, не хватило в раннем возрасте.

К счастью, есть люди, для которых забота о ком-то другом становится смыслом жизни.

По правде говоря, это не совсем нормально. Такую любовь часто называют удушающей из-за крайней навязчивости «опекуна», всюду следующего за своим подопечным. Но если бедной наивной девушке повезет-таки встретить холостого банкира с сильным родительским инстинктом, они, конечно, будут счастливы.


Интересный диагноз — потребность в восхищении. Это уже совсем близко к болезни, потому что человек не может жить без похвал.

Аплодисменты требуются каждый день, каждую минуту. Совместное существование очень быстро становится невыносимым.

Можно было бы назвать таких индивидуумов самовлюбленными звездунами, но на деле они просто дети.

Внутренний Ребенок подавляет все остальные части личности. Однако это еще полбеды. Настоящая проблема — в том, что этот Ребенок очень пуглив и неуверен в себе. Ему для каждого шага нужно родительское одобрение.

Увы, слабость к похвалам очень часто притягивает мошенников, которые взамен за бурные овации отбирают у честолюбцев деньги и имущество.

Есть ли для них подходящая пара? Да. Это люди, готовые полностью забыть себя ради другого.

Чисто теоретически, они — идеальные супруги, способные осчастливить кого угодно. Но на практике обитать рядом с таким бескорыстным созданием довольно скучно: у него нет никакой собственной жизни, никаких мыслей и идей. Все существование вертится вокруг Кумира.

Впрочем, если жаждущий аплодисментов артист и восхищенный зритель все-таки найдут друг друга, обоюдный катарсис вполне вероятен.


Какие еще потребности бывают? Вот, например, жажда приключений, потребность в интеллектуальном развитии, желание сыграть в жизни важную роль, стать кем-то значительным.

Все эти стремления — вполне естественные и здоровые. Особенно, когда спрос встречается с адекватным предложением.

КЛЮЧИ ОТ СЧАСТЬЯ

«Любить кого-то, значит, переживать вместе моменты триумфа, которые порознь просто невозможны». Гениально!

В этой фразе — все: от феерических ночей до успехов покрупнее.

Если, к тому же, научиться поддерживать интерес, вовремя исправлять ошибки, на которые указывает усталость, доставлять удовольствие и с благодарностью получать его, можно считать, что формула идеальной семьи вам известна.

Ай да доктор!

Ну разве он не сокровище?!








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2020