Art--Express

Ле Корбюзье:
ЗАУРЯДНЫЙ ГЕНИЙ

Можно ли считать гением человека, чьи идеи в корне изменили мир?

Разумеется.

А если его творения почти никому не нравятся?

Ну и что? Мир уже изменился.

А значит, тот, кто сумел перевернуть Землю, обладал талантом невообразимой мощи, ведь ему оказалось достаточно одной-единственной точки опоры в череде неудач.



У теорий француза, родившегося в Швейцарии и известного потомкам по псевдониму Ле Корбюзье, немало противников.

Однако ругая его механистический подход, мы не осознаем, насколько революционным был метод, напрочь отменивший буржуазную вычурность и превративший зодчество из искусства в промышленность по производству общедоступного жилья,

Заметьте, речь вовсе не о тесных клетушках, а о просторных апартаментах с электричеством, водоснабжением, туалетом и ванной, гаражом внизу и террасой на крыше, огромными панорамными окнами и системой повторного использования сточных вод. Даже встроенные шкафы в чудо-домах были предусмотрены!

И это в двадцатых годах прошлого века…

При виде такой роскоши, предназначенной для простых рабочих, буржуи могли лопнуть от зависти, ведь электричество и вода появились у большинства французов лишь через три-четыре десятка лет. О прочих удобствах вообще умолчим — они и в наши дни считаются авангардом.

Словом, перестанем ругать, и постараемся понять, как хронический неудачник стал гением мировой величины.


Наш путь лежит в маленький швейцарский городок Ла Шо-де-Фон, где прошло детство героя. Это было на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Итак, знакомьтесь…

По правде говоря, у парнишки сложное, двойное имя и такая же непростая фамилия: Шарль-Эдуар Жаннере-Гри.

Вроде бы красиво. Однако есть в этой заскорузлой красоте что-то тоскливое.

Может, потому, что «Гри» по-французски означает «серый, неинтересный».

Будто маленький мальчик, едва родившись, стал таким же бесцветным и монотонным, как вяло текущая вокруг жизнь, в которой ничегошеньки не происходит.

Швейцария — страна безупречной точности, где все известно наперед. Никаких отклонений от нормы. Дни, бегущие один за другим, похожи, как «тик» и следующий за ним «тик» идеально настроенного механизма.

Судьба ребенка предрешена: он станет, конечно, часовым мастером, подобно отцу и деду. Да не простым, а очень-очень хорошим. Ему достанется самая творческая работа: делать гравировки на крышечках карманных хронометров. Ведь именно так, в жилетном кармене, из которого элегантно свешивается изящная цепочка, вот уже три века носят часы богатые люди.


Но — стоп! — на сломе веков, что-то, кажется, сломалось и в безупречном механизме шестеренок.

Время карманных часов прошло, им не смену идут приборы наручные, которым гравировка без надобности. Там и крышечек-то нет…

К тому же, у пятнадцатилетнего гравера сильно падает зрение: он видит только одним глазом.

В это трудно поверить, ведь совсем недавно работы Жаннере-Гри были удостоены престижной премии в области декоративного искусства. Да и архитектором стать с таким недугом было бы, наверное, очень проблематично. Однако ухудшение здоровья — веский повод, чтобы объяснить родителям: ни часовщиком, ни гравером их сын не будет.

Но кем же тогда? Может, художником? Тоже нет. Преподаватель рисунка, у которого Шарль-Эдуар берет уроки, после нескольких занятий заключает: непригоден.

Юный бунтарь терпеть не может всякие излишества, разного рода пампушки-завитушки, столь свойственные изобразительному искусству. Так где же может пригодиться его талант? Например, в архитектуре.

Будучи поистине мудрым человеком, мастер не отвергает ученика совсем, Вместо этого он рекомендует строптивца своему другу, занятому проектированием виллы.

В деревянном загородном доме простота и строгость линий — как раз то, что нужно. Заказчик доволен. А семнадцатилетний зодчий, получив свой первый гонорар, бросает школу и уезжает путешествовать по Европе, даже не предупредив об этом родителей.

Глупо? Жестоко? Ему кажется, что нет. Эмоции — это излишество. Да и аттестат об очень среднем образовании, подтверждающий получение звания заслуженной серости, ему тоже ни к чему.


Привет, Европа!

Балканы, Сербия, Болгария, Турция, Греция с ее акрополем, завораживающим своей красотой. И это еще не все! Любой архитектор должен побывать в северной Италии. Ну и в Париже, разумеется.

В столице Франции судьба сводит путешественника с соотечественником, выходцем из Швейцарии, Эженом Грассе.

Пожилой зодчий и скульптор молод душой — он новатор своего дела. Грассе ратует за использование в искусстве новых, доступных материалов, вроде цемента.

Идея так увлечет его юного коллегу, что тот останется в Париже на несколько месяцев, дабы хорошенько во всем разобраться.

У Грассе он учится, а зарабатывает тем, что выполняет чертежи для мастерской братьев Перре, которые специализируются на проектировании зданий из армированного бетона. Здесь теория сразу же воплощается в жизнь.

Успехи юноши так заметны, что его и еще нескольких сотрудников компании отправляют в Берлин в качестве преподавателей, которые должны обучать непосвященных передовым технологиям строительства.


Шикарно для европейского тура, если учесть, что путешественнику — чуть больше двадцати лет.

Но вот, в двадцать пять, вволю поколесив по городам и весям, он наконец вернулся в родную Швейцарию.

Здесь увенчанный первыми парижскими и берлинскими лаврами молодой человек открывает архитектурное бюро.

Только где взять клиентов? Можно начать с собственных родителей. Увидев, как хорош дом, они простят блудному сыну его внезапный отъезд.


При всей любви к скромности, Шарль превращает дом родителей в дворец новых технологий. Еще бы! Это ж такое поле для экспериментов! Здесь опробуются самые сумасшедшие идеи, которые сформируют стиль будущего великого архитектора.

Но от реальности не уйдешь: семье часового мастера и пианистки дворцы не по карману. Семь лет спустя вилла будет продана.

Наверное, в этом нет ничего страшного. Благодаря первому самостоятельному опыту у архитектурного бюро появляется настоящий заказчик.

А с ним приходят и реальные проблемы.

Выясняется, что строительство идет слишком долго, а расходы превышают запланированную смету. Заказ передан конкурентам.

Может, взяться за капительный ремонт местной школы? Проект с треском проваливается. Результат — одни убытки.

Тогда кинотеатр? У учреждения культуры начинает протекать крыша.

Еще один богатый заказчик? Опять превышение сметы: цены на качественные материалы стремительно растут. Такие расходы даже богатею не по карману.


Эврика! Надо мыслить глобально! Мэрии и нескольким потенциальным инвесторам предложен проект поселка, где доступные по цене дома со всеми удобствами будут соседствовать с зелеными насаждениями.

Город-сад! Ведь это же здорово! Разве нет?

Оценить проект по достоинству никто не успевает: Первая мировая война, которая до этого была тлеющим конфликтом, вспыхивает с такой силой, что об эстетике просто забывают.

В общем, заявка на мировую гениальность к рассмотрению не принята…

Но почему?!

Шарль точно знает: от должен стать знаменитым. Должен!

Только как добиться этого в серой, провинциальной Швейцарии?

Надо возвращаться туда, где его понимали и ценили — в Париж.


В Париже все делается легко: и новые компании открываются, и дружеские узы завязываются.

Художник Амадей Озанфан учит Шарля Жаннере-Гри письму маслом. А еще, они вместе собираются основать доселе неведомое направление в искусстве — пуризм: чистота линий и отказ от всего ложного, фальшивого.

Шарлю не нравится его фамилия? Он не хочет быть серым? Так в чем проблема? Всегда можно взять псевдоним. Например, Ле Корбюзье — так звали одного из предков. К тому же, это имя напоминает о черном вороне — умной и элегантной птице. Красиво…

Как добиться успеха? Тоже элементарно: надо много писать. О себе, конечно, но в первую очередь — о своих принципах. Для этого друзья начнут издавать журнал.

И вообще, надо работать над имиджем. У тебя плохое зрение? Так носи стильные очки. Хочешь быть похожим на ворона? Надевай строгий костюм с галстуком-бабочкой. Мечтаешь об авторитете? Стань преподавателем, профессором, наставником.

Раз так, значит, следует четко сформулировать свои идеи, дабы нести их будущим поколениям. Журнал для этого идеальное место.

А как же деньги? Ну, это и вовсе просто! Есть ведь братья Перре, у которых Шарль уже работал. Они с удовольствием подкинут бывшему сотруднику несколько гонораров.


Отныне наш герой идет по жизни весело. Его первая парижская фирма обанкротилась? Тут же, недолго думая, он открывает вторую — на этот раз в компании со своим двоюродным братом, который как раз приехал в Париж.

Проблемы в бизнесе, задержки строительства, недовольство клиентов и прочие «мелочи» мудрого ворона больше не интересуют.

Впрочем, есть деталь, которую окрыленный беззаботностью представитель богемы не замечает.

За видимой легкостью, с которой Амадей Озанфан берется за любое дело, кроются железная логика и надежная, как бетон, верность своим идеалам.

Когда новоявленный Ле Корбюзье, вместо того, чтобы проектировать дома будущего, начинает прожигать время в домах публичных, где пишет портреты голых девиц, Озанфан подобной смены маршрута категорически не одобряет.

Нет, совсем не о таких «птичках» он говорил, когда наставлял своего друга на путь истинный.

Дороги бывших единомышленников расходятся.


Разрыв действует на витавшего в облаках ворона отрезвляюще.

Упав на грешную землю, он наконец понимает: вот уж восемь лет прожито в Париже, самому ему под сорок, а каков же результат? Разовые частные заказы — и далеко не всегда удачные. Он строит в основном для родственников и знакомых, едва укладываясь в смету.

Где же богатство, о котором он так мечтал? Где мировая слава, о которой грезил?

Надо все начинать с нуля. И искать точку опоры в себе самом.


С этого момента Ле Корбюзье с головой погружается в работу. Он пишет бессчетное количество книг. Выдвигает на общественное обсуждение массу проектов, порою совершенно безумных, но заставляющих говорить о нем, как о революционере.

Чего стоит один план «реконструкции» Парижа, согласно которому весь центр города следовало снести, чтобы застроить освободившееся пространство небоскребами!

К счастью, были и идеи куда более здравые. Например, мысль о том, что новые архитектурные решения требуют особой мебели.

Встроенные шкафы, кожаные диваны простых форм, шезлонги, прозрачные столики из стекла и нержавеющей стали… Все это было изобретено именно тогда — в конце двадцатых годов.

К этому же периоду относятся первые серьезные заказы. Например, городок для рабочих сахарного завода неподалеку от Бордо.


Здесь строился уже не один дом, а целых пятьдесят. Все очень разные: небоскребы, зигзаги, аркады, четырехугольные звезды, дома одиночные и сдвоенные…

Небывалые конструкции с плоской крышей и огромными окнами, занимавшими почти всю стену, вызывали шок.

Внутри почти не было перегородок: вместо отдельных комнат — огромные залы. Строгий, без излишеств интерьер дополняли такие же сдержанные по форме шкафы, кресла, диваны и кухня, полностью готовая к использованию.

Главным же достоинством зданий оказалось то, что их легко можно достраивать — и вверх, и вширь — просто добавляя новые бетонные блоки.


Для Ле Корбюзье рабочий поселок становится своеобразным каталогом, демонстрирующим его талант в натуральную величину.

Еще один интересный проект — городок беженцев, занимающий всего одно здание в тринадцатом округе Парижа. Столица наконец открывает перед архитектором свои двери…

Примечательно и общежитие для шведских студентов в университетском городке: окна от пола до потолка обращены на юг, в каждой комнате есть отдельный душ и вся необходимая мебель.

Кроме того, бюро Ле Корбюзье участвует в многочисленных международных конкурсах: в Аргентине и Бразилии, Алжире, Испании, Швейцарии и Бельгии.

И даже в Советском Союзе. А почему нет? Новаторские идеи очень близки строителям социализма. Участие известного зодчего признано полезным при возведении зданий Центросоюза и Дворца Советов.


Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты Америки с серией лекций, Организует Международный Конгресс современных архитекторов.

В его ателье кипит жизнь: здесь всегда полно студентов, практикантов, художников, оказавшихся в Париже проездом, да и просто мастеров на все руки.

Даже семейное благополучие приходит: в 1930 Шарль делает официальное предложение своей давней подруге, манекенщице, которая ради него забудет подиум и светскую жизнь, чтобы стать обыкновенной домохозяйкой.

В том же 1930 году швейцарец по рождению становится гражданином Франции благодаря таланту.


И все-таки, все-таки…

Чего-то во всей этой истории из бетона, металла и стекла не хватает…

Быть может, тепла?

Определенно. Новоселы прозрачных домов жалуются: смотреть на это, конечно, приятно, но жить тут зимой совершенно нереально.

Да и летом — тоже: палящие лучи солнца превращают райский уголок в пустыню.

Стены трескаются. С потолка течет вода. Гараж пустует, потому как машин у рабочих, для которых предназначен дом, нет и быть не может.

Электричество, центральное отопление и водоснабжение обещаны, но не подведены: такой инфраструктуры пока просто не существует.

Звукоизоляция — нулевая. Да еще и любопытные соседи через гигантские окна подглядывают: никакого интима!

Достоинство только одно: это недорого, потому некоторые и соглашаются.


Дешевая роскошь — читай, серость.

Та самая посредственность, обвинений в которой Ле Корбюзье так опасался…

Что же получается? Заявка на мировую гениальность опять не дошла до высших инстанций?

Обидно…


А может, дело не в нем? Что, если титана мысли просто не поняли, не сумели оценить по достоинству?

Вдруг причина — в финансовом кризисе? Или в новой мировой войне, неизбежный приход которой становится все более явным?

Мысли путаются…

Франция скоро будет оккупирована, но ведь смену власти можно использовать в своих интересах.

Не все ли равно при каком режиме строить? Дома нужны всегда…

Ле Корбюзье пытается завязать контакты в министерствах Виши и лишь после долгих месяцев тщетных усилий понимает: бесполезно.

Это — битье головой о стену.

Бетонную, необработанную.

Стену, в которой нет ни души, ни тепла…


Так бывает: когда мы слишком сильно чего-то хотим, желанное будущее все никак не наступает. Наоборот, с нами случается то, чего мы больше всего боимся.

Но стоит чуть-чуть отвлечься, заняться чем-то другим — удача приходит сама.

Именно это и произошло в карьере знаменитого архитектора.

До тех пор, пока Жаннере-Гри боялся показаться серым, невзрачным, обвинения в посредственности преследовали его по пятам.

Он изо всех сил пытался продавать быстровозводимые дома из бетонных блоков — спроса не было.

А вот когда мастер увлекся новыми формами, плавными, округлыми линиями, полюбил асимметрию, задумался о том, как при строительстве церкви передать единство небесного и земного, его «жилые единицы» начали расходиться быстрее горячих пирожков.

Пока он хотел быть единственным и неповторимым, никто не верил в его уникальность. Но когда начал принимать в своем ателье других именитых архитекторов, да не просто принимать, а предлагать им роль полноправных партнеров, соавторов, для всех стало очевидным: Ле Корбюзье гениален.

Благодаря книгам и ученикам его идеи распространились по миру. И были приняты на «ура», потому что ученики адаптировали их к местным условиям.

После Второй мировой войны люди как никогда нуждались в новом жилье. По проектам, вдохновленным работами Ле Корбюзье, строились целые города.


И каждый, каждый, кто грезил о будущем, воображал его именно так, как великий зодчий: утопающим в зелени царством стекла и бетона.


Земля перевернулась.

Правда, точка опоры была не одна: невидимыми рычагами судьбы двигали миллионы рук.


Вот потому не стоит ругать Ле Корбюзье и обвинять его в серости:


это не он перевернул Землю
— это мы…








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2020