Art--Express

ДУХ, ДУША, ДУХИ…

Их ремесло можно считать довольно странным: зарабатывать носом — это как?

Еще более нереальной кажется идея извлекать прибыль из воздуха.

Но парфюмеры каким-то непостижимым образом умудряются упаковать приятных запах в крошечный флакончик.

А потом добавляют туда же самые сладостные воспоминания человеческой жизни.

Так какой же инструмент для них является главным: профессиональный нюх на успех или чуткая душа?


АРОМАТНЫЕ ИСТОРИИ

Назвать точную дату, когда люди начали использовать душистые вещества, не представляется возможным. Однако очень вероятна связь парфюмерии и религии. Уже в глубокой древности благовония применялись во время церковных обрядов.

Потом пришел черед медицины: ароматные травы ставили больных на ноги задолго до изобретения химических лекарств. А во время эпидемий эфирные масла оказали немалую помощь для обеззараживания воздуха в помещениях.

Наверное, по этим причинам в нашем подсознании парфюм ассоциируется с чистотой.

В средние века, когда возможность принять ванну была не у всех, с помощью духов маскировали неприятные запахи тела. Да и сейчас, держа в руках стопку свежевыстиранного белья, мы невольно восхищаемся ароматом свежести.

В общем, чудные дары природы, как и прочие жизненные блага, вроде солнечного света или дождя, долгое время были совершенно бесплатными. Однако наступил момент, когда абстрактное знание об их пользе стало превращаться в профессию.


Богатые дворяне в это время жили в замках, крупные города посещали редко. Поэтому первые парфюмеры были бродячими торговцами косметикой.

Мобильность позволяла им проникнуть в самые отдаленные земли и завязать знакомства с самыми разными людьми — от мелких помещиков до королей.

Но был в таком способе коммерции и существенный недостаток: в мешке или сундуке много товара не унесешь.

Да и на творчество времени совсем не оставалось, поэтому снадобья, продаваемые бродячими парфюмерами, были очень простыми по составу.


Иное дело — счастливые обитатели Парижа, коим повезло открыть бутик неподалеку от королевского дворца.

Затея эта была неимоверно дорогой, конкуренция — бешеной. Но мытарства окупались с лихвой.

Придворные ведь тоже соревновались: они изо всех сил старались превзойти друг друга в богатстве и красоте.

Поначалу парфюмерные бутики были скорее магазинами галантереи, где продавали всякую всячину: зеркала, веера, кружева. Но со временем умение делать обыкновенные вещи притягательными с помощью запахов было оценено столичными щеголями.


Немало способствовала росту популярности духов Екатерина Медичи. Будущая жена Генриха II приехала во Францию не одна, а в компании кудесника-алхимика, большого специалиста в области ароматов.

Правда, поговаривают, что, помимо статуса придворного парфюмера, у Рене Бианко была еще одна должность — отравитель.

Во всяком случае, некоторые не слишком любимые королевой знатные особы умирали, получив от государыни подарок — надушенные перчатки.

Впрочем, незнатные оканчивали свои дни еще хуже — парфюмер-убийца просто сбрасывал их в Сену с моста, неподалеку от которого обитал.

Видимо, в целях экономии — чтобы не тратить время и деньги на создание новых ароматов.

Здесь можно было бы воскликнуть: «О времена, о нравы!», но разумнее будет сделать другой вывод: не все, что хорошо пахнет, полезно для здоровья.


Власть неоднократно предпринимала попытки приручить алхимиков, в руках которых все могло стать оружием — даже безобидный с виду флакончик духов.

Их приглашали ко двору, осыпали почестями, но только в семнадцатом веке просвещенный монарх Людовик-Солнце решил покончить со всякого рода темными делишками.

Он отделил аптекарей от парфюмеров и постановил: считать профессионалом лишь того, кто четыре года был учеником известного мастера, а потом еще три года — его помощником. Исключительно после такой подготовки специалист по ароматам мог быть допущен во дворец.


А работы там был — непочатый край.

После открытия Америки в Европу хлынул поток специй и неизвестных ранее благовоний. Духами пользовались абсолютно все. И менять их полагалось каждый день.

Парфюм наносили не только на тело или волосы, но также на одежду и мебель. Существовали даже украшения, где аромат был не менее важен, чем размер драгоценных камней.


В общем, придворные парфюмеры купались в лучах славы и лопатой гребли деньги.

А как жилось их менее удачливым собратьям?

Трудно. Истинные художники ароматов, не умеющие локтями прокладывать путь в большой свет, вынуждены были обивать пороги расположенных в центре города бутиков.

Это был единственный способ представить свои творения публике. Но владельцы лавок кривились и потешались над оборванцами.

Одна такая встреча вошла в анналы истории.

Представьте себе бедно одетого и изможденного бесконечными переговорами мужчину, выходящего из апартаментов директора шикарнейшего магазина неподалеку от Лувра.

Квартира босса, как у всех солидных людей, находится на втором этаже. А внизу, на первом, кишмя кишит публика, жаждущая модных новинок.

Раздосадованный очередным «нет», парфюмер поднимает над головой флакон духов и… с размаху бросает его вниз.

Грохот, осколки, женский визг…

Что потом? Скандал?

О, нет! Дамы интересуются: где можно купить такой парфюм.

На следующий день в магазине продано пятьдесят флаконов. Через неделю — пятьсот…


С тех пор духи заняли почетное место на полках модных бутиков. Но надо отметить, что случилось это благодаря размеру флакона.

Тогда, в середине девятнадцатого века, парфюм разливали в емкости чуть меньше бутылки вина. Поэтому брызги от первой громкой рекламной акции попали на многих дам. С крошечным пузырьком нашего времени эффект был бы совсем не тот…

Впрочем, маленький размер упаковки тоже принес пользу: благодаря ему парфюм стал общедоступным товаром.

Еще одна революция случалась, когда место натуральных эфирных масел в духах стали занимать синтетические аналоги.

Но это уже не история, это — современность.

ЗАПАХ СЧАСТЬЯ И ВОНЬ ДЕНЕГ

На какие группы подразделяются запахи? Классификаций — бесчисленное множество. Но на самом деле парфюм ничего не значит.

Даже самый дорогой, самый шикарный.

Любая химическая формула нейтральна, смысл ей придают люди.


Аромат может быть дорог нам в силу жизненного опыта — как воспоминание о родительском доме, любимых духах бабушки или вкусных булочках, которые она пекла.

Романтическое свидание, выпускной бал, первый профессиональный успех и настоящий — щедрый — гонорар… Поводов для сантиментов — множество.

Когда на такой повод накладывается запах, возникает привязанность.


Стало быть, парфюмерные предпочтения — индивидуальны. Как бы ни старались производители духов выстроить потребителей в один ряд и предписать такой-то аромат — для любви, а такой-то — чтобы шикарно выглядеть и вызывать уважение, у них мало что получается.

Природа берет свое: в игру вступают пол, возраст, социальное окружение и место проживания.

Один и тот же аромат в разных странах может иметь противоположное значение. Где-то он ассоциируется с радостью, а где-то используется в погребальных церемониях.


Заставить людей платить за приятно пахнущий воздух становится все труднее.

Подобное случается и с духами, когда в опустевшей бутылочке остается совсем мало драгоценной жидкости.

Надо бы перезарядить — наполнить флакон, но вместо этого жаждущий немедленного результата владелец пузырька неистово жмет на кнопку пульверизатора…

Так же и в косметическом бизнесе: давление со стороны финансистов все усиливается.


На парфюмера уже не смотрят как на художника или композитора, создающего свои произведения по зову души. Теперь, прежде, чем войти в лабораторию, нужно иметь заказчика и план коммерциализации продукта.

Только потом возникает творческая идея, которая может тысячу раз меняться в зависимости от вкусов целевой аудитории и капризов клиента.

И лишь когда идея утверждена, приступают к разработке парфюмерной композиции.


Не улетучивается ли при этом эфемерный дух счастья, который движет художником? Пожалуй, да. Но ведь надо зарабатывать…

«Прибыль» — вот ключевое слово. На нее у дельцов всегда был отменный нюх.

В какой-то момент они почуяли этот приятный запах со стороны парфюмерной отрасли. И все: жизнь волшебных флакончиков превратилась в цепочку покупок и продаж, слияний и поглощений, помпезных презентаций и поспешного закрытия проектов, оказавшихся недостаточно доходными.


До счастья ли тут, до радости ли? Химические формулы становятся разменной монетой все меньшего достоинства.

Если потребители не хотят покупать духи, можно ароматизировать кремы, белье, туалетную бумагу или средства для мытья сантехники.

Последний писк — подделка пищевых продуктов: создание композиций, которые позволяют, например, придать вкус и аромат копченого мяса, неотличимый от натурального, любому синтетическому продукту.

Сделать это, в принципе, несложно, но именитым парфюмерам браться за такую работу совесть не позволяет.

Что ж, денежные боссы зовут на помощь искусственный интеллект. И вот уже машина предлагает варианты…

Держитесь, люди! Скоро вас будут кормить пенопластом, очень похожим на бекон…


Опять хочется воскликнуть: «О времена, о нравы!». Только к чему? Времена проходят, нравы остаются. Безнравственность — тоже…

Увы, дух современно парфюмерии чистым не назовешь. Первозданной радостью тут уже не пахнет. Скорее, какой-то падалью…

ВЗДОХ ОБЛЕГЧЕНИЯ

Неужто все так безнадежно? Конечно же, нет.

Иногда даже в душной атмосфере наживы можно уловить свежие нотки доброты и заботы.

Заботы не столько о прибылях, сколько о благе клиентов, сотрудников и даже совершенно посторонних людей, которые у компании ничего не покупают.

Этот редкий аромат исходит, например, от фирмы Clarins.


Небольшое, по общемировым меркам, семейное предприятие было создано около шестидесяти лет назад для производства косметики из растущих во Франции лекарственных трав.

Натуральные ингредиенты и простые рецепты после Второй мировой войны были очень актуальны. Но с тех пор прошла уйма времени. И у основателей компании было немало соблазнов.

Добавить в продукты вредной химии — пусть клиентки болеют, зато у нас денег в кошельке прибавится.

Варварски относиться к природе, сливая сточные воды в реки, вырубая леса, загрязняя воздух ядовитыми газами.

Отбирать сокровища у нищих и убогих взамен за чисто символическую плату.

Так делали все. Или почти все.

Однако семья устояла.


Цветы и фрукты с родных просторов остались в приоритете. Конечно, они дороже синтетических аналогов, но покупательницы Clarins оказались девушками умными — они предпочитают качество.

В тех случаях, когда для кремов и духов используются привозные ингредиенты — из Африки или Азии — фирма не просто покупает сырье: она инвестирует значительную часть прибыли в орошение земель, посадку деревьев, создание элементарной инфраструктуры, которой в бедных странах попросту нет.

Водопровод, дороги, поликлиники, школы… С точки зрения финансовых воротил — безумное расточительство. Но это так по-семейному — облагораживать дом, в котором живешь.

Столь же нелогичными можно считать затраты на очистку воды и воздуха, строительство экологичных офисов, отказ от пластиковой упаковки и чрезмерно ярких рекламных материалов, печать которых вредит природе, переход на электронный документооборот и удаленную работу еще за десять лет до того, как они стали нормой для всей остальной планеты.

Плюс учреждение разнообразных фондов помощи — изобретателям, женщинам из развивающихся стран, инвалидам. И еще много, много других плюсов…


Так может быть, в этом и заключается по-настоящему удачная формула парфюмерного бизнеса?

Поддерживать семейную атмосферу. Создавать не просто косметику, а будущее. Поступать так, чтобы не было стыдно признаться внукам: это сделали мы…


Очень хотелось бы в это верить, потому, что порою даже из хороших домов приходят плохие вести. Весной 2020 года компания Clarins вынуждена была распроститься со своими парфюмерными подразделениями, уступив их мировому гиганту L’Oréal.


Остается лишь надеяться, что натуральные, природные ароматы доброты и заботы не растворятся бесследно в какофонии запахов, коих у L’Oréal десятки и десятки.

Быть может, как дети, выросшие в хорошей семье, марки сумеют сохранить свою, особенную философию?

Ведь, как показывает опыт, даже в производстве духов без духовных ценностей не обойтись…








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2021