Art--Express

ЧЕЛОВЕК И ОРКЕСТР

- Кто этот странный тип, который взобрался на стульчик и машет руками?

- Дирижер — главный среди исполнителей.

- Главный? Это он вам сказал? Увольняйте с завтрашнего дня.

Пусть не морочит людям голову: главным в любой компании может быть только один — это главный бухгалтер.

А он — просто паразит, который хорошо устроился.

Инструмента нет — значит, получает зарплату зря.

Слушает музыку бесплатно, хотя мог бы покупать билеты на концерты.

Да и руками машет бестолково, так что увольняйте смело.

А если захочет сохранить работу, пусть хотя бы научится сносно танцевать…



«Смеетесь? Напрасно: стены филармоний еще и не такое слышали во время аудиторских проверок», - рассказывает Кристиан Мерлен, автор книги «В сердце оркестра».

Однако, при всей абсурдности механистического подхода, бухгалтеры в чем-то правы: ансамбль — это машина.


ПОЕХАЛИ?

Идея музыкального содружества столь же стара и так же гениальна, как изобретение колеса.

Когда-то кому-то показалось недостаточным наслаждаться звучанием одного-единственного инструмента.

Поскольку скрипки, флейты и прочие арфы сами играть не могут, к ним пришлось добавить людей. Но с условием: музыка должна быть общей. Никакой самодеятельности!

Так появились первые ансамбли — компании инструменталистов, способных играть в унисон.

А что такое оркестр? Тот же ансамбль, только очень внушительных размеров: число исполнителей здесь может превышать сотню человек.


С бухгалтерской точки зрения, оркестр — дело выгодное: созвучие инструментов привлекает гораздо больше внимания публики, чем игра одного исполнителя — пусть даже гениального. Да и репертуар гораздо шире, а значит, прибыли — щедрее.

Жаль только, что некоторые музыканты ленятся — делают пропуски в игре.

Известен вполне реальный случай, когда один из деятелей парижского шоу-бизнеса, посмотрев выступление симфонического оркестра, предложил не платить зарплату лодырям, которые слишком редко прикасались к своим инструментам.

Пришлось объяснять бизнесмену, что паузы — это часть произведения: без них музыка станет некрасивой. Но он, кажется, не поверил.

Что поделаешь: это был директор казино, привыкший получать максимальную отдачу с каждого вложенного сантима…


Исполнитель должен играть! В этом есть своя логика: сколь бы многочисленным ни был состав оркестра, слушатели воспринимают его как целое — большой, сложный, но при этом единственный инструмент.

Именно поэтому в театрах оркестру отводится особое пространство перед сценой — оркестровая яма: она расположена ниже зрительного зала и отгорожена от него.

Артистов не видно: их будто вообще нет. Кажется, что инструменты играют сами.

Идеальная механика…


СУРОВЫЕ БУДНИ ЛОБОТРЯСОВ

Музыка никогда не считалась серьезной профессией. Недаром ведь говорят: «играть».

Но так ли весело и приятно проводят время те, кто всю жизнь забавляется? Отнюдь.

У инструменталистов любого оркестра есть масса скучных обязанностей. И чем коллектив знаменитее, нем повинностей больше.

Приходить на репетиции точно по графику: опоздание карается штрафом.

Работать в течение определенного количества часов — даже если нет вдохновения.

Играть то, что скажут, а не то, что нравится.

Выполнять все указания начальства — пусть они порой и абсурдны.

А главное — не выделяться, не демонстрировать свой талант. Совершенно не важно, что за плечами — победы в международных конкурсах. На службе исполнитель — всего лишь один из сотни.

В общем, все — как в обычном офисе.


Так стоит ли мучиться? Может, проще выбрать сольную карьеру? Ездить на гастроли, получать сытные гонорары, слышать овации и комплименты публики, адресованные лично вам…

Пожалуй. Если вы — исполнитель мирового уровня. Но и в этом случае за ваше будущее никто не поручится.


Карьера сценических звезд коротка: стоит появиться кому-то новому — и былой любимчик уже забыт.

Концерты редки, а деньги платят только за них.

Затраты меж тем — гигантские: аренда концертного зала и сценического оборудования, билеты на поезда и самолеты, проживание в гостиницах, питание, костюмы наконец…

Инструмент надо все время возить с собой, ведь неизвестно, что вас ждет в очередном городе.

А еще и реклама нужна — без нее на концерт просто никто не придет.

Что остается в итоге? Гроши на которые надо умудриться жить.

И хорошо еще, если у вас нет семьи — тогда с нестабильностью и постоянными разъездами можно смириться.

А если хочется домашнего уюта, тепла? А если дети?


Тут уж у любого гения только два пути: или в оркестр, или в ресторан.

Оркестр, пожалуй, поприличней будет.

К тому же, администрация все берет на себя: зарплату, костюмы, инструменты, командировочные расходы.

Правда, взамен за полный пансион следует отдать свою бесценную свободу.

Вы бы согласились?


УКРОТИТЕЛЬ ГЕНИЕВ

Добро пожаловать в клетку, где обитают сотни птиц: каждая — с особенным голосом и неповторимой окраской перьев.

Любая птица уверена: она — лучшая в мире. И она сообщает об этом остальным. В итоге, все ссорятся.

Как превратить беспорядочный галдеж драчунов в стройный хор? В этом и заключается работа дирижера.


Приказывать музыкантам бесполезно: они только обозлятся.

Будут играть механически, без души: когда ноты, вроде бы, те же, что в партитуре, но звук — будто у роботов. Подобный оркестр легко имитировать с помощью простейшего аудиоредактора.

А вот чего никакой компьютер не в силах сделать — так это передать живые, человеческие эмоции. Именно те, что создают характер ансамбля, его узнаваемый стиль.


Любители классической музыки без труда отличают «голос» парижского симфонического оркестра от оркестра лондонского или токийского. И дело не только в репертуаре.

Один и тот же инструмент звучит по-разному в разных городах, при разной температуре и влажности воздуха.

Важна и физическая форма музыкантов: простуженный человек играет совсем не так, как здоровый.

Но самым главным остается состояние души: энтузиазм, профессиональная гордость, уверенность в том, что быть частью великого, всемирно известного коллектива — огромная честь.


Дирижер обязан вдохновлять и вызывать доверие.

Конечно, в этой среде встречаются и самовлюбленные тираны, однако их танцы с палочкой в руках длятся недолго: музыканты умеют показать свой норов!

А вот если симпатия между руководителем и коллективом — взаимная, можно рассчитывать и на хороший звук, и на достойные сборы от концертов.


Но чтобы звук был по-настоящему классным, дирижер должен понимать особенности каждого инструмента, а также учитывать сильные и слабые стороны исполнителя.

Впрочем, и этого мало: надо быть в курсе отношений между инструменталистами. Именно дирижеру приходится улаживать конфликты поколений, убеждать молодых прислушаться к авторитетному мнению старших, ну а мастеров приобщать к свежим идеям.

То есть, он и музыкант, и психолог одновременно.


Да к тому же — врач.

Представьте, что на улице очень жарко, музыканты вспотели. Какое влияние это окажет на звук оркестра?

Дать точный ответ может только человек с недюжинными медицинскими познаниями. Или хороший дирижер.

Опытный руководитель заранее почувствует, что громкость инструментов вот-вот станет невыносимой. И он незаметно подаст команду музыкантам играть поспокойнее.


Выбор репертуара — также прерогатива дирижера.

Нужно, чтобы все оркестранты участвовали в постановках, потому что, когда артист долго сидит без дела, он теряет квалификацию.

С другой стороны, следует заботиться о красоте звучания. Некоторые произведения делают голос оркестра более чистым, легким, другие, наоборот, утяжеляют его.


А еще дирижер — это художник, создающий цельную, гармоничную картину из множества разрозненных кусочков.

Палочка — словно кисть, которую он окунает то в светлую палитру скрипок, то в густую тень контрабаса.


Правая рука отбивает ритм, левая указывает инструментам, когда им вступать и как играть: мягко, вкрадчиво или сильно и смело.

Ну а если надо обратиться сразу к нескольким артистам? Тогда в ход идут выразительный взгляд, кивок головой, может быть, даже движение ног.


В общем, дирижер танцует неспроста: он так отправляет сообщения музыкантам.

Да, у него нет ни одного инструмента, но он играет сразу на всех.

Придется уволить аудитора…








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2021