Art--Express

НУ ЧТО, КРАСИВАЯ, ПОЕХАЛИ КАТАТЬСЯ?

А копытом в лоб не желаете?

Прежде, чем делать сомнительные предложения, займитесь-ка самообразованием.

Авторы монографии «Обучение в среде животных» расскажут вам о том, как добиться желаемого в общении с лошадьми.

Но, кстати, некоторые постулаты книги вполне применимы и по отношению к людям.

Так что читайте.

И помните: красивые предпочитают воспитанных.


содеРЖАТЕЛЬНЫЙ диалог

Забудьте слово «дрессировка»: его можно применять только по отношению к глупым и слабым созданиям, а лошадь намного сильнее вас.

По крайней мере, в смысле физическом: ваш вес не идет ни в какое сравнение с весом вашего коня.

А скорость? Вы умеете так быстро бегать?

С интеллектом тоже не все просто. Лошадь способна запомнить до двухсот слов и даже может их комбинировать между собой.

А ведь человеческий язык для нее — иностранный! Не каждый двуногий похвастается такими талантами…


Конечно, есть сферы, где хомо сапиенс чуть более компетентен. И он вполне может поделиться своими знаниями.

Но при этом важно вести себя не как хозяин, а как чуткий наставник, близкий друг.

Полноценное общение возможно лишь тогда, когда лошадь вам доверяет.

В чем это выражается? Вам позволено не просто приближаться, но прикасаться к любой части тела животного, включая самые интимные места.


Начинать лучше с гривы: приучите коня к касаниям, поглаживаниям, расчесыванию. Потом можно будет перейти к шее и спине. Хвост и брюхо — в последнюю очередь.

Еще большего доверия требуют медицинские манипуляции. Двуногий товарищ должен познакомить своего коня со стетоскопом, термометром и шприцем.

Иголку в шприц, конечно, не вставляют. Поначалу это просто игра в доктора.

Однако легкомысленное с виду занятие совершенно необходимо: иначе реального врача лошадь к себе просто не подпустит. Или разрешит подойти, но когда поймет, чего хочет нахал, покалечит его.


Важнейшее качество хорошего воспитателя — способность поставить себя на место ученика, понять, что он чувствует, о чем думает.

Следите за ушами питомца, а также за глазами и хвостом. Обратите внимание, напряжены ли мускулы.

Испуганное, уставшее или чрезмерно возбужденное животное обучение не поддается.


Если мимо только что пробежала симпатичная девушка с пышной гривой и звонкими копытами, коню, ясное дело, будет не до вас.

Еще хуже обстоят дела, если ученик чего-то боится: лошадь генетически запрограммирована на то, чтобы в случае опасности защищаться, проявляя агрессию, убегать или впадать в ступор, замирать.

Способность к анализу, пониманию в этот момент напрочь отключается.


Словом, выбирайте для занятий подходящий момент: когда ученика ничто не отвлекает, когда он здоров и в хорошем настроении.

Не требуйте сразу слишком многого.

Даже самая талантливая лошадь не сможет сделать крутой поворот на передних ногах после первой тренировки. Такие сложные упражнения отрабатываются месяцами: постепенно, шаг за шагом.

Да и простые запоминаются не сразу: наилучшего результата можно добиться лишь после третьего урока.

Будьте терпеливы.

Как видите, настоящий друг коня должен быть не только отменным педагогом, но и хорошо подкованным психологом.

ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ

Надо признать, что педагогический арсенал двуногих, возомнивших себя венцом творения, довольно скуден.

Основным приемом обучения «братьев меньших» является метод кнута и пряника или, выражаясь более научным языком, метод положительных и отрицательных стимулов.

К отрицательным относится все, что вызывает боль и дискомфорт. К положительным — редкие угощения и ласки.

Наказания применяются гораздо чаще. Но есть проблема: когда страдание достигает предельно высокого уровня, ученик становится к нему нечувствительным.


Если ударить лошадь кнутом слегка, она подчинится приказу. А если избить до полусмерти, все усилия «педагога» пойдут насмарку: животное категорически откажется сотрудничать.

Лучше издохнуть, чем быть рабом сумасшедшего изувера.

Поэтому наказание должно быть дозированным.


В случае непослушания коня сначала хлопают ладошкой.

Бесполезно? Тогда в ход идет кулак.

Потом наездник налегает всем телом, что для лошади довольно неприятно.

Крайняя мера — кнут, но только в легкой форме.


Если конь не подчиняется, учителю пора задать себе парочку вопросов из серии «сам дурак».

Быть может, лошадь считает предлагаемое упражнение слишком трудным или даже опасным. Так бывает, например при переходе через реку или густой лес.

В подобных случаях друга нужно успокоить, а потом продемонстрировать, что задача — выполнима.

Если переход совершается в группе, перед боязливым конем ставят спокойного и уверенного в себе. Следовать за более успешным товарищем — куда проще, чем преодолевать страх одному.

Других коней нет? Значит, роль супергероя должен взять на себя учитель. Ему предстоит пройти по лесной тропе или переплыть реку.

Осилил? Тогда, может, и лошадь согласится.


Ну а если нет?

Вот в этом-то и заключается главная ошибка: требовать от коня того, что пугает нас самих.

Животные всегда чувствуют стресс человека. А лошади, к тому же, перенимают его и усиливают.

Это вам не кошки — они не будут успокаивать мурчанием.


Два существа в состоянии панической атаки — смесь крайне взрывоопасная.

В лучшем случае, лошадь не станет выполнять ваш приказ. В худшем — проявит агрессию.

Вывод: прежде, чем войти в конюшню, успокойтесь.

И ставьте перед учеником только реальные цели.


Кроме того, просьба должна быть ясной. А то ведь бывают очень противоречивые указания.

В понимании лошади прикосновение ноги означает «беги!», а руки — «стой!».

Ну а если вы хлопаете коня сразу и ногами, и руками, как это перевести?

«Беги стоя»???

Бред какой-то.


Не исключена и другая ситуация: наставник выразил свое недовольство слишком поздно: конь просто не догадывается, что именно вызвало гнев.

Если какой-то поступок ученика вам не нравится, возмездие должно быть немедленным. И пропорциональным шалости.

Читать нотации, а тем паче орать через неделю или даже назавтра — бессмысленно.


Столь же важно прекращать выволочку сразу, как только конь исправил ошибку.

Если вы продолжаете злиться — это ваша проблема.

Научитесь контролировать свои эмоции, а потом только давайте уроки кому-то другому.


С другой стороны, слишком мягкий, бесхарактерный учитель тоже не добьется успеха.

Если он никогда не пользуется кнутом, не указывает на ошибки, не заставляет их исправлять, лошадь будет считать себя самой умной и самой главной.

Тогда человеку с нею не сладить.


Обучение — это все-таки отношения власти, превосходства.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы получать желаемый результат с минимальными усилиями.

При хорошем взаимопонимании конь подчиняется слову, жесту, похлопыванию или поглаживанию в определенном месте.

Кстати, у каждой лошади участок тела, гарантирующий абсолютное послушание — свой. Задача педагога — найти его и использовать с умом.


И не забывайте вознаграждать коня за каждый, пусть даже самый маленький, успех.

Похвалой, лаской, чем-нибудь вкусненьким.

Требовать немногого, просить часто, награждать щедро — вот столпы, на которых зиждется педагогический успех.

ОБЩИЙ ЯЗЫК

А кстати, какой он? Лошадь ведь не говорит по-человечьи.

Не говорит, да. Но многое понимает. Поэтому главным способом общения являются слова.

Команды голосом можно подавать даже на большом расстоянии, когда конь не видит вас — это очень удобно.

Но важно, чтобы вокруг было не слишком шумно, иначе понять, что вы говорите, лошади будет очень трудно.

А еще конь должен быть уверен, что вы обращаетесь именно к нему, не к кому-то другому.

Как можно чаще называйте питомца по имени и используйте это имя, когда о чем-то просите.


Играет роль и тон голоса: сердитый, требовательный или веселый и ласковый. Лошадь в этом хорошо разбирается.

Фразы нужно ясно формулировать и четко произносить.

Без хорошей дикции и ораторского мастерства наставнику лошадей никак не обойтись.


В шумной среде может выручить образное, визуальное мышление.

Когда животное видит какой-то предмет, оно понимает, что следует делать.

Ведро с водой — пить. Сено — кушать. Барьер — прыгать.

Однако такая передача информации возможна лишь в ограниченном количестве случаев и только с хорошо знакомыми вещами.


Проще всего достичь взаимопонимания при тактильном общении.

Прикосновением можно указать коню, в каком направлении двигаться, задать скорость и ритм, наказать, похвалить, обучить самым сложным трюкам.


Наконец, желаемого результата реально добиться с помощью вкусностей, то есть через язык удовольствия.

Только имейте в виду: вознаграждение за хорошо проделанную работу должно быть очень аппетитным, но очень маленьким.

Если наслаждение длится всего несколько мгновений, у коня будет стимул, чтобы совершать новые подвиги. А если он наестся до отвала, считай, занятие окончено.

Не стоит в целях экономии подсовывать воспитаннику продукт, который ему не нравится или с которым он совершенно не знаком: так вознаграждение потеряет всякий смысл.

И разумеется, угощение следует давать в конце урока, а не в начале. Иначе лошадь будет вымогать его у вас.

Тогда, увы, без вкусностей у вас ничегошеньки не получится.


Как и любой педагогический метод, обучение коня следует систематизировать.

Неплохо бы составить словарь, куда включены все фразы, которые ваш питомец понимает, а также жесты и визуальные стимулы.

Очень полезна программа занятий с четко сформулированными целями, сроками их достижения и описанием методов, которые применяются для воспитания.

Однако же программа не должна быть слишком жесткой: ее следует адаптировать к способностям, успехам и проблемам ученика.


Очень хорошо вести дневник и записывать туда впечатления о каждом проведенном занятии, сразу после его окончания, пока память еще свежа.

Почаще задавайте себе вопросы, исправляйте ошибки, совершенствуйтесь…


Ну что, теперь пригласить лошадь на прогулку кажется вам непосильной задачей?

Напрасно вы так думаете. Вы справитесь.

Но знайте: любой урок следует завершать при первых признаках усталости. И непременно на позитивной ноте.


Вот, кстати, повод для оптимизма:

ваш конь прекрасно знает, что истинных, непреходящих ценностей на свете — всего две: искренняя дружба и светлый разум.


Это очень мудро.

Вам есть, чему у него поучиться…








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2021