Art--Express

ГРАНД-ОТЕЛЬ:
локомотив прогресса

У каждой эпохи — свои революции.

И не только политические.

Помимо смены глав государств и министерских чиновников, бывают еще и другие, едва заметные события.

Поначалу они кажутся мелкими, незначительными, недостойными внимания. А потом в корне меняют мир.

В двадцать первом веке двигателем революций стал интернет. В двадцатом — электричество. В девятнадцатом карту мира перекроили железные дороги.



Можно, конечно, вспомнить еще и про капитал. Но на что годен капитал без движения?

До начала девятнадцатого века деньги не давали никаких социальных преимуществ. Крестьянин, пусть и очень богатый, так и оставался крестьянином. Служить при дворе он не имел права, породниться с благородным семейством — тоже.

Даже свержение королевской власти ничего, в сущности, не изменило. Да, отдельные выскочки теперь могли стать министрами. Однако уклад жизни остался прежним.

Бедные прозябали в бедности, богатые скучали в своих роскошных замках.

Чтобы приехать из провинции в столицу, следовало купить там дом или договориться о проживании с кем-то из родственников.

И то, и другое — очень долго и хлопотно. Стоит ли возиться?


Но вот чудо, венец творения — паровоз!

Железный монстр доставит вас в столицу быстрее любой лошади.

А где же вы будете жить?

Еще одно чудо — временный дом.

Такой же шикарный, как замок.

Гостиница.

Были бы только деньги…


Вот и капитал пришел в движение, заработал.

Жизнь стала совсем иной. Это — настоящая революция.

Но как ее описать?

Слова «свобода», «равенство» и «братство» будут, наверное, слишком абстрактными.

Куда больше подойдут символы весомые, конкретные: деньги, железные дороги, Гранд-Отель.


Это название давно уже стало именем нарицательным: его даже в словарях пишут с маленькой буквы.

Но мы все-таки сохраним уважение к амбициозному проекту, появившемуся на свет сто шестьдесят лет назад и благополучно существующему до наших дней.

Недаром же Гранд-Отель упоминают всякий раз, когда хотят подчеркнуть, что условия проживания не дотягивают до совершенства.

«Тут вам не Гранд-Отель!»

А где?

Как выглядит идеальный дом? И как он создавался?


Строительство Гранд-Отеля длилось всего год, но подготовка к нему заняла целых полвека.

Франция начала девятнадцатого столетия разуверилась не только в королях, но и в Боге. Одним махом сносились церкви, даже очень красивые и очень прочные.

Попал под горячую руку и женский монастырь общины капуцинок, расположенный в северной части Парижа, недалеко от Лувра.

Что будет находится на месте ставшего неугодным заведения? Власти грезили о технических новинках.

Вот диковинное слово: «железная дорога». Оно только-только вошло в обиход инженеров. Вживую эту штуку пока никто не видел, но помечтать хочется всем.

Хорошо бы подвести такую дорогу к Парижу. Нет, не к Лувру, конечно — это было бы чересчур смело, хоти бы к окраинам…


И вот, один за другим, в городе вырастают вокзалы.

Поначалу они соединяют столицу с промышленными центрами в провинции и местами добычи полезных ископаемых. Затем начинаются и пассажирские перевозки.

В середине девятнадцатого века из Парижа легко добраться даже за рубеж. И даже до берегов Атлантики, откуда можно пересесть на корабль.

Кругосветные путешествия становятся реальностью!


Именно в это время, а вовсе не в двадцатом или двадцать первом столетии, начинается соперничество между странами за мировое лидерство.

Чтобы доказать, что Франция — лучше, красивее, главнее, в столице прокладывают новые улицы и бульвары, возводят невиданной красоты дома и даже планируют организовать Всемирную выставку.

У парижан кружится голова от скорости, с которой паровозы мчат их в светлое будущее: «Мы так Америку обгоним!»

Кстати, там, за океаном, есть еще одно диво: отель для богатых путешественников. Нам надо такой же!


Блестящая идея!

За небольшой участок влажной, заболоченной земли, на котором стоял когда-то монастырь капуцинок, начинают биться банкирские дома.

А имена-то какие! Перейр, Ротшильд…

Они что, обезумели?

Вовсе нет. Финансисты хорошо понимают: отсюда можно за несколько минут дойти пешком до Лувра. Кроме того, земельный участок расположен аккурат между трех вокзалов.

Помимо отеля здесь будет оперный театр и множество шикарных магазинов. Совсем рядом ювелирный рай — Вандомская площадь.

Лакомый кусочек!


Правда, и контроль — строжайший.

За строительством следят не только архитекторы и бухгалтеры, но также министр и глава государства собственной персоной.

Конкуренты тоже начеку: малейшая ошибка чревата потерей контракта.


Братья Перейр, которым удалось отвоевать право на финансирование проекта, не смыкают глаз.

Каждая каменная плита для стен здания пронумерована. Учтены все болты и гайки, все люстры и ковры, каждый грамм золота, мрамора, стекла и железа. Записаны все приходы и расходы.

Стройка функционирует четко и быстро, словно железнодорожный вокзал.

Повод для спешки есть: конкурсы, согласования и прочие бюрократические проволочки длились десятилетиями, а теперь, менее чем за год, нужно возвести лучший в мире отель.

Работа кипит круглосуточно. Ночную тьму разгоняют только что изобретенные электрические лампы, о существовании которых остальное человечество еще даже не подозревает.

Пока внутри здания идет отделка стен, снаружи пилят доски, снимают с них стружку и стучат молотками плотники, создающие уникальную мебель.

Особое внимание — фундаменту: местность — болотистая, но дом должен стоять прочно.


У архитекторов сложная задача. Это эпоха стандартизации: фасады домов на главных улицах города должны быть одинаковыми. Лучший в мире отель — не исключение.

Вся роскошь — внутри.

Широкие лестницы, колонны, просторные апартаменты, уютные диваны, хрустальные люстры…

Золото и мрамор, бархат и шелк, шедевры живописи и скульптуры, телеграф и звонки для вызова горничных...

Ресторан под стеклянным куполом, где могут разместиться сразу шестьсот гурманов, легко превращается в концертный зал или новомодный синематограф.

Над внутренним двором также возвышается прозрачная крыша: дорогим гостям даже самая плохая погода не страшна.

В начале двадцатого века постояльцы Гранд-Отеля уже могут принимать горячую ванну, кататься на лифте и пользоваться яркой лампой. Остальное человечество узнает о том, что такое электричество, водоснабжение и канализация, лет через сорок-пятьдесят.


Сразу после открытия Гранд-Отель стал центром притяжения не только финансовой, но и творческой элиты.

Писатели и художники, звезды театра и кино, знаменитые ученые и философы, начинающие политики, опытные олигархи, президенты, короли и султаны — все старались побывать здесь хотя бы раз.

Понежиться на большой кровати, посидеть на террасе кафе…

Может быть, даже увидеть жарким летним днем, после сильной грозы, в клубах пара, поднимающегося над разомлевшей мостовой, золотой силуэт ангела…

Да, да, и такое бывает: просто статуя с крыши Оперы Гарнье, сияющая в солнечных лучах, отражается в туманном облаке.

Но мистики, коих среди творческих людей немало, уверены: это хороший знак, что-то вроде благословения.


Шли годы, Гранд-Отель менял хозяев.

На смену французским банкирам пришли итальянские дельцы, а потом — финансовая группа Constellation из Катара, вложившая несколько десятков миллионов евро для того, чтобы изрядно обветшавший, но по-прежнему легендарный дом смог вновь распахнуть свои двери к стошестидесятилетнему юбилею.

Злопыхатели, наверное, скажут: «Так это теперь не парижская гостиница, а арабская!»

Глупости! Совершенно неважно, кто финансировал реставрацию.

В отличие от политических революций, которые часто совершаются в меркантильных целях, плоды технического прогресса просто невозможно присвоить: они принадлежат всем.

Кто вспомнит нынче фамилии банкиров, выдававших зарплату изобретателям железных дорог, электричества или интернета? Да никто!

А кто пользуется этими благами цивилизации? Да каждый!


Так же и Гранд-Отель.

Его название стало именем нарицательным, важной исторической вехой, частью мировой памяти.


Даже если вы никогда не бывали в роскошных апартаментах и не видели силуэт золотого ангела в облаке тумана, Гранд-Отель все равно принадлежит вам —

как символ радикальных перемен и абсолютного совершенства.

Как идеал, к которому нужно стремиться.








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2021