Art--Express

ЛЮБОВЬ В НАСЛЕДСТВО

«Скульптура — это любовь, воплощенная в камне», — уверены хранители музея Антуана Бурделя.

Бурдель — один из самых ярких представителей французской культуры конца девятнадцатого-начала двадцатого века, ученик и друг Огюста Родена.

После смерти ваятеля его ателье стало музеем — такова была воля вдовы.

Однако связь скульптуры и любви заключается не только в этом. У них очень — очень! — много общего.



Никакое другое искусство не требует такой самоотдачи.

В скульптуре, чтобы результат был правдоподобным, похожим на оригинал, нужно полностью забыть о себе и своих амбициях.

Понимание — вот что требуется.

Перевоплотиться в другое существо.

Ощутить, как свою, каждую его черточку.

Все принять, со всем согласиться.

Повсюду увидеть красоту и суметь ее воспроизвести своими собственными руками.


Как и в любви, в скульптуре необходимо смирение.

Есть, конечно, деятели, которые пытаются бороться с материалом, подчинять его себе, да только их победы весьма сомнительны.

А ведь у силачей имеется все необходимое: тяжелые молотки и острые ножи, сверла и зубила…

Увы, статуи у агрессоров получаются такими же грубыми, как они сами.

Или не получаются вовсе: камень и глина крошатся, мрамор и дерево трескаются, даже металл не выдерживает жестокого обращения…


А вот из рук нежных, добрых и терпеливых выходят истинные шедевры.

Интересно, почему?

Да потому, что хороший скульптор знает: не стоит насиловать природу.

С материалом надо хорошенько познакомиться, определить его сильные и слабые стороны, разобраться, какие инструменты дадут наилучший результат.


Но разве не так же в любви?

Бессмысленно ломать характер супруга, пытаться переделать его в соответствии со своими потребностями.

Будьте внимательны и терпеливы: со временем шероховатости сгладятся.

Кривое станет ровным, страшненькое — симпатичным.

Как в руках у хорошего скульптора…


И в любви, и в скульптуре реальность уживается с фантазиями.

Причем, вымысел часто кажется более правдивым.

Огромные бедра и грудь в силуэте матери-кормилицы воспринимаются как должное.

У спортсменов и воинов очень большие ноги и руки. Кстати, не всегда похожие, как близнецы: одна вполне может оказаться крупнее другой.


Такое различие вполне объяснимо: с помощью размера скульптор обращает наше внимание на самые выразительные детали.

Удивительно другое: именно от этих неправильных, непропорциональных статуй зрители приходят в восторг.

Впрочем, объяснение есть и здесь: то, что для нас важно, кажется нам красивым.


Форма скульптуры постоянна, но впечатление о ней все время меняется.

Обойдите вокруг, встаньте чуть поодаль, посетите музей через неделю…

Взгляд всякий раз будет новым.

Так же и в отношениях с любимым человеком.


Мгновение и вечность: скульптура может запечатлеть позу, которую невозможно ни удержать, ни повторить.

Прыжок через пропасть, выстрел из лука, стойка на кончиках пальцев одной ноги…

Но ведь и в любви есть неповторимые мгновения.

А наша память — словно скульптура, позволяющая заново их пережить…


Высокое и низкое, поэзия романтических свиданий и проза постели в любви…

А в скульптуре?

Статуи, которые нынче выставляются в Лувре как шедевры глубокой древности, на поверку оказываются кувшинами для вина, чайниками, сахарницами, пепельницами или, в лучшем случае, вазами для цветов…


Видимое и невидимое.

Антуан Бурдель считал, что материя в скульптуре олицетворяет мужское начало, а пустота — женское.

Красота рождается от соединения одного и другого.

Более того, без учета пустоты, одной только глиной или мрамором, нереально выразить идею.


Пустота может изображать очень маленький, тонкий предмет, которого в самой скульптуре нет, например, тетиву лука.

Но она способна также создать общее впечатление напряжения, тревоги, нестабильности. Или наоборот — покоя и умиротворенности.

Как это похоже на семейные отношения!

Там тоже невидимое, недосказанное может оказаться очень важным и весомым…


Счастливые влюбленные, чьи чувства оказались взаимными, начинают вить уютное гнездышко. Успешные скульпторы — тоже.

Скульптура формирует вокруг себя целые городские кварталы.

Монмартр и Монпарнас стали маяками в мире искусства именно потому, что туда начали приезжать талантливые провинциалы.

И там, и там были доступные по цене квартиры. А вскоре к ним прибавились магазины инструментов и материалов, рестораны и кафе, выставочные залы и художественные школы.

Здесь можно было учиться и работать, общаться с коллегами, дружить, влюбляться и просто счастливо жить.

Красота!


Как и любовь, скульптура не очень-то дружит с коммерцией. Хотя соблазн прославиться и сказочно разбогатеть есть и там, и там.

В древности скульпторов считали простыми ремесленниками. Чаще всего, они не подписывали свои произведения, поэтому ни о какой известности речи быть не могло.

Зато в наше время ваятель — истинный художник, создатель особенного мира, почти бог.

И вот тут таится множество опасностей.


Если говорить честно, работа скульптора — не всегда приятное занятие.

Камни — тяжелые. Гипс и глина — грязные. Инструменты — острые.

Естественное желание художника, ставшего знаменитым, — передать самые сложные и трудоемкие функции кому-то другому.

Так в мастерской появляются камнетёсы, месильщики гипса и прочие подмастерья.

Еще одно новшество — формы: со статуи снимают оттиск, а потом делают копии.

Это очень выгодно: теперь каждую скульптуру реально продать не один, а тысячу раз. Может, даже миллион…


Шикарно! Великий Гений отныне занят только творчеством.

Он создает эскизы, наброски, над доделкой которых корпят многочисленные ученики.

У рабов, конечно, нет ни малейшего шанса, даже если они в сто раз талантливее Мастера: мир никогда не узнает их имен.

Слава и деньги достаются только Мэтру.

Но и его беспечная жизнь, увы, длится недолго.


Для достижения успеха в искусстве нужны постоянные тренировки: без них теоретические знания очень быстро теряются.

Глаз «замыливается», рука становится не такой твердой, «нюх» на новые тенденции напрочь пропадает.

Нет уже ни чистоты линий, ни былой оригинальности.

А старые поделки, растиражированные миллионами экземпляров, продаются все хуже…

Так угасают звезды…


Что здесь общего с любовью? Многое.

Чем амбициознее цели, которых вы хотите добиться с помощью брака, тем меньше вероятность их достижения.

Желание брать, потреблять, заглатывать пагубно для любви.

С другой стороны, когда вы спокойно, без истерик, создаете свою семью, то через некоторое время замечаете, что уровень вашего материального благополучия существенно возрос.

Это происходит даже в том случае, когда нет новых заработков.

Ничего сверхъестественного: просто, вы научились грамотно пользоваться теми ресурсами, которые у вас уже имеются.


Нечто подобное происходит и в скульптуре: когда мастер тратит свое время не на создание копий, а на передачу накопленного опыта, когда становится настоящим Учителем, его начинают по-настоящему уважать.

А вслед за этим появляются и новые заказы.

Дающему да воздастся…


Заметьте, кстати: потомки называют великими не тех, кто при жизни стремился к власти, покорял страны и народы, и даже не тех, кто был сказочно богат, а тех, кто больше всего дал человечеству — таков закон Времени.

А со Временем и у скульптуры, и у любви — особые отношения.

Кажется, им известен закон бессмертия….


Как передать информацию сквозь века? Это почти невозможно.

Технические средства устаревают через несколько лет, книги исчезают через десятилетия, живопись может прожить, в самом лучшем случае, несколько столетий.

Только камень не боится ни воды, ни огня…


Но писать что-либо на камне — бесполезно.

Сколько раз археологи находили таблички, испещренные непонятными знаками.

А дальше?

Расшифровать их не представляется возможным.

Только скульптура способна поведать нам о том, какими были люди много тысячелетий назад.


А еще — любовь.

Мать, склонившаяся над кроваткой ребенка, чтобы рассказать ему сказку, передает своему чаду память веков.

Там динозавры становятся драконами, а представители высокоразвитых, но давно погибших цивилизаций называются колдунами.

Они умеют летать и узнают новости при помощи волшебных зеркал…


К слову, силу воздействия скульптуры прекрасно осознают политические деятели.

Они понимают, что книги, живопись, театры и кино доступны лишь ограниченному кругу лиц.

Кто-то не может позволить себе культурный отдых по финансовым соображениям, а кто-то просто недостаточно образован.

Зато скульптуры в общественных местах видят все.


Именно поэтому новые императоры первым делом сносят памятники предшественников и заказывают свои собственные.

Так же и во время войн: в прицел снайперов попадают не только живые люди, но и каменные.

Это кажется полной бессмыслицей: статуи-то за что убивать?

Не «за что», а «почему».

Потому, что скульптура — мощнейший инструмент политической пропаганды.


Где война — там и смерть.

И скульптура — тоже.

У многих древних цивилизаций было принято обустраивать гробницу как дом — с мебелью и статуями.

Наши предки понимали, что тело исчезает, но дух продолжает жить.


Вот так. Оказывается, скульптуры способны оживить окружающее пространство — даже совершенно мертвое.

И это правда, ведь они хранит в себе энергию жизни, энергию любви.

Вот их секрет бессмертия.


Истинное богатство заключается в том, чтобы отдавать, а не брать

Когда вы чего-то слишком сильно жаждете, ваши желания генерируют недобрую энергию, энергию смерти.

В принципе, нет ничего плохого в том, чтобы иметь красивый дом и хорошую работу. Плохо, когда у вас ничего этого нет, и вы готовы расшибиться в лепешку, чтобы это заполучить.


Скверно желать другому смерти, чтобы завладеть его деньгами или имуществом.

Смерть возвращается бумерангом.

Чтобы жить долго и счастливо, надо просто понять: причина любых агрессивных, воинственных действий — самая обыкновенная зависть.

А зависть несет в себе энергию распада, разложения, угасания.

Недаром же люди, которые все время думают о деньгах, выглядят значительно старше своих лет.


Но усилия зависти — тщетны.

Деньги и имущество смертны. Они могут умереть даже быстрее, чем их владелец.

Их легко украсть, выманить обманом, повредить.

Наконец, со временем материальные богатства просто обесцениваются.


А вот любовь — единственный настоящий капитал.

Более того, это единственный капитал, который реально передать детям при жизни.

Для такого наследства не нужна смерть. Наоборот, жизнь должна длиться как можно дольше.

Ведь чем дольше жизнь, тем больше любви.